об оспаривании решения начальника ОГИБДД ОВД по ПГО Панфилова Д.С.



Решение в окончательной форме

принято 5 мая 2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской         23 апреля 2010 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретарях Чупруновой Н.В. и Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-658/2010 по заявлению Федюнина А.В. об оспаривании решения начальника отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилова Д.С.,

УСТАНОВИЛ:

Федюнин А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения начальника отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилова Д.С., мотивируя это тем, что он является собственником автомобиля БМВ-7330, государственный номер <данные изъяты>. "дата изъята" он обратился к начальнику отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилову Д.С. с заявлением о выдаче ему свидетельства на высвобождающиеся номерные агрегаты к его автомобилю: на кузов - для последующей утилизации, и на двигатель - для последующего использования. "дата изъята" Панфилов Д.С. отказал ему в этом, ссылаясь на то, что данный автомобиль числится в федеральном розыске с "дата изъята", в связи с чем регистрация автомобиля признана недействительной и аннулирована УГИБДД ГУВД по Свердловской области "дата изъята" По его просьбе было установлено, что в федеральном розыске находится другой автомобиль БМВ-740, <данные изъяты>, его же автомобиль имеет марку (модель) БМВ-730, <данные изъяты>, то есть имеется частичное совпадение идентификационного номера. Поскольку номер кузова его автомобиля всё-таки имеет следы изменения (первоначальный номер восстановлен), он хочет утилизировать кузов, и двигатель использовать в дальнейшем. Отказ в регистрации высвобождающихся агрегатов транспортного средства препятствует его осуществлять права собственника автомобиля, использовать его двигатель по назначению. Просит признать незаконным решение начальника отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилова Д.С. об отказе в выдаче ему свидетельств на высвобождающиеся номерные агрегаты и обязать это должностное лицо выдать свидетельства на кузов автомобиля БМВ-740 <данные изъяты> для последующей утилизации, и на двигатель этого автомобиля для последующего его использования.

В судебном заседании заявитель поддержал свое заявление и его доводы.

Начальник отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилов Д.С. с жалобой не согласился и пояснил, что в связи с аннулированием регистрации транспортного средства, принадлежащего заявителю, невозможно проведение дальнейших регистрационных действий при изменении регистрационных данных, связанных с заменой соответствующих номерных агрегатов, а также при снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с их утилизацией (списанием).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Федюнин А.В. является собственником транспортного средства автомобиля БМВ-730, <данные изъяты>, что подтверждается копией паспорта транспортного средства, имеющихся в отказном материале . Из него видно, что документом, подтверждающим право собственности заявителя на этот автомобиль, является справка-счет от "дата изъята"

"дата изъята" автомобиль был зарегистрирован РЭО УГИБДД ГУВД <адрес изъят>, о чем выдано соответствующее свидетельство. При этом в 2001г. также проводилась проверка, в ходе которой в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием признаков преступления. Также установлено, что при проверке первоначального номера кузова автомобиля БМВ-730, принадлежавшего на тот момент Я. (предыдущему собственнику), по базе розыска, выяснилось, что автомашина снята с розыска по линии Интерпола. При этом эксплуатация автомашины БМВ-730, имеющей идентификационный номер <данные изъяты>, то есть с первоначальным номером, разрешена.

Также в ходе этой проверки в "дата изъята" проводилось исследование на предмет определения цвета автомобиля БМВ-730, в ходе которой установлено, что автомобиль имеет первоначальный цвет <данные изъяты>.

Из рапорта оперуполномоченного ОУР УВД по МО «Г. Екатеринбург» видно, что "дата изъята" в дежурную часть УВД по МО «Г. Екатеринбург» поступил рапорт инспектора ГИБДД о задержании автомобиля БМВ-730 и признаками изменения номерных агрегатов.

В ходе проведенной проверки проведено исследование маркировочных обозначений кузова и двигателя автомобиля БМВ-740 <данные изъяты>, с пластинами государственного регистрационного знака <данные изъяты>. При исследовании установлено, что маркировочные обозначения идентификационного номера автомобиля <данные изъяты> не являются первоначальными для кузова, представленного на исследование автомобиля. Первичные маркировочные обозначения удалены путем вырезания фрагмента маркируемой детали, после чего был установлен аналогичный по форме и размеру фрагмент, при помощи сварки, с нанесенными на него (не по технологии) знаками существующей (вторичной) маркировки. Также в ходе осмотра кузова обнаружены маркировочные обозначения производственного номера этого автомобиля <данные изъяты>, которые не подвергались изменению. Номер двигателя автомобиля БМВ-740 не исследовался.

Согласно справке информационного центра ГУВД Свердловской области от "дата изъята", в федеральном розыске находится автомобиль БМВ-740, <данные изъяты>, имеющего номер кузова <данные изъяты>. Инициатором розыска является <адрес изъят> с "дата изъята" При этом двигатель с номером <данные изъяты> по базам учета похищенного и угнанного транспорта не числится.

Эти же сведения содержатся и в справке по розыске автотранспорта по состоянию на "дата изъята"

"дата изъята" автомобиль Федюнина А.В. (БМВ-730 <данные изъяты>) снят с учета в связи с признанием регистрации недействительной.

"дата изъята" Федюнин А.В. обратился к начальнику ОГИБДД по ОВД по Полевскому городскому округа с требованием о выдаче ему свидетельств на высвобождающиеся номерные агрегаты к его автомобилю БМВ-730: на кузов - для последующей утилизации, и на двигатель - для последующего использования.

"дата изъята" в выдаче свидетельств на высвобождающиеся номерные агрегаты начальником ОГИБДД по ОВД по Полевскому городскому округа отказано в связи с тем, что к производству регистрационных действий не принимаются транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями,…, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). Автомобиль же Федюнина А.В. БМВ-730 находится в федеральном розыске с "дата изъята", регистрация автомобиля признана недействительной и аннулирована в УГИБДД по Свердловской области "дата изъята", регистрационные документы и государственные регистрационные знаки транспортного средства внесены в базу розыска как утраченные документы в результате аннулирования регистрации.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).

По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях; право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, … осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

Пунктом 1 статьи 19 этого же Федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Таким неисправности установлены Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в пункте 11 которых указано, что запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

В соответствии с пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008г. № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:

при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных)

Согласно пункту 51 указанных Правил, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

Как следует из письма ГУВД по Свердловской области, восстановление регистрации транспортного средства и разрешение эксплуатации автомобиля БМВ-730 невозможно до проведения проверки по факту совпадения описательной и указательной части идентификационного номера и кузова автомобиля Федюнина А.В.

Из протокола осмотра места происшествия от "дата изъята", имеющегося в отказном материале, следует, что с места происшествия изъяты паспорт транспортного средства , свидетельство о регистрации транспортного средства .

Согласно пункту 1 совместного приказа МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

В силу пункта 9 названного приказа, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В соответствии с пунктом 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008г. № 1001, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Из заявления Федюнина А.В. от "дата изъята" в адрес должностного лица, действия которого оспариваются, следует, что к нему не прилагался паспорт транспортного средства.

Согласно пункту 42 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008г. № 1001, при снятии с регистрационного учета транспортных средств (кроме случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, утилизации транспортных средств или их вывоза за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание) в паспортах транспортных средств делаются отметки о снятии транспортных средств с регистрационного учета, а при отсутствии указанных паспортов производится их выдача и оформление в установленном порядке (в том числе делаются отметки о снятии транспортных средств с регистрационного учета). Свидетельства о регистрации транспортных средств, а также регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение, взамен которых выдаются регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" соответствующего типа. О выдаче регистрационных знаков "ТРАНЗИТ" производятся отметки в свидетельствах о регистрации транспортных средств.

Пунктом 43 этих же Правил предусмотрено, что при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.

Анализируя названные правовые нормы, суд приходит к выводу, что выдача свидетельств на высвобождающиеся транспортные средства возможно лишь при одновременном снятии автомобиля с регистрационного учета, что в рассматриваемом случае невозможно в связи с аннулированием регистрации транспортного средства заявителя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение начальника отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилова Д.С. об отказе в выдаче свидетельств на высвобождающиеся номерные агрегаты транспортного средства принято им в соответствии с требованиями закона и подзаконных правовых актов, названных выше.

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По мнению суда, оспариваемым решением должностного лица ОГИБДД права и свободы Федюнина А.В. не нарушены, поскольку его права собственника транспортного средства в данном случае ограничены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации» и действия должностного лица соответствуют этому закону.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Федюнина А.В. об оспаривании решения начальника отдела ГИБДД ОВД по Полевскому городскому округу Панфилова Д.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий подпись

Верно

Судья