Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 мая 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Гончаровой В. И., при секретаре Обвинцевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукьяновой Т.И. о признании незаконным бездействия - Главы Полевского городского округа и о возложении обязанностей по признанию дома «аварийным и подлежащим сносу», У С Т А Н О В И Л : Лукьянова Т.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Главы Полевского городского округа, мотивируя свои доводы тем, что она проживает в квартире, по адресу: <адрес изъят> Актом обследования помещения № от "дата изъята" комиссии, назначенной приказом ОМС Управления муниципальным имуществом, указанный дом признан для проживания непригодным. Согласно Заключения ООО «Сити-Проект», по результатам технического состояния жилого дома по указанному адресу сделан вывод, что 4-х квартирный жилой дом в <адрес изъят> находится в аварийном состоянии и непригоден для эксплуатации. Все указанные документы были представлены Главе Полевского городского округа для принятия решения о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу. Однако, Глава ПГО своими ответами, начиная с августа 2010года по настоящее время, по надуманным основаниям бездействует в решении данного вопроса, не желая своим актом признавать вышеуказанный дом аварийным и расселять жильцов этого дома. В связи с чем, она просит признать незаконным бездействие Главы ПГО в части непринятия решения в установленном законом порядке о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> аварийным и подлежащим сносу. Обязать Главу Полевского городского округа принять решение о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> «аварийным и подлежащим сносу», а также издать распоряжение о расселении физических лиц из аварийного дома из указанного дома с указанием сроков их отселения. В судебном заседании Лукьянова Т.И. поддержала доводы заявления в полном объеме и суду пояснила, что в 1992 году ей на основании решения профкома предприятия «Полевской ДОК» была выделена для проживания квартира по адресу: <адрес изъят> в которую она вселилась с членами своей семьи, зарегистрировалась, и стала проживать в ней, добросовестно, открыто и непрерывно пользуясь ею. В последующем предприятие «Полевской ДОК» сняло со своего баланса четырех квартирный дом(барак) в котором расположена предоставленная ей квартира, не уведомив о своих действиях ни ее, ни других жильцов данного дома, ни передав в установленном законом порядке дом в муниципальный жилищный фонд. В связи с незаконными действиями администрации предприятия « Полевской ДОК» выразившимся в снятии дома (барака) с баланса предприятия, при попустительстве и отсутствии надлежащего контроля со стороны должностных лиц администрации Полевского городского округа(ранее администрации г.Полевского), обязанными осуществлять контроль на подведомственной ей территории в области хозяйственной деятельности, и в частности жилищной сфере- четырехквартирный <адрес изъят> стал бесхозным. В последующем предприятие «Полевской ДОК» прекратило свое существование, вышеуказанный дом так и остался в статусе бесхозного. Органы муниципальной власти, надзорные и контролируемые органы Полевского городского округа в буквальном смысле слова, самоустранились от решения проблемных вопросов с домом, с точки зрения защиты прав и интересов граждан, в нем проживающих. Решением Полевского городского суда от "дата изъята" за ней признано право собственности на вышеуказанную квартиру. С этого времени, она обращалась неоднократно в различные инстанции по обследованию данного дома. "дата изъята" дом был признан комиссией для проживания непригодным. Затем ей рекомендовали за свой счет, как собственнику получить заключение специализированной организации о признании дома «аварийным».Она вновь обращалась с данным вопросом в различные инстанции, прокуратуру г.Полевского. В июне 2010года данное Заключение было получено, согласно его дом находится в аварийном состоянии и непригоден для эксплуатации. Все документы она вновь представила в администрацию ПГО, с августа 2010года она получает ответы, в которых по надуманным основаниям ей отказывают в признании дома аварийным. В результате бездействия Главы ПГО нарушаются ее жилищные права, создаются препятствия к осуществлению своих прав, предусмотренных ч.2 ст.57 ЖК РФ на получение вне очереди жилого помещения. Представитель должностного лица Рябухина А.В. по доверенности требования и доводы заявления не признала и суду пояснила, что заявитель является собственником жилого помещения, в силу Закона, ее квартира может быть изъята путем выкупа только при изъятии земельного участка. Кроме того, она просит главу ПГО принять решение о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу и издать распоряжение о расселении физических лиц из аварийного дома, что по своей сути является действием в интересах неопределенного круга лиц, но у нее нет на то полномочий. Что касается расселения физических лиц из аварийного дома, то согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009года №14 необходимо обратить внимание на то, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Поэтому в данной ситуации необходимо применять положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Кроме того, в настоящее время на стадии согласования находится постановление Главы ПГО «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> «аварийным и подлежащим сносу». С учетом изложенного, просит в удовлетворении требований Лукьяновой Т.И. отказать. Заслушав доводы заявителя и его представителя Сурнина О.В., представителя должностного лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации- гражданин вправе оспорить в суде решение, действие( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия( бездействие), в результате которых: Нарушены права и свободы гражданина; Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, и он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно паспорта(л.д.7) Лукьянова Т.И. прописана по адресу: <адрес изъят> с "дата изъята". Решением Полевского городского суда от "дата изъята"(л.д.13-14) в соответствии с п.1 ст.234 ГК РФ признано право собственности Лукьяновой Т.И. на жилое помещение, -<адрес изъят>. Согласно справки Администрации Полевского городского округа(л.д.8) в квартире по адресу: <адрес изъят> прописано пять человек: истица, сын, дочь истицы и две внучки. Согласно Акта обследования помещения №183 от "дата изъята"(л.д.10) комиссия, назначенная Приказом ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО произвела обследование жилого дома по адресу: <адрес изъят> Заключение комиссии -жилой дом по указанному адресу для проживания непригоден. В заключении о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания(л.д.9) указано, что для признания <адрес изъят> в <адрес изъят> «аварийным» необходимо заключение специализированной организации Согласно Технического отчета «обследование строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> проведенного ООО « Сити-Проект» от "дата изъята"(л.д.22-58) установлено, что 4-х квартирный жилой дом в <адрес изъят> находится в аварийном состоянии и непригоден для эксплуатации. В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами. Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации- Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: - используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; - в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; -обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; -обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно ч.1, 3,4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации- Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Таким образом, судом установлено, что многоквартирный дом, по <адрес изъят> состоит из 4 квартир и только одна квартира принадлежит на праве собственности Лукьяновой Т.И. Признание дома аварийным и подлежащим сносу, порождает право граждан на внеочередное получение жилья. Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. Истицей представлена суду переписка с Главой Полевского городского округа от "дата изъята", "дата изъята", "дата изъята", в которой заявителю лишь рекомендуют обратиться в Администрацию для признания ее по установленным ЖК РФ основаниям малоимущими гражданами, при этом со ссылкой на нормы ст.57 ЖК РФ разъясняют, что только малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма. Свидетель 1. подтвердил суду, что они неоднократно обращались с заявителем в Администрацию ПГО, предоставляя весь пакет документов, для решения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, но данный вопрос не решался, им лишь рекомендовали предоставить пакет документов для признания их малоимущим гражданами и встать в очередь на получение жилья. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что бездействие Главы Полевского городского округа в части непринятия решения в установленном законом порядке о признании многоквартирного <адрес изъят> является незаконным, поскольку признание дома аварийным и подлежащим сносу для Лукьяновой порождает право получения другого жилья вне очереди с зачетом стоимости в выкупную цену, или на ином основании, предусмотренном законом. Длительное непризнание дома «аварийным и подлежащим сносу» нарушает ее права и создает препятствия к осуществлению Лукьяновой жилищных прав. Доводы представителя должностного лица о том, что Лукьянова является собственником квартиры, и признание дома аварийным не порождает для нее прав, по мнению суда несостоятельны исходя из приведенных выше норм закона. Кроме того, в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации - защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, иными способами, предусмотренными законом. Заявитель полагает, что ее права нарушены и за защитой своих прав она обратилась в суд, при этом ее доводы нашли свое подтверждение. Доводы представителя должностного лица о том, что заявитель действует в интересах неопределенного круга лиц, также по мнению суда несостоятелен. Она живет в 4-х квартирном доме, который признан непригодным для проживания, поэтому одна квартира в многоквартирном доме не может быть признана аварийной, признается дом. Что касается принятия решения об отселении, суд соглашается, что поскольку требование заявлено Лукьяновой, то в этой части суд может рассматривать только требование в отношении ее, поскольку полномочий на представление интересов других жильцов данного дома у нее не имеется. Доводы представителя должностного лица о том, что на стадии согласования находится постановление Главы ПГО «о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> аварийным и подлежащим сносу» также несостоятелен, поскольку постановление не принято, следовательно бездействие Главы ПГО не устранено, и права заявителя не восстановлены. Проект постановления лишь подтверждает законность и обоснованность доводов заявителя. В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации -правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Должностным лицом не представлено суду убедительных и достоверных доказательств в обоснование своих возражений. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие Главы Полевского городского округа в части непринятия решения в установленном законом порядке о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> аварийным и подлежащим сносу. Обязать Главу Полевского городского округа принять решение о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят> «аварийным и подлежащим сносу». Решить вопрос с отселением семьи Лукьяновой Т.И. из <адрес изъят> в <адрес изъят> в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате. Мотивированное решение вынесено 17.05.2011 года. Судья