о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц и к о возложении обязанности по прохождению процедуры ликвидации



Решение в окончательной форме

принято 8 апреля 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской         21 марта 2011 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело № 2-305/2011 по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Свердловскому региональному благотворительному фонду «Гармония жизни» о ликвидации юридического лица и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц и к Нурдинову С.З. о возложении обязанности по прохождения процедуры ликвидации,

УСТАНОВИЛ:

"дата изъята" Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области зарегистрирован Свердловский региональный благотворительный фонд «Гармония жизни» (основной государственный регистрационный номер ).

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском к Свердловскому региональному благотворительному фонду «Гармония жизни» (далее - Фонд) о ликвидации юридического лица и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц и к Нурдинову С.З. о возложении обязанности по прохождения процедуры ликвидации, мотивируя это тем, что с "дата изъята" по "дата изъята" проведена внеплановая проверка Фонда «Гармония жизни» на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В результате проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации:

- в нарушение пункта 2 статьи 118 и пункта 4 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд использовал свое имущество не для достижения целей, предусмотренных его учредительными документами;

- в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» имущество фонда использовалось на цели, не соответствующие целям благотворительной деятельности;

- в нарушение пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная программа Фонда не содержит смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы) и не устанавливает этапы и сроки её реализации;

- в нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» эмблема, используемая Фондом, не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- в нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не имел самостоятельного баланса или сметы.

Также в ходе проверки установлено, что деятельность Фонда не соответствует уставным целям и статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», имущество на достижение уставных целей Фондом не направлялось.

Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в Свердловской области в адрес Фонда "дата изъята" было вынесено предупреждение за , обязывающее устранить допущенные нарушения. В установленный в предупреждении срок и до момента предъявления иска в суд допущенные нарушения не устранены.

Просит ликвидировать Свердловский региональный благотворительный фонд «Гармония жизни» и исключить данные о нем из единого государственного реестра юридических лиц. Обязанность по прохождению процедуры ликвидации просит возложить на Нурдинова С.З.

В судебное заседание истец не явился, заявив о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Представитель ответчика, он же ответчик Нурдинов С.З., в судебное заседание не явился, будучи извещен по последнему известному месту жительства, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.

Ответчик Свердловский региональный благотворительный фонд «Гармония жизни» извещался также по известному месту нахождения: <адрес изъят>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Пунктом 1 статьи 6 названного закона предусмотрено, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 названного Федерального закона).

Как установлено в судебном заседании, "дата изъята" Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области зарегистрирован Свердловский региональный благотворительный фонд «Гармония жизни» за основным государственным регистрационным номером ), что подтверждается материалами регистрационного дела (л.д. 8-51).

На основании письма Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области от "дата изъята" (л.д. 55-56), "дата изъята" приказом Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области принято решение о проведении в период с "дата изъята" по "дата изъята" документальной проверки Свердловского регионального благотворительного фонда «Гармония жизни» на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств, использования иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, что подтверждается копией названного приказа (л.д. 66). Уведомление о проведении проверки в этот же день письмом за Свердловскому региональному благотворительному фонду «Гармония жизни» его президенту Нурдинову С.З., что подтверждается копией названного письма (л.д. 67-70). Ответчикам предложено представить на проверку ряд документов, касающихся деятельности Фонда, копия письма получена Нурдиновым С.З. "дата изъята"

По акту приема-передачи документов, представленных Свердловским региональным благотворительным фондом «Гармония жизни», от "дата изъята" Нудиновым С.З. переданы истцу авансовые отчеты, кассовая книга, книга доходов-расходов за 2010г., инвентарная книга за 2009г., акт приема-передачи основных средств от "дата изъята", фирменный бланк, авансовые отчеты за 2009г., путевые листы за 2010г. (л.д. 71-73). Из акта видно, что представлены все имеющиеся у Фонда документы, иные документы, указанные в уведомлении о проведении проверки в фонде отсутствуют.

Из пояснения Нурдинова С.З. (л.д. 74-75) следует, что Фондом не утверждались: финансовый план на 2009-2010гг, добровольные и иные взносы, распоряжения, кроме протоколов совета фонда и попечительского совета, внутренние положения четная политика, филиалы и представительства, трудовые договоры, договоры на оказание коммунальных услуг не заключались, полученные пожертвования от ООО «<данные изъяты>» соответствующим договором не оформлялись, эмблема Фонда в установленном порядке не зарегистрирована.

По результатам проверки Свердловского регионального благотворительного фонда «Гармония жизни», проведенной в период с "дата изъята" по "дата изъята" составлен акт (л.д. 76-85). Из этого документа следует, что в деятельности фонда выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации:

- в нарушение пункта 2 статьи 118 и пункта 4 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд использовал свое имущество не для достижения целей, предусмотренных его учредительными документами;

- в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» имущество фонда использовалось на цели, не соответствующие целям благотворительной деятельности.

Это выявилось в том, что:

- Фондом выдан беспроцентный займ физическому лицу Тетерину Д.А. сроком на 3 календарных месяца в сумме 585 000р. При этом данные о том, что это лицо относится к категории лиц, определенной статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в Фонде отсутствуют;

- Фондом переданы благотворительные пожертвования ООО «<данные изъяты>» для осуществления комплекса работ по ремонту нежилого здания, принадлежащего ГОУ СО «<данные изъяты>» на сумму 1287,453 тыс. р., но согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» направление денежных средств и оказание помощи в иных формах коммерческим организация благотворительной деятельностью не является;

- Фондом переданы товарно-материальные ценности ГОУ СО «<данные изъяты>» на сумму 77,995 тыс. р., но документы, подтверждающие передачу имущества не заверены печатью благополучателя, то есть факт оказания такой материальной помощи не подтвержден документально;

- Фондом перечислялись денежные средства некоммерческим организациями, на основании писем этих организаций, направленных в адрес Фонда, но программы и проекты на которые Фондом выделялось финансирование, организациями, получившими денежные средства, не представлялись.

Также в ходе проверки установлено, что Фондом на своих официальных бланках используется эмблема, с использованием изображения солнца, дерева и человека с ребенком на руках, которая в установленном порядке не зарегистрирована.

Представленная Фондом на проверку программа благотворительной помощи «Образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержит смету предполагаемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы) и не устанавливает этапы и сроки её реализации.

В нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не имел самостоятельного баланса или сметы на 2010г.

Кроме того, устав Фонд не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, в частности в нем не указан порядок формирования Совета Фонда и срок его полномочий, а также не содержит порядок освобождения от должности президента Фонда.

В деятельности Фонда выявлены и недостатки, отрицательно влияющие на его деятельность, такие, как несоблюдение требований своих учредительных документов: Совет Фонда не избирался и не действовал, в нарушение пункта 4.2. устава Фонда, уставом Фонда не предусмотрен такой орган как общее собрание членов Фонда, цели, указанные в пункте 2.2. устава, являются предметом его деятельности, а предмет деятельности - его целью. Также фонд несет необоснованные расходы, связанные с арендой помещения, предназначенного для использование под офис и склады (общей площадью 354 м2, по цене 50 000р. в месяц, однако, в штатном расписании Фонда предусмотрена лишь одна штатная единица - его президент, деятельность, требующая складирования каких-либо товароматериальных ценностей, не осуществлялась.

Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Согласно пункту 4 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Аналогичные положения содержатся и в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Пунктами 4 и 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Однако ответчик, перешедший на упрощенную систему налогообложения с 2010г., не имел самостоятельного баланса или сметы на 2009г.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком Свердловский региональный благотворительный фонд «Гармония жизни» допущены неоднократные и грубые нарушения указанного выше федерального законодательства, которые являются существенными. Более того, они не были устранены после вынесения в его адрес предупреждения от "дата изъята", полученное президентом Фонда "дата изъята" В связи с этим суд считает, что Фонд подлежит ликвидации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Частью 3 статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

Суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации").

По мнению суда, ликвидатором следует назначить Нурдинова С.З. - единственного участника Фонда и его единоличного исполнительного органа, и установить срок ликвидации в 4 месяца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Пунктом 81 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Поскольку в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, как орган государственной власти, обратившийся в суд в защиту государственных и общественных интересов, то государственная пошлина, размер которой, в соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, составляет 4000 рублей, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес изъят> к Свердловскому региональному благотворительному фонду «Гармония жизни» и Нурдинову С.З. удовлетворить.

Ликвидировать Свердловский региональный благотворительный фонд «Гармония жизни», зарегистрированный в Едином государственном реестре юридических лиц "дата изъята" под основным номером .

Назначить ликвидатором Нурдинова С.З., "дата изъята" рождения, уроженца <адрес изъят>, проживающего по адресу: <адрес изъят>.

Обязать ликвидатора провести предусмотренную Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» процедуру ликвидации Свердловского регионального благотворительного фонда «Гармония жизни» в срок, не превышающий четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать со Свердловского регионального благотворительного фонда «Гармония жизни» государственную пошлину в размере 4 000р.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

          Председательствующий: