об обязании провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений



Решение в окончательной форме

принято 4 апреля 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской         28 марта 2011 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., с участием прокурора Суетиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-347/2011 по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» о возложении обязанности по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» о возложении обязанности по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, мотивируя это тем, что в собственности Полевского городского округа находятся гидротехнические сооружения Штанговый гидроузел, протяженностью 561 м, расположенный в г. Полевской, Верхне-Железянский гироузел, протяженностью 220 м, расположенный в г. Полевской, гидроузел площадью 220 м2, расположенный в пос. Большая Лавровка г. Полевской. Органом, осуществляющим владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности является ответчик. В нарушение статьи 10 Федерального закона от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник указанных гидротехнических сооружений не составил декларации безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998г. № 1303, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений. Которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. При невыполнении требований закона, отсутствии актов преддекларационного обследования Гидротехнических сооружений, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, поскольку возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и отзыв по иску, в котором указал, что в настоящее время денежные средства на проведение мероприятий по декларированию безопасности гидротехнических сооружений и их преддекларационное обследование не заложены, поскольку рассматривается вопрос о выборе эксплуатирующей организации.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, ООО «Южное коммунальное предприятие» и Уральского управления Ротехнадзора, которые о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, суд пришел к следующему:

Федеральным законом от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В статьей 3 этого Федерального закона закреплены ряд понятий, используемых в данном законе:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в частности на основании требований об осуществлении мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе: на основании установленных критериев их безопасности, оснащения гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечения необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Согласно статье 9 названного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Как установлено в судебном заседании, Полевской городской округ является собственником гидротехнических сооружений: Штанговый гидроузел, протяженностью 561 м, инвентарный номер 1178\53, Верхне-Железянский гидроузел, протяженностью 220 м, инвентарный номер 11781\53, расположенный в г. Полевской Свердловской области, гидроузла, общей площадью 220 м2, инвентарный номер 9579\01\35-00 литер 1, расположенный в пос. Большая Лавровка г. Полевского Свердловской области. Это обстоятельство подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 6, 7, 8).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Согласно пункту 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 1998г. № 1303, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.

В силу пункта 1.1 Положения об органе местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, утвержденного решением Думы МО «Город Полевской» от 22 декабря 2005г. № 110 Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (в дальнейшем именуемое - Управление) является отраслевым органом местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющим управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в том числе в области земельных отношений, управление объектами муниципальной собственности в сфере использования муниципального имущества, его приватизации, а также создания, деятельности, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Свердловской области нормативными правовыми актами Полевского городского округа (далее - городской округ). В связи с этим суд считает, что Управление муниципальным имуществом является надлежащим ответчиком, уполномоченным собственником муниципального имущества на управление им.

Таким образом, действующим законодательством на собственника гидротехнических сооружений возложена обязанность по проведению преддекларационного обследования гидротехнических сооружений. Непроведение таких работ не оспаривается ответчиком и косвенно подтверждается письмом ООО «Южное коммунальное предприятие» от 30 июня 2010г. № 2208/1, в котором руководитель предприятии просит о включении в бюджет 2011г. расходы на проведение мероприятий по содержанию городских гидротехнических сооружений, в том числе и на обследование гидротехнических сооружений на предмет безопасности, (л.д. 11-12), аналогичным письмо от 7 октября 2010г. № 3273 (л.д. 14).Также это обстоятельство подтверждается копией постановления по делу об административном правонарушении № 13-13-2010, принятому Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Уральское управление Ростехнадзора) 13 апреля 2010г., которым орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том числи и в непроведении преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, предшествующего составлению декларации безопасности таких объектов.

Из справки ООО «Южное коммунальное предприятие» следует, что гидротехнические сооружения, расположенные на территории г. Полевского: Верхне-Железянский, Штанговый и п. Большая Лавровка, на балансе этого предприятия не числятся. Таким образом, ООО «Южное коммунальное предприятие» не является эксплуатирующей гидротехнические сооружения организацией.

Доводы ответчика об отсутствии денежных средств на преддекларационное обследование в качестве оснований для освобождения от проведения таких работ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку материальное положение собственника гидротехнических сооружений не имеет значения для исполнения возложенной на него законом обязанности.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. При этом суд считает необходимый установить ответчику определенный срок для исполнения решения суда, который, с учетом необходимости проведения подготовительных мероприятий, связанных с выделением средств, работ по преддекларационному обследованию, следует определить до 1 ноября 2011г.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Полевского удовлетворить.

Обязать орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений: Штанговый гидроузел, протяженностью 561 м, инвентарный номер 1178\53, расположенный в г. Полевской Свердловской области, Верхне-Железянский гидроузел, протяженностью 220 м, инвентарный номер 11781\53, расположенный в г. Полевской Свердловской области, гидроузла, общей площадью 220 м2, инвентарный номер 9579\01\35-00 литер 1, расположенный в пос. Большая Лавровка г. Полевского Свердловской области, в срок до 1 ноября 2011г.

От уплаты государственной пошлины орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» освободить.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий