о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



                                             Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :

                                  председательствующего судьи Гончаровой ВИ

                                  при секретаре Обвинцевой ОВ            

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 804 по иску прокурора города Полевского в интересах Попова А.К., Поповой Л.М., Попова Д.А., Попова С.А. <данные изъяты> к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

установил:

прокурор города Полевского Свердловской области в интересах Попова А.К., Поповой Л.М., Попова Д.А., Попова С.А., <данные изъяты> обратился в суд с иском к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, мотивируя свои доводы тем, что в прокуратуру г.Полевского обратилась Попова Л.М., проживающая по адресу: <адрес изъят>, с просьбой об оказании помощи ей и членам ее семьи в получении жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на это, Поповой Л.М. и членам ее семьи жилое помещение, отвечающее санитарным и иным требованиям, Администрацией Полевского городского округа до настоящего времени не предоставлено.

В судебном заседании истец- помощник прокурора города Полевского Бураков М.В. исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме.

      Истец Попова Л.М. исковые требования и доводы заявления поддержала в полном объеме, и суду пояснила, что она вышла замуж за Попова А.К. в "дата изъята" и с этого периода была зарегистрирована и стала проживать в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес изъят>. Со слов мужа известно, что дом был построен Гумешевским рудником и квартира предоставлена его родителям. Родители мужа стояли в очереди на улучшение жилищных условий и выехали в г.Полевской в связи с получением квартиры, брат мужа женился и также выехал, поэтому в квартире остались проживать они с мужем и впоследствии их дети. В указанной квартире они жили до 2009года. Квартира была холодная, сырая. В их доме на втором этаже освободилась квартира она 4 года ходила по инстанциям по вопросу предоставления указанной квартиры, поскольку она посветлее, и не так сырая. В период сбора документов на обмен, она узнала, что дом признан аварийным. С 2009года они живут в <адрес изъят> в <адрес изъят>. В летний период крыша протекает, вода бежит в квартиру, она ставит посуду. Дом деревянный и оштукатурен. Штукатурка местами отошла, дерево прогнило, местами просто труха, задувает, зимой очень холодно. У них центральное отопление, они оплачивают за тепло, и вынуждены покупать дрова и топить печь, поскольку очень холодно, стены местами промерзают. Трубы оголены и изоляцию их никто не делает. Они несут расходы по содержанию дома, но для их проживания, обеспечения безопасности Администрация ПГО ничего не делает. Проводка в подъезде старая, находится в аварийном состоянии. Проживание в таких условиях создает опасность для жизни и здоровья ее и членов ее семьи, в связи с чем, она не согласна с представленным суду ответчиком планом по отселению граждан проживающих в их доме на декабрь 2013 года, в связи с чем просит обязать ответчика обеспечить их жильем, отвечающим санитарным и иным требованиям.

      Истец Попов А.К. исковые требования и доводы заявления и истца Поповой Л.М. поддержал в полном объеме.

     Истцы Попов Д.А. и Попов С.А. в судебное заседание не явились, представили заявления, согласно которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме.

     Ответчик- Представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу иска указал, что согласно Плана по отселению граждан, проживающих в жилом <адрес изъят> в <адрес изъят>, отселение граждан запланировано на 2013 год.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истцов, свидетелей, суд приходит к следующему:

     В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации- Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

-обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

-обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч.1, 3,4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

       В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации-Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

    Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации- Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

       В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации- Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

      Согласно Акта обследования помещения от "дата изъята"(л.д.21-22) и Заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания(л.д.23) -комиссия, назначенная Приказом ОМС «Управление муниципальным имуществом» ПГО произвела обследование многоквартирного <адрес изъят> в <адрес изъят>, детально указав все сведения о несоответствиях установленным требованиям и оценила техническое состояние дома, как аварийное.

    Постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" (л.д.25) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 Постановления предусмотрено произвести отселение жильцов, проживающих в указанном жилом доме, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Также предложено создать рабочую группу по отселению жильцов из указанного дома. Рабочей группе, в срок до "дата изъята" необходимо разработать и представить на утверждение Главе Полевского городского округа план мероприятий по отселению жильцов из жилого дома.

Согласно Плана по отселению граждан, проживающих в жилом <адрес изъят> в <адрес изъят> (л.д.33-34) срок окончания необходимых мероприятий по отселению граждан определен на декабрь 2013 года.

"дата изъята" ОМС «Управлением муниципальным имуществом «ПГО и Попов А.К. заключили Соглашение(л.д.15), согласно которого, на основании п.3 постановления Главы Полевского городского округа от "дата изъята" «Об обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма Попову А.К.», Стороны приняли решение о прекращении фактических жилищных отношений, возникших на основании выданного ордера от "дата изъята" в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>.

     Согласно Договора социального найма жилого помещения(л.д.16-19) "дата изъята" ОМС «Управление муниципальным имуществом» ПГО, именуемое «Наймодатель» передает «Нанимателю» Попову А.К. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение- квартиру под , находящуюся по адресу: <адрес изъят>. Вместе с Нанимателем в указанном жилом помещении проживают: Попова Л.М., Попов С.А., <данные изъяты> Попов Д.А., <данные изъяты>

     Согласно справки ООО «Южное коммунальное предприятие» (л.д.24) на "дата изъята" по адресу: <адрес изъят> зарегистрированы: Попова Л.М., Попов Д.А., Попов С.А., <данные изъяты>      

    Свидетели 1. и 2. суду пояснили, что они проживают в <адрес изъят>. Дом ми квартирный, фактически проживает 5 семей. Дом сырой, зимой очень холодно, стены промерзают, шторы на окнах колышутся от ветра, оплачивая за отопление, они вынуждены покупать дрова и топить печь, хотя есть предписание «убрать печь», если они уберут печь, в квартире будет очень холодно, поскольку на протяжении длительного времени теплотрасса оголена, ее не изолируют. Дом находится в аварийном состоянии и проживать в нем опасно для жизни и здоровья их и членов их семей.

На представленных суду фотографиях в количестве 15 штук наглядно видны имеющиеся разрушения на <адрес изъят> в <адрес изъят>.

    Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Таким образом, судом установлено, что Жилищные права Попова А.К., Поповой Л.М., Попова С.А., Попова Д.А., <данные изъяты> проживающих в <адрес изъят> в <адрес изъят>, признанном аварийным и подлежащим сносу нарушены. Постановлением Полевского городского округа от "дата изъята" дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно, Попов А.К. и члены его семьи относятся к категории граждан, которым законом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данным постановлением было принято решение по отселению жильцов из указанного дома, предлагалось в срок до "дата изъята" разработать и представить на утверждение главе ПГО план мероприятий по отселению жильцов из указанного дома. Согласно представленного плана отселение жильцов аварийного дома по указанному выше адресу назначено на декабрь 2013 года, данный срок не может быть признан разумным. В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ Попову А.К. и членам его семьи должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

При этом необходимо отметить, что указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую либо очередь.

    Поповым жилье должно быть предоставлено вне очереди, поскольку их жилье, расположенное в доме, собственником которого является Полевской городской округ, признано непригодным для проживания, и принято решение о его сносе.

Согласно информации Полевского городского округа на имя прокурора(л.д.26) указаны причины непереселения жильцов <адрес изъят> в <адрес изъят>- отсутствие финансовых средств на строительство жилья или приобретения на вторичном рынке для переселения граждан.

Однако, по мнению суда, отсутствие финансовых средств не может быть признано уважительной причиной нарушения жилищных прав семьи Попова А.К. Согласно статьи 17 Конституции РФ- в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина. В данном случае, бездействие администрации Полевского городского округа, на которую Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ возложена обязанность создавать условия для осуществления прав на жилище, создает опасность для жизни и здоровья семьи Попова А.К., проживающих в жилом доме, признанном аварийным.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ» об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также его сохранность относится к вопросам местного значения и должны решаться администрацией Полевского городского округа. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья семье Поповых лежит на собственнике спорного дома -Полевском городском округе, которое и приняло решение о сносе дома. Жилье должно быть предоставлено истцу вне очереди, благоустроенным применительно к условиям города Полевского, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным санитарным и иным требованиям.

С учетом изложенного требования прокурора в интересах Поповых заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е шил:

Исковые требования прокурора города Полевского в интересах Попова А.К., Поповой Л.М., Попова Д.А., Попова С.А. <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Администрацию Полевского городского округа Свердловской области предоставить Попову А.К. и членам его семьи: Поповой Л.М., Попову Д.А., Попову С.А. <данные изъяты> вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Полевском Свердловской области равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, по договору социального найма.

Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.

    Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

    Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011года.

                                          Судья: