о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



                                    З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :

                                  председательствующего судьи Гончаровой ВИ

                                  при секретаре Ивановой О.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 803 по иску прокурора города Полевского в интересах Искаковой Г.А. и Искакова А.Ю. к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

установил:

прокурор города Полевского Свердловской области в интересах Искаковой Г.А. и Искакова А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, мотивируя свои доводы тем, что в прокуратуру г.Полевского обратилась Искакова Г.А., проживающая по адресу: <адрес изъят>, с просьбой об оказании помощи ей и членам ее семьи в получении жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на это, Искаковой Г.А. и членам ее семьи жилое помещение, отвечающее санитарным и иным требованиям, Администрацией Полевского городского округа до настоящего времени не предоставлено. Бездействие Администрации Полевского городского округа влечет нарушение жилищных прав Искаковой Г.А. и членов ее семьи, создает опасность для жизни и здоровья указанных лиц, проживающих в жилом доме, признанном аварийном.

В судебном заседании истец- помощник прокурора города Полевского Ширшиков П.А. исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме.

      Истец Искакова Г.А. исковые требования и доводы заявления поддержала в полном объеме, и суду пояснила, что у нее сгорел дом, <данные изъяты> она долго добивалась получения жилья, через комитет Советских женщин выхлопотала жилье, 22 года назад ей предоставили две комнаты с подселением в трехкомнатной квартире по <адрес изъят> в <адрес изъят>, а затем предоставили полностью всю квартиру по указанному адресу. Квартира расположена на втором этаже двухэтажного дома. Дом деревянный, прогнивший, стоит на болоте. На первом этаже квартира пустая, стекла разбиты, заколочены, зимой все тепло уходит на улицу через эту квартиру. Зимой очень холодно, через трещины задувает. Она часто уходит ночевать к знакомой, поскольку в квартире нельзя находиться. Летом крыша протекает в одном месте. Подоконники сгнили, у нее образовалась дыра на улицу. 4 года назад она обращалась в ЖКХ, комиссия приехала, походила, посмотрела, обещала помочь и уехала. Никакой помощи она не дождалась. Сама залила отверстие ведром цемента, но дом ходит, раствор сыплется и вновь «дыра», которую она сфотографировала и представила в суд. Они несут расходы по содержанию дома, сумма не маленькая взимается, при этом удобств никаких, и дом никак не поддерживается в надлежащем состоянии, ответ один «дом у Вас ветхий». Как-то она ходила к депутату, что крыльцо разваливается, страшно было заходить в подъезд, через месяц крыльцо отремонтировали. В подъезде лестница скрипит, страшно подниматься. Жить в таких условиях просто страшно и опасно для жизни и здоровья.

      Истец Искаков А.Ю. исковые требования и доводы заявления и истца Искаковой Г.А. поддержал в полном объеме.

     Ответчик- Представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, хотя о дне слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Возражений относительно иска суду не представил.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истцов, свидетелей, суд приходит к следующему:

     В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации- Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

-обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

-обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч.1, 3,4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

       В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации-Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

    Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации- Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

       В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации- Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

      Согласно Акта обследования помещения от 07.05.2009года(л.д.12-13) и Заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания(л.д.14) -комиссия, назначенная Приказом ОМС «Управление муниципальным имуществом» ПГО произвела обследование многоквартирного <адрес изъят> в <адрес изъят>, детально указав все сведения о несоответствиях установленным требованиям и оценила техническое состояние дома, как аварийное и сделала вывод, что здание нуждается в сносе.

    Постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" (л.д.15) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 Постановления предусмотрено произвести отселение жильцов, проживающих в указанном жилом доме, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Также предложено создать рабочую группу по отселению жильцов из указанного дома. Рабочей группе, в срок до "дата изъята" необходимо разработать и представить на утверждение Главе Полевского городского округа план мероприятий по отселению жильцов из жилого дома.

Согласно Плана по отселению граждан, проживающих в жилом <адрес изъят> в <адрес изъят> (л.д.23-24) срок окончания необходимых мероприятий по отселению граждан, в том числе жильцов <адрес изъят> Искаковых определен на декабрь 2013 года.

     Согласно ордера от "дата изъята"(л.д.9) он предоставлен Искаковой Г.А. на право занятия квартиры по адресу: <адрес изъят>. Квартира предоставлена на семью из 4 человек: Искакова Г.А. основной наниматель и трое детей.

     Согласно справки ООО «Южное коммунальное предприятие» (л.д.10) на "дата изъята" по адресу: <адрес изъят> зарегистрированы 2 человека: Искакова Г.А. с "дата изъята", Искаков А.Ю. с "дата изъята".

На представленных суду фотографиях в количестве 8 штук наглядно видны имеющиеся разрушения на <адрес изъят> в <адрес изъят>.

    Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Таким образом, судом установлено, что Жилищные права Искаковой Г.А. и Искакова А.Ю., проживающих в <адрес изъят> в <адрес изъят>, признанном аварийным и подлежащим сносу нарушены. Постановлением Полевского городского округа от "дата изъята" дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно, Искакова Г.А. и члены ее семьи относятся к категории граждан, которым законом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данным постановлением было принято решение по отселению жильцов из указанного дома, предлагалось в срок до "дата изъята" разработать и представить на утверждение главе ПГО план мероприятий по отселению жильцов из указанного дома. Согласно представленного плана отселение жильцов аварийного дома по указанному выше адресу назначено на декабрь 2013 года, данный срок не может быть признан разумным. В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ Искаковой Г.А. и членам ее семьи должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

При этом необходимо отметить, что указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую либо очередь.

    Искаковым жилье должно быть предоставлено вне очереди, поскольку их жилье, расположенное в доме, собственником которого является Полевской городской округ, признано непригодным для проживания, и принято решение о его сносе.

Согласно информации Полевского городского округа на имя прокурора(л.д.16) указаны причины непереселения жильцов <адрес изъят> в <адрес изъят>- отсутствие финансовых средств на строительство жилья или приобретения на вторичном рынке для переселения граждан.

Однако, по мнению суда, отсутствие финансовых средств не может быть признано уважительной причиной нарушения жилищных прав семьи Искаковой Г.А. Согласно статьи 17 Конституции РФ- в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина. В данном случае, бездействие администрации Полевского городского округа, на которую Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ возложена обязанность создавать условия для осуществления прав на жилище, создает опасность для жизни и здоровья семьи Искаковой Г.А., проживающих в жилом доме, признанном аварийным.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ» об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также его сохранность относится к вопросам местного значения и должны решаться администрацией Полевского городского округа. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья семье Искаковой Г.А. лежит на собственнике спорного дома -Полевском городском округе, которое и приняло решение о сносе дома. Жилье должно быть предоставлено истцу вне очереди, благоустроенным применительно к условиям города Полевского, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным санитарным и иным требованиям.

С учетом изложенного требования прокурора в интересах семьи Искаковой Г.А. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е шил:

Исковые требования прокурора города Полевского в интересах Искаковой Г.А. и Искакова А.Ю. удовлетворить.

Обязать Администрацию Полевского городского округа Свердловской области предоставить Искаковой Г.А. и Искакову А.Ю. вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Полевского городского округа Свердловской области равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и иным требованиям жилищного законодательства.

Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копи этого решения.

    Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

    Мотивированное решение изготовлено 25.07.2011года.

                                             Судья: