10 мая 2011 года город Полевской Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-475/2011 по иску Анашкина В.И. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Полевскому о взыскании задолженности по уплате сумм в возмещение вреда здоровью, компенсации за несвоевременную выплату сумм в возмещение вреда здоровью, и возложении обязанности по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, УСТАНОВИЛ: Анашкин В.И. является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного с радиационным воздействием во время исполнения иных обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение компенсаций и льгот, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Анашкин В.И. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Полевскому о взыскании задолженности по уплате сумм в возмещение вреда здоровью, компенсации за несвоевременную выплату сумм в возмещение вреда здоровью, и возложении обязанности по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, мотивируя это тем, что с "дата изъята" по "дата изъята" был призван на специальные военные сборы и принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на объекте «Укрытие». В "дата изъята" на основании заключения ВТЭК Свердловской области он был признан инвалидом 2 группы по общему заболеванию. С "дата изъята". ему установлена 2 группа инвалидности с 70% утратой трудоспособности на срок до "дата изъята", установлена и связь имеющегося у него заболевания с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС. В связи с наличием у него нетрудоспособности, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, он являлся получателем сумм, выплачиваемых ответчиком в возмещение вреда здоровью. Решением Полевского городского суда от "дата изъята" удовлетворены его требования о взыскании недоплачивавшихся ему сумм в возмещение вреда и на ответчика возложена обязанность по выплате ему сумм в возмещение вреда здоровью с размере 8 828,18р. с последующей индексацией в установленном законом порядке до очередного переосвидетельствования. "дата изъята" при очередном переосвидетельствовании ему установлена 2 группа инвалидности с 70% утратой трудоспособности бессрочно. Ответчик с момента переосвидетельствования уменьшил сумму возмещения вреда здоровью с 11 327,33р. до 6 191,93р. (твердой денежной суммы, установленной законом). Поскольку право на получение суммы в возмещение вреда здоровью в размере 11 327,33р. он приобрел на основании решения суда от "дата изъята", обязательного для исполнения ответчиком, последний не вправе был пересматривать размер сумм, подлежащих выплате ему, поскольку при очередном переосвидетельствовании ни группа инвалидности, ни степень утраты им трудоспособности не изменились. Просит взыскать с ответчика задолженность по выплате сумм в возмещение вреда здоровью за период с "дата изъята". по "дата изъята" в размере 25 677р. и обязать его выплачивать ему ежемесячно, начиная с "дата изъята" в возмещение вреда здоровью 12 063,61р. ежемесячно. Также в связи с несвоевременной выплатой надлежащих сумм в возмещение вреда здоровью просит взыскать с ответчика убытки, понесенные им за период с "дата изъята" по "дата изъята" в размер 643,56р. В судебном заседании истец поддержал иск и доводы искового заявления. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствии, в котором указал, что с иском не согласен, поскольку при определении размера возмещения вреда здоровью руководствовался действующим законодательством, назначив по заявлению Анашкина В.И. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда как инвалиду 2 группы в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. "дата изъята" вступил в силу Закон от 12 февраля 2001 года “О внесении изменений и дополнений в Закон “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. В пункте 25 статьи 14 Закона в новой редакции выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлена в твердых денежных суммах в зависимости от группы инвалидности. Вместе с тем, в статье 2 вышеуказанного Закона от 12 февраля 2001 года говорится о том, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в статью 14 Закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. В настоящее время в пункте 15 части 1 статьи 14 закона предусмотрено, инвалидам 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы, гарантирована ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 2 500 рублей. Также названным выше Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ внесены изменения и в в статью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения. На законодательном уровне установлено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Таким образом, из анализа пункта 25 части 1 статьи 14 базового Закона в его нормативном единстве с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчислялся из заработка, предоставлено только тем гражданам, которые ранее получали ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие Чернобыльской катастрофы, а лица, впервые, обратившиеся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, имеют право на получение возмещения вреда только в твердой денежной сумме, что не противоречит Конституции Российской Федерации. Решением Полевского городского суда от "дата изъята" установлено, что Анашкин В.И. является инвалидом 2 группы вследствие заболевания, полученного с радиационным воздействий во время исполнения иных обязанностей военной службы, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и имеет право на получение компенсаций и льгот, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также решением суда установлено, что компенсацию в возмещение вреда здоровью Анашкин В.И. получал до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ. Эти обстоятельства подтверждаются копией названного решения (л.д. 7-9). Также судебным решением ответчик обязан выплачивать в возмещение вреда здоровью истца в размере 8 824,25р. (в редакции определения от "дата изъята" об исправлении арифметической ошибки в решении суда от "дата изъята") ежемесячно до очередного переосвидетельствования с последующей индексацией в предусмотренном законом порядке. Справками ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» от "дата изъята" (л.д. 6) подтверждается, что Анашкина В.И. "дата изъята" установлена 2 группа инвалидности и степень утраты трудоспособности 70% бессрочно. Как следует из справки, выданной ответчиком "дата изъята" (л.д. 10), в период с "дата изъята" по "дата изъята" истцу выплачивалось ежемесячно по 11 327,33р. по решению суда от "дата изъята", а с "дата изъята" по "дата изъята" по 6 191,93р. ежемесячно. В ходе рассмотрения дела установлено, что право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью истец приобрел до 15 февраля 2001г., соответственно, ответчик не вправе был назначать ему такую компенсацию в твердой денежной сумме, поскольку она менее ранее получавшейся им суммы. В данном случае ни группа инвалидности истца, ни степень им утраты трудоспособности не изменились, а потому оснований для пересмотра размера компен сации не имелось. Очередное переосвидетельствование истца и установление инвалидности бессрочно также не является основанием для пересмотра размер компенсации. В период с "дата изъята". по "дата изъята". у ответчика образовалась перед истцом задолженность в связи с незаконным изменением размера возмещения вреда в размере 15 406,2р. За три месяца ему выплачено 18 575,79р. (6 191,93р. * 3), тогда как должно быть выплачено 33 981,99р. (11 327,33р. (сумма возмещения, установленная решением суда от "дата изъята", с применением индексации) * 3). Также подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по выплате ему с "дата изъята" ежемесячно в возмещение вреда здоровью по 12 063,61р. Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическими правонарушениями. Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков. В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997г. № 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой, вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 года "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием. Поскольку обязанность по выплате этой суммы в размере, предусмотренном действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, именно эти государственные органы представляют интересы Российской Федерации по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В судебном заседании установлено, что ответчиком своевременно не выплачивались суммы в возмещение вреда здоровью в должном размере, а потому требования истца об их индексации подлежат удовлетворению по следующему расчету. Месяц, год Размер возмещения вреда здоровью, выплаченный истцу фактически Размер возмещения, установленный решением суда от "дата изъята" с учетом индексации Недоплата Индекс потребительских цен Недоплата с учетом индекса потребительских цен (нарастающим итогом) Сумма задолженности с учетом ИПЦ (нарастающим итогом) 1 2 3 4 5 6 7 "дата изъята" 6191,93 11 327,33 5 135,40 --- --- 5 135,40 "дата изъята" 6191,93 11 327,33 5 135,40 1,01 5 186,75 10 311,15 "дата изъята" 6191,93 11 327,33 5 135,40 1,01 10 425,38 15 560,78 Итого за период "дата изъята" 18 575,79 33 981,99 15 406,20 "дата изъята" 6 594,41 12 063,61 5 469,20 1,026 15 965,36 21 434,56 "дата изъята" 6 594,41 12 063,61 5 469,20 1,004 21 520,30 26 989,50 Итого за период "дата изъята". 13 188,82 24 127,22 10 938,40 Итого 26 344,60 644,90 Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца об индексации сумм возмещения вреда здоровью подлежат удовлетворению в размере 644,90р. Эту сумму следует взыскать с ответчика, но за счет казны Российской Федерации в силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. С расчетами истца суд не соглашается, поскольку в них содержатся арифметические ошибки. В силу статьи 5 базового Закона надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с пунктом 19 пункт 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, а поэтому государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика. Руководствуясь ст.ст. 191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : исковые требования Анашкина В.И. удовлетворить. взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Полевскому за счет казны Российской Федерации в пользу Анашкина В.И. единовременно задолженность по возмещению вреда, причиненного здоровью, за период с "дата изъята" по "дата изъята" в размере 26 344,60р. Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Полевскому за счет казны Российской Федерации ежемесячно производить Аншкину В.И. выплаты ежемесячных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, с "дата изъята" пожизненно в размере 12 063,61 р. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Полевскому за счет казны Российской Федерации в пользу Анашкина В.И. 644,90р. в счет индексации неполученных своевременно ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с "дата изъята" по "дата изъята" Освободить Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Полевскому от уплаты государственной пошлины. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий подпись