о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



                                     З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :

                                  председательствующего судьи Гончаровой ВИ

                                  при секретаре Гороховой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 801 по иску прокурора города Полевского в интересах Мальцевой А.И., Казанцевой Н.М., <данные изъяты> к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

установил:

прокурор города Полевского Свердловской области в интересах Мальцевой А.И., Казанцевой Н.М., <данные изъяты> обратился в суд с иском к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, мотивируя свои доводы тем, что в прокуратуру г.Полевского обратилась Мальцева А.И., "дата изъята" г.р., проживающая по адресу: <адрес изъят>, с просьбой об оказании помощи ей и членам ее семьи в получении жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на это, Мальцевой А.И. и членам ее семьи жилое помещение, отвечающее санитарным и иным требованиям, Администрацией Полевского городского округа до настоящего времени не предоставлено. Бездействие Администрации Полевского городского округа влечет нарушение жилищных прав Мальцевой А.И. и членов ее семьи, создает опасность для жизни и здоровья указанных лиц, проживающих в жилом доме, признанном аварийном.

В судебном заседании истец- помощник прокурора города Полевского Ганбаров Э.Т. исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме.

      Истец Казанцева Н.М. исковые требования и доводы заявления поддержала в полном объеме, и суду пояснила, что комната в трехкомнатной квартире принадлежит по договору социального найма <данные изъяты> бабушке ее мужа. Она зарегистрирована в комнате с 2000 года, также после рождения были зарегистрированы дети: <данные изъяты>. Жили какое-то время, последнее время больше находятся у свекрови в <адрес изъят>, их дом также признан аварийным, но там хоть детям есть место, где побегать. <адрес изъят> находится в аварийном состоянии, штукатурка на стенах потрескалась, рамы в комнате гнилые, они скрепили их железной скобой, чтобы не развалились, дети начинают играть, все «трясется», окна менять нет смысла, поскольку бревна гнилые. Отопление центральное, но трубы без изоляции, в комнате холодно. Канализация отсутствует, туалет на улице, но он не соответствует санитарным нормам. Ремонт в доме не производится, лет пять назад крышу перекрыли и все. Проживание в таких условиях создает опасность для жизни и здоровья их семьи.

     Истец Мальцева А.И. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования о предоставлении жилья поддерживает в полном объеме.

     Ответчик- Представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, хотя о дне слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Возражений относительно иска суду не представил, хотя ранее в отзыве на предварительное слушание(л.д.19) указывал, что возражает в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах семьи Мальцевой А.И., и что возражения будут представлены ко дню судебного заседания.

     Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истцов, суд приходит к следующему:

     В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации- Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

-обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

-обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ч.1, 3,4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

       В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации-Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

        Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации- Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

       В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации- Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    Постановлением Главы Муниципального образования «Город Полевской» от "дата изъята" (л.д.15) в связи с длительным сроком эксплуатации жилых домов, отсутствием своевременных капитальных ремонтов и на основании заключения муниципального предприятия «Бюро технической инвентаризации» утвержден список ветхого муниципального жилья на 1999 год и список аварийного муниципального жилья на 1999 год. Данным постановлением было предложено Директору МУП «Дирекция единого заказчика» в срок до "дата изъята" составить план сноса аварийного муниципального жилого фонда.

     В Приложении (л.д.16) к данному постановлению указано, что <адрес изъят> в <адрес изъят>, 1941 года постройки включен в список аварийного муниципального жилья.

     Согласно ордера от "дата изъята"(л.д.7) он выдан Мальцевой А.И., взамен утраченного, на право занятия комнаты, площадью 14.6кв.м. в квартире по адресу: <адрес изъят>. По ордеру состав семьи- один человек-наниматель.

     Согласно справки ООО «Южное коммунальное предприятие» (л.д.8) на "дата изъята" по адресу: <адрес изъят> зарегистрированы 4 человека, а именно: Мальцева А.И.- с "дата изъята", Казанцева Н.М. -<данные изъяты> с "дата изъята", <данные изъяты>

На представленных суду фотографиях в количестве 6 штук наглядно видны имеющиеся разрушения на <адрес изъят> в <адрес изъят> и в квартире истицы.

Свидетель 1. суду пояснил, что <данные изъяты> прописаны в <адрес изъят> в <адрес изъят>. Дом аварийный, фундамент весь утратил свою силу, в комнате трещины, зимой достаточно прохладно, летом комнату не проветрить, так как рамы сгнили, если открыть окно, то больше его не закрыть. Дом перекошен, электропроводка в комнате не менялась длительное время. В зависимости от времени года фундамент дома «водит». Туалет находится на улице, по весне все из туалета стекает прямо во двор. Администрация города, ни каких мер по улучшению условий их проживания в данном жилом помещении не применяла.

Свидетель 2. суду пояснила, что <данные изъяты> Мальцева А.И. проживает в комнате по <адрес изъят> в <адрес изъят> лет пятьдесят. <данные изъяты>. Комната, площадью 14 кв.м. расположена в трехкомнатной квартире. Окна сгнили, они скрепили рамы скобами, чтобы они не развалились. Штукатурка на потолке и стенах в трещинах. Дом деревянный, штукатурка наружная вся отошла, фундамент находится в плачевном состоянии, в подъездах не покрашено, проводка почти вся оголена. Зимой в комнате прохладно, трубы теплые, но окна плохие, через них все выдувает. Удобств в квартире никаких, хотя за содержание жилья они платят как за благоустроенное.

    Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Таким образом, судом установлено, что Жилищные права Мальцевой А.И., Казанцевой Н. М., <данные изъяты>, проживающих в <адрес изъят> в <адрес изъят>, признанном аварийным и подлежащим сносу нарушены. Постановлением Полевского городского округа от "дата изъята" дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно, Мальцева А.И. и члены ее семьи относятся к категории граждан, которым законом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данным постановлением предусматривалось в срок до "дата изъята" составить план сноса аварийного муниципального жилого фонда. Однако такой план не был создан и люди более десяти лет продолжают жить в аварийном доме.

    В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ Мальцевой А.И. и членам ее семьи должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

При этом необходимо отметить, что указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую либо очередь.

    Семье Мальцевой А.И. жилье должно быть предоставлено вне очереди, поскольку их жилье, расположенное в доме, собственником которого является Полевской городской округ, признано непригодным для проживания, и принято решение о его сносе.

Согласно информации Полевского городского округа на имя прокурора(л.д.17) указаны причины непереселения жильцов <адрес изъят> в <адрес изъят>- отсутствие финансовых средств на строительство жилья или приобретения на вторичном рынке для переселения граждан.

Однако, по мнению суда, отсутствие финансовых средств не может быть признано уважительной причиной нарушения жилищных прав семьи Мальцевой А.И. Согласно статьи 17 Конституции РФ- в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина. В данном случае, бездействие администрации Полевского городского округа, на которую Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ возложена обязанность создавать условия для осуществления прав на жилище, создает опасность для жизни и здоровья семьи Мальцевой А.И., проживающих в жилом доме, признанном аварийным.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ » Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также его сохранность относится к вопросам местного значения и должны решаться администрацией Полевского городского округа.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья семье Мальцевой А.И. лежит на собственнике спорного дома -Полевском городском округе, которое и приняло решение о сносе дома. Жилье должно быть предоставлено истцу вне очереди, благоустроенным применительно к условиям города Полевского, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным санитарным и иным требованиям.

С учетом изложенного требования прокурора в интересах семьи Мальцевой А.И. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е шил:

Исковые требования прокурора города Полевского в интересах Мальцевой А.И., Казанцевой Н.М., <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Администрацию Полевского городского округа Свердловской области предоставить Мальцевой А.И., Казанцевой Н.М., <данные изъяты> вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Полевского городского округа Свердловской области равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и иным требованиям жилищного законодательства.

Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копи этого решения.

    Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

    Мотивированное решение изготовлено 01.08.2011года.

                                          Судья: