о возложении обязанности разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны



                                                                          Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :

                                  председательствующего судьи Гончаровой ВИ

                                  при секретаре Обвинцевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 830 по иску прокурора города Полевского в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Черкашину А.Н. о возложении обязанности разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, и организации санитарно-защитной зоны в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны,

установил:

прокурор города Полевского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Черкашину А.Н. о возложении обязанности разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу и возложении обязанности организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои доводы тем, что прокуратурой города Полевского по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ИП Черкашин А.Н. В ходе проверки установлено, что ИП Черкашин А.Н. относится к крупным предприятиям мясной промышленности, основным видом деятельности которого является производство мяса и мясопродуктов. При этом, в нарушение действующего законодательства «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха»… ИП Черкашин А.Н. не имеет утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, несмотря на это, осуществляет свою хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статистическому отчету по форме 2-ТП (воздух) за 2010год, представленному предприятием, в 2010году в атмосферный воздух данным предприятием выброшено 2,031 тонн загрязняющих веществ, в том числе твердых 0,031 тонн, газообразных и жидких-2 тонны. На предприятии функционирует 27 источников загрязнения, из них 15 неорганизованных источников выбросов.

В связи с отсутствием у предприятия утвержденного проекта санитарно-защитной зоны нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ИП Черкашин А.Н. требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений, установленных законами, нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами…и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

В судебном заседании истец- помощник прокурора города Полевского Забродина Е.А. исковые требования и доводы заявления поддержала в полном объеме и пояснила, что сроки, которые указанные в исковом заявлении разумны и обоснованны. Полагает, что в указанные сроки возможно разработать проект санитарно-защитной зоны.

     Ответчик- представители ИП Черкашин А.Н.- Свечникова М.С. по доверенности и эколог Карфидова Н.С. исковые требования не признали и Свечникова М.С. суду пояснила, что в соответствии с нормами СанПин от 2003 года предприятие ИП Черкашин А.Н. относилось к 5 классу опасности предприятий, для которых необходимо создание санитарно-защитной зоны размером 50 м. С июня 2003года по август 2004 года Черкашиным А.Н. и его бизнес- партнером Р. проводились активные мероприятия по отселению жителей близ лежащих жилых домов : были выкуплены жилые дома, расположенные по ул. Революционной,94, ул. Школьная 1А. С февраля 2011года земельные участки по указанным адресам находятся в собственности Р.. В марте 2008года была введена новая редакция СанПин и производство ИП Черкашина А.Н. с этого момента по классификации промышленных объектов отнесено к 3 классу опасности с санитарно-защитной зоной -300 метров. Учитывая тот факт, что предприятие ИП Черкашина находится в зоне жилой застройки, но создаваемые предприятием выбросы приземных концентраций в жилом массиве на границе санитарно- защитной зоны- 50 метров не превышают допустимые нормы, в соответствии с п.2.11 СанПин «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которым размер СЗЗ для предприятий 3,4,5 класса опасности может быть изменен Главным государственным врачом субъекта РФ, ИП Черкашин АН "дата изъята" заключил с ООО Проектная компания «КАМПО» договор на выполнение расчетной инвентаризации источников выбросов, расчет нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. Работы по данному договору выполнены "дата изъята". Также ИП Черкашин А.Н. параллельно заключил с ООО Проектная компания «КАМПО» договор на разработку проекта по обоснованию и организации расчетной санитарно-защитной зоны, работы также по этому договору выполнены. ИП Черкашиным А.Н. проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта СЗЗ. В результате проведенной экспертизы было установлено, что проект расчетной СЗЗ ИП Черкашина А.Н. соответствует требованиям СанПин. После чего, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области "дата изъята" выдало согласование расчетов по обоснованию границы санитарно-защитной зоны ИП Черкашина А.Н. и обязало ИП Черкашина А.Н. организовать проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха с целью обоснования расчетной границы санитарно-защитной зоны в рамках производственного лабораторного контроля, а также и измерение уровней шума, после проведения которых может быть разработан проект установленной (окончательной) СЗЗ и согласован с органами Роспотребнадзора в установленном порядке. С этой целью ИП Черкашин А.Н. заключил с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в Свердловской области на проведение измерений шума по подтверждению расчетной границы СЗЗ ИП Черкашина А.Н. В соответствии с Программой измерений шума по установлению границы СЗЗ, для выяснения влияния сезонных изменений показатели шума в каждой точке измерения должны проводиться четыре раза в год- зимой, весной, летом и осенью. На данный момент измерения были проведены в весенний период 2011года. в случае неудовлетворительных результатов вышеуказанных исследований и измерений ИП Черкашин А.Н. будет вынужден обратиться в проектную организацию для корректировки проекта и пройти повторную процедуру получения экспертного заключения соответствующего органа и проведения новых натурных исследований. Поэтому не согласны с заявленным требованием прокурора о предоставлении им годичного срока на разработку и утверждение окончательной СЗЗ, на это может уйти около двух лет. Поскольку в настоящее время метраж окончательной СЗЗ не установлен, то и определить срок ее организации не представляется возможным.

    Третье лицо- представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области- Дурыманова Е.А. исковые требования прокурора и доводы заявления поддержала.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истца, представителей ответчика, третье лицо суд приходит к следующему:

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законеот "дата изъята" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 14, ч. 1 ст. 16Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).

Согласно п.3 статьи 44 указанного Закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Статьей 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы.

Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Пунктом 2.2. указанных Санитарных правил установлено, что санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная(предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух(шум, вибрация, ЭИП и др.); установленная( окончательная) - на основании результатов натурных наблюдения и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Пунктом 4.1 указанных СанПиН предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнений атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

В силу пп. 4.3, 4.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. При этом юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п.4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных санитарно-защитных зон.

Согласно акта проверки(л.д.8-9) в период с "дата изъята" по "дата изъята" Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Полевской была проведена проверка в отношении ИП Черкашин А.Н. Согласно данного Акта проверка в отношении ИП Черкашина А.Н. проводилась в августе 2009года. По окончании проверки "дата изъята" было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил, в том числе и по созданию СЗЗ, и о прекращении нарушения прав потребителей, со сроками исполнения. По истечении срока выполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от "дата изъята" проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой отражено, что мероприятия по созданию СЗЗ осуществляются, но окончательный проект не разработан и не утвержден.

Согласно Сведений об охране атмосферного воздуха за 2010года, представленным ИП Черкашин АН(л.д.10-12) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили : всего 2,031 тонн, в том числе твердые 0.031тонн, газ. и жидкие 2тонны. Завод имеет разрешение на выброс вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Количество выбросов в 2010году по сравнению с 2009годом не изменилось.

Ответчиком требования предписания в установленный срок не выполнены.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На сегодняшний день размеры санитарно-защитной зоны окончательно не определены, нормативные границы составляют 300 метров. В пределах именно этих цифр располагаются жилые дома, расположение которых в пределах санитарно-защитных зон запрещено. Законом№7- ФЗ от 10.01.2002года «Об охране окружающей среды» предусмотрено создание санитарно-защитных зон. Несмотря на это, в нарушение приведенных выше норм закона ответчик осуществляет хозяйственную деятельность, но проект окончательной СЗЗ не определен, цифры же статистического отчета подтверждают факт негативного воздействия деятельностью предприятия на окружающую среду, поскольку снижения количества выбросов загрязняющих веществ не происходит.

Исходя из изложенного, возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ИП Черкашин А.Н. требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

    В связи с этим суд полагает требования прокурора в части возложения обязанности разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обоснованны, и подлежат удовлетворению.

Срок один год, по мнению суда, является разумным, поскольку в установленной нормативной зоне 300 метров имеются жилые дома, что является нарушением п.п. 2.6, 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которых предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. В санитарно-защитной зоне не допускается размещение объектов для проживания людей. Кроме того, предприятием проведена значительная работа, остались натурные измерения, которые по утверждению представителей ответчика могут быть закончены в течение года

Доводы представителя ответчика о том, что «их не надо обязывать, поскольку они занимаются вопросами создания санитарно-защитной зоны» по мнению суда также несостоятельны, поскольку прокурором и не ставится вопрос о признании бездействия ИП Черкашин А.Н.. незаконными. По представленным документам ответчиком следует, что с 2009 года ИП Черкашин А.Н. занимается вопросами разработки проекта СЗЗ, однако он до настоящего времени отсутствует и предметом данного спора является именно отсутствие санитарно-защитной зоны.

Кроме того, прокурор просит обязать ИП Черкашин А.Н. организовать санитарно-защитную зону в соответствии с проектом окончательной санитарно-защитной зоны в течение 1 года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исходя из смысла первого требования прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить проект окончательной санитарно-защитной зоны, предполагается дальнейшая реализация ответчиком указанного проекта. Но на данной стадии, по мнению суда второе требование заявлено преждевременно, поскольку сам проект отсутствует и не был предметом судебного разбирательства. Размер санитарно-защитной зоны не установлен, и неизвестно какие необходимо будет проводить мероприятия по реализации санитарно-защитной зоны. Если размер санитарно-защитной зоны составит 300 метров, необходимо будет проводить мероприятия по отделению жилой застройки от предприятия, если размер СЗЗ будет меньше 300 метров, то мероприятия будут другие. Поэтому на данной стадии, без отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, меры по его реализации и их сроки носят характер предположений, хотя сроки должны быть реальными и разумными

Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е шил:

Исковые требования прокурора города Полевского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Индивидуального предпринимателя Черкашина А.Н. разработать и утвердить в установленном законом порядке проект окончательной санитарно-защитной зоны в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части иска прокурора г.Полевского отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.

    Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

    Мотивированное решение изготовлено 15.08.2011года.

                                          Судья: