Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 августа 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего, судьи Гончаровой ВИ при секретаре Обвинцевой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-883 по иску Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Полевской центр занятости» к Сивакову И.С. о возврате финансовой помощи, у с т а н о в и л : Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Полевской центр занятости» обратилось в суд с иском к Сивакову И.С. о возврате финансовой помощи, мотивируя свои требования тем, что Сиваков И.С. является участником мероприятия- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан,- Программы поддержки занятости населения в Свердловской области в 2010году, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области №1915-ПП от 24.12.2009года. В соответствии с п.п.2.2.2, 2.1.1 и 2.1.2 Договора о содействии самозанятости безработных граждан и стимулировании создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан №063001/1035 от 04.03.2010года(далее Договор), заключенным с Государственным учреждением занятости населения Свердловской области «Полевской центр занятости»(далее Центр занятости), Сиваков И.С. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с "дата изъята" и Центром занятости ему была перечислена финансовая помощь в размере 58800 руб.-"дата изъята". В соответствии с п.4 Дополнительного соглашения от "дата изъята" № к договору)представлять по требованию Центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, ведение предпринимательской деятельности) Сивакову И.С. было направлено письмо № от "дата изъята" с предложением представить в Центр занятости в 2-х недельный срок от даты получения письма документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, оказанной Центром занятости на организацию собственного дела, с предупреждением о том, что неисполнение обязанностей, предусмотренных п.4 Дополнительного соглашения влечет за собой возврат финансовой помощи (п.3.1. Договора). По состоянию на "дата изъята" Сиваков не представил в Центр занятости документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, ведение предпринимательской деятельности. В судебном заседании представитель истца исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме и суду пояснил, что ответчик защитил бизнес план по выпуску хлебобулочных изделий по национальной узбекской рецептуре, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с "дата изъята". Однако в течение года не запустил свое производство, не освоил деньги, не представил документы об их использовании. В настоящее время ответчик сменил вид деятельности без какого -либо согласия Центра, то есть усматривается нецелевое использование денег, поэтому финансовая помощь подлежит возврату. Также просит взыскать судебные издержки по оплате госпошлины. Ответчик Сиваков иск в целом признал и пояснил, что он зарегистрировался "дата изъята" в качестве индивидуального предпринимателя, но запустить производство по выпуску хлебобулочных изделий не смог, не мог подобрать отвечающее санитарным и иным требованиям помещение. Выписку из банка он также не мог представить, поскольку деньги снял со счета, так как сумма за обслуживание банка составляла 1500 рублей. Он сменил вид деятельности, и вложил в это производство деньги, на смену вида деятельности он с Центром нового Соглашения не составлял. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, ответчика, суд приходит к следующему: В силу ч.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации- Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Согласно ст.2 Федерального закона №209-ФЗ -Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно под.6 ч.2 статьи 6 Указанного закона- Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: обеспечение занятости населения и развитие самозанятости… В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от "дата изъята" N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Свердловской области Постановлением от 24 декабря 2009года №1915-ПП утвердило Программу поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году. Параграфом 2 Программы предусмотрена Система мероприятий, в том числе: - содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Параграф 3Программы предусматривает Механизм реализации мероприятий : - Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Содействие самозанятости безработных граждан заключается в оказании безработным гражданам, изъявившим желание открыть собственное дело, безвозмездной финансовой помощи в виде социальной выплаты на организацию собственного дела (далее - финансовая помощь). Финансовая помощь оказывается на основании договора о содействии в организации предпринимательской деятельности между центром занятости и безработным гражданином, заключаемого при условии положительной оценки бизнес-плана экспертной комиссией. Финансовая помощь оказывается однократно в размере суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Постановлением Правительства Свердловской области от 01.02.2010 N 151-ПП утверждено Положение о порядке реализации мероприятий Программы поддержки занятости населения Свердловской области в 2010 году. Главой 7 Положения предусмотрен порядок реализации мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Мероприятие по содействию самозанятости и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными и желающих открыть собственное дело (далее - мероприятие самозанятости). Мероприятие самозанятости осуществляется дополнительно к государственной услуге содействия в самозанятости безработных граждан, предоставляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.06.2008 N 281н "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан", иными нормативными правовыми актами. Финансирование мероприятия самозанятости включает: оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию собственного дела и (или) за каждое созданное гражданином, открывшим собственное дело, рабочее место, на которое трудоустроен по направлению центра занятости безработный гражданин (далее - финансовая помощь); оплату банковских услуг, связанных с перечислением финансовой помощи на счета граждан, открытые в кредитных организациях, в размере не более 1 процента от перечисленной суммы. С безработным гражданином, желающим открыть собственное дело, центром занятости заключается договор о содействии самозанятости, в соответствии с которым он обязуется организовать собственное дело, представлять в центр занятости копии отчетности, направленной в налоговые органы, а центр занятости населения - предоставить ему финансовую помощь после государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, включения в состав учредителей юридического лица. Условия указанного договора также определяют условия возврата финансовой помощи безработным гражданином, в том числе в случае необеспечения самозанятости либо досрочной ликвидации рабочего места, за создание которого он получил дополнительную финансовую помощь. Гражданин считается не обеспечившим самозанятость в случае государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, выхода из состава учредителей юридического лица, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 12 месяцев с момента получения финансовой помощи. Финансовая помощь оказывается безработному гражданину в виде разовой социальной выплаты денежных средств в размере суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Согласно Устава (л.д.13-16) Полевской Центр занятости является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории муниципального образования Полевской городской округ в Свердловской области реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. Согласно Договора № от "дата изъята"(л.д.6-8) Центр занятости обязуется оказать гражданину Сивакову И.С. финансовую помощь на организацию собственного дела, а также за каждое созданное дополнительное рабочее место для безработного гражданина, направленного Центром занятости в соответствии с условиями настоящего Договора, а Гражданин организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность и создать дополнительные рабочие места для безработных граждан. В соответствии с условиями Договора Сиваков И.С. обязался: зарегистрировать предпринимательскую деятельность -индивидуальный предприниматель в установленном порядке. Организовать предпринимательскую деятельность по производству хлебобулочных изделий по национальной узбекской рецептуре в соответствии с экономическим обоснованием)бизнес-планом), подтверждающим эффективность избранного Гражданином вида предпринимательской деятельности, получившем положительное заключение. Заниматься указанной деятельностью не менее 12 месяцев с момента получения финансовой помощи. Использовать финансовую помощь в соответствии с ее целевым назначением. Представлять по требованию Центра занятости информацию и документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, ведение предпринимательской деятельности. Согласно платежного поручения от "дата изъята"(л.д.11) Центром занятости на счет индивидуального предпринимателя Сивакова И.С. перечислена финансовая помощь в сумме 58800 рублей. "дата изъята" на имя Сивакова И.С. был направлено требование(л.д.10) представить в Центр занятости в 2-х недельный срок от даты получения данного письма документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи, оказанной центром занятости на организацию собственного дела. Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что Сиваков И.С.. являлся участником мероприятия- содействие самозанятости безработных граждан. По условиям Договора он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя с "дата изъята" и Центром занятости ему была перечислена финансовая помощь в сумме 58800рублей. Истец просит взыскать указанную сумму, исходя из того, что ответчик не представил документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи. Согласно Договора, заключенного между Центром занятости и Сиваковым И.С., последний обязался организовать предпринимательскую деятельность по производству хлебобулочных изделий по национальной узбекской рецептуре в соответствии с экономическим обоснованием(бизнес-планом). В соответствии с п.2.2.9 он обязался использовать финансовую помощь в соответствии с ее целевым назначением. Судом установлено, что ответчик не приступал к производству хлебобулочных изделий. Он по совей инициативе, без согласования с Центром занятости, сменил вид деятельности и финансовую помощь истратил на другие цели. По требованию истца не представил документы, подтверждающие целевое использование финансовой помощи. В соответствии с пунктом 3 Договора - Финансовая помощь подлежит возврату в полном объеме в случаях: нецелевого использования полученной финансовой помощи… Сиваков И.С. не оспорил доводы истца о нецелевом использовании финансовой помощи. С учетом изложенного, требования истца заявлены обоснованно, и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации-стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом при подаче заявления в суд произведена оплата государственной пошлины в размере 1964 руб., что подтверждается платежным поручением(л.д.5). Судебные издержки по оплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : исковые требования Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Полевской центр занятости» удовлетворить. Взыскать в пользу Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Полевской центр занятости» с Сивакова И.С. финансовую помощь в размере 58800(пятьдесят восемь тысяч восемьсот )рублей и судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 1964(одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре)рубля. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней, с подачей жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате. Мотивированное решение изготовлено 30.08.2011 года. Судья: