Решение в окончательной форме принято 6 июня 2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Полевской 30 мая 2011 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., с участием прокурора Фирстовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-592/2011 по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» о признании незаконным бездействия по необеспечению государственной охраны гидротехнических сооружений и возложении обязанности по обеспечению государственной охраны, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» по необеспечению государственной охраны гидротехнических сооружений и возложении обязанности по обеспечению государственной охраны, мотивируя это тем, что в собственности ответчика находятся гидротехнические сооружения, расположенные в г. Полевской: Штанговский гидроузел, протяженностью 561 м, и Верхне-Железянский гидроузел, протяженностью 220 м. Ответчик является органом местного СА моуправления, в компетенции которого находятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В силу Федерального закона от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в частности на основании требований об осуществлении мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе: на основании установленных критериев их безопасности, оснащения гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечения необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях, подлежат государственной охране. Ответчиком не обеспечена государственная охрана гидротехнических сооружений в нарушение названных требований законодательства, а поэтому просит признать эти действия незаконными и обязать его устранить допущенные нарушения. В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором отношение к иску не указал. Исследовав материалы дела, заслушав истца, суд пришел к следующему: Федеральным законом от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулируются отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. В статье 3 этого Федерального закона закреплены ряд понятий, используемых в данном законе: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением; безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 2 июля 1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в частности на основании требований об осуществлении мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе: на основании установленных критериев их безопасности, оснащения гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечения необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Согласно статье 9 названного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Как установлено в судебном заседании, Полевской городской округ является собственником гидротехнических сооружений, расположенных в г. Полевской: Штанговский гидроузел, протяженностью 561 м, и Верхне-Железянский гидроузел, протяженностью 220 м, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 5-6) и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от "дата изъята" № и №. Из справки ОМС Администрация Полевского городского округа от 6 апреля 2011г. № 100 (л.д. 8) видно, что гидротехническое сооружения Штанговский гидроузел, протяженностью 561 м, и Верхне-Железянский гидроузел, протяженностью 220 м, находятся в границах населенного пункта г. Полевской. Город Полевской имеет статус города областного подчинения в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О преобразовании рабочего поселка Полевской Полевского района в город" от 27 марта 1942 года N 647/271 и с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об отнесении г. Полевского к категории городов областного подчинения" от 4 марта 1946 года N 641/1. В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях, подлежат государственной охране. Отсутствие государственной охраны этих гидротехнических сооружений не оспаривается ответчиком. Поскольку Штанговский гидроузел и Верхне-Железянский гидроузел, находящиеся в собственности ответчика, расположены в черте г. Полевского, имеющего категорию города областного подчинения, подлежат государственной охране в соответствии с вышеприведенными нормами права, бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении государственной охраной названных гидротехнических сооружений, является незаконным, а иск прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с пунктом 1.1. Положения об органе местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа», утвержденного решением Думы МО «Город Полевской» от 22 декабря 2005г. № 110 управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (в дальнейшем именуемое - Управление) является отраслевым органом местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющим управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в том числе в области земельных отношений, управление объектами муниципальной собственности в сфере использования муниципального имущества, его приватизации, а также создания, деятельности, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Свердловской области нормативными правовыми актами Полевского городского округа (далее - городской округ). Согласно пункту 2.1. названного Положения, предметом деятельности Управления является решение вопросов местного значения в сферах управления муниципальным имуществом, регулирования земельных отношений на территории городского округа, отнесенных к компетенции городского округа законодательством Российской Федерации, Свердловской области, решениями органов местного самоуправления городского округа. Пунктом 2.3.1 Положения предусмотрено, что одной из задач Управления является управление и распоряжение в установленном порядке объектами муниципальной собственности. Таким образом, орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» является надлежащим ответчиком. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. По мнению суда, в данном случае исполнить решение суда может только ответчик, а потому суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку ответчик является бюджетной организацией, финансируемой из местного бюджета, а для исполнения требуется внесения в бюджет статьи расходов на исполнение решения суда, следует обязать ответчика исполнить решение суда до 1 марта 2011г. От уплаты государственной пошлины ответчик в силу пункта 19 части 1 статьи 333,36 Налогового кодекса освобожден. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Полевского удовлетворить. Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа», выразившееся в необеспечении государственной охраны гидротехнических сооружений Штанговский гидроузел, протяженностью 561 м, и Верхне-Железянский гидроузел, протяженностью 220 м. Обязать орган местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» обеспечить государственную охрану гидротехнических сооружений: Штанговский гидроузел и Верхне-Железянский гидроузел, в срок до 1 марта 2011г. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий