Решение в окончательной форме принято "дата изъята" РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О. А., при секретаре Двоеглазове И.А., с участием прокурора Ганбарова Э.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1013/2011 по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Южное коммунальное предприятие» о признании незаконным прекращения горячего водоснабжения потребителей и возложении обязанности по возобновлению горячего водоснабжения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц - жителей южной части г. Полевского обратился в суд с иском к ООО «Южное коммунальное предприятие» о защите прав неопределенного круга потребителей, мотивируя это тем, что 16 мая 2010г. ООО «Южное коммунальное предприятие», оказывающее коммунальные услуги жителям южной части г. Полевского, прекратило теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителям г. Полевского, которое отсутствует по день предъявления иска. Считает, что действия ответчика по прекращению предоставления коммунальных услуг жителям южной части г. Полевского являются противоправными, поскольку действующими Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307, предусмотрена обязанность бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения потребителей. Просит признать действия ответчика по прекращению горячего водоснабжения жителей южной части г. Полевского незаконными и ООО «Южное коммунальное предприятие» возобновить горячее водоснабжение объектов жилищного фонда южной части г. Полевского. Ссылка ответчика на прекращение горячего водоснабжения в связи с проведением гидравлических испытаний инженерных сетей и произошедших прорывах на магистральных сетях, по мнению истца, является незаконной, поскольку о планируемом перерыве в оказании коммунальных услуг потребители не были уведомлены заблаговременно, горячее водоснабжение не возобновлено. В судебном заседании прокурор иск и доводы искового заявления поддержал. Представитель ответчика ООО «Южное коммунальное предприятие» в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ответчик самостоятельно не производит ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению жителей южной части г. Полевского. На основании договоров аренды недвижимого имущества от "дата изъята" №г., от "дата изъята" № и №, и договора аренды оборудования от "дата изъята" №, заключенных с Полевским городским округом, ООО «Южное коммунальное предприятие» являлось арендатором недвижимого имущества в виде комплекса, предназначенного для теплоснабжения и горячего водоснабжения объектов социально-бытового назначения коммунальными услугами. Осенью 2011г. срок аренды истекает, органами местного самоуправления объявлен конкурс на право аренды этих объектов, в котором ООО «Южное коммунальное предприятие» не участвовало. Поставка тепловой энергии и горячей воды потребителям осуществляется на основании договора поставки от "дата изъята" №, заключенного с ООО «ПЭК «Русь», срок действия по "дата изъята" Теплоснабжение потребителей было прекращено на основании постановления Главы Полевского городского округа от "дата изъята" После этого на основании договора с ООО ПЭК «Русь» были проведены гидравлические испытания магистральных тепловых сетей, в ходе которых сеть не выдержала эти испытания, обнаружены многочисленные прорывы. Из-за строения магистральных сетей при прекращении теплоснабжения прекращается и горче водоснабжение населения. О необходимости капитального ремонта участка сети Полевской городской округ, как собственник сетей, был поставлен в известность, однако, денежные средства для проведения ремонта от него не поступили. Работы по ремонту сетей были проведены за счет средств ответчика. После этого ООО «Южное коммунальное предприятие» обратилось к ООО ПЭК «Русь» с просьбой провести гидравлические испытания сетей, в чем контрагентом было отказано из-за наличия задолженности по взаиморасчетам, которая оспаривается в судебном порядке. Полагает, что отсутствует вина ответчика в прекращении горячего водоснабжения населения. Представитель третьего лиц, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ЗАО «Уралсевергаз» Дрожащих М.Г. с иском прокурора согласилась частично, указав, что в ходе рассмотрения дела не подтверждено, что ответчиком на законных основаниях прекращено оказание коммунальных услуг потребителям. Однако, по мнению представителя третьего лица, возложение на ответчика обязанности по возобновлению горячего водоснабжения не может быть исполнено, поскольку ответчик самостоятельно не производит ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг и зависит от поведения контрагентов по сделкам. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ООО ПЭК «Русь» Пешков А.Б. исковые требования прокурора не оспорил, указав, что в настоящее время в связи с окончанием действия трехстороннего договора с ЗАО «Уралсевергаз», ЗАО «ГАЗЭКС» и ООО «Южное коммунальное предприятие» на поставку газа, последующего договора ООО ПЭК «Русь» с ООО «Южное коммунальное предприятие» на поставку газа, отключения от энергоснабжения ОАО «Свердловэнергосбыт», ООО ПЭК «Русь» не имеет возможности производить тепловую энергию и горячую воду для поставки её ответчику. Самостоятельный договор на поставку газа с газоснабжающей организацией у ООО ПЭК «Русь» отсутствует. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ЗАО «ГАЗЭКС» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему. В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Как установлено в судебном заседании, ООО «Южное коммунальное предприятие» является исполнителем коммунальных услуг жителям южной части г. Полевского Свердловской обл., что подтверждается выпиской из устава этого общества (л.д. 20-21). Согласно этому документу, что целями деятельности ООО «Южное коммунальное предприятия» являются передача и распределение тепловой энергии, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, предоставление услуг по жилищно-коммунальному хозяйству, управление жилищным фондом и другие. В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно пункту 3 данных Правил: коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем же в силу этой же нормы является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Таким образом, ООО «Южное коммунальное предприятие» является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых жителям южной части г. Полевского, что не оспаривается ответчиком в ходе судебного заседания, этот факт является общеизвестным для жителей г. Полевского, следовательно, в силу пункта 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации это обстоятельство не нуждается в доказывании. Понятие надлежащего качества коммунальных услуг содержится также в пункте 3 Правил, в котором указано, что ими являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг. В судебном заседании установлено, что 16 мая 2010г. ООО «Южное коммунальное предприятие» прекратило предоставление коммунальных услуг жителям южной части г. Полевского по отоплению и горячему водоснабжению. Этот факт подтверждается письмом ООО «Южное коммунальное предприятие» от "дата изъята" № в адрес прокурора г. Полевского (л.д. 44), письмом Главы Полевского городского округа "дата изъята" № (л.д. 43). В соответствии с пунктом 9 Правил оказания коммунальных услуг, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно пункту 10 Правил оказания коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. Пунктом 49 Правил предусмотрены обязанности исполнителя, такие как а) предоставление потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставление потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям. Согласно пункту 79 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения. Право приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя установлены в пункте 80 названных Правил, в котором указано, что такие действия возможны в случаях: а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам; г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов; д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения; е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям. Ответчиком не представлено доказательств того, что прекращение горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг 16 мая 2011г. произошло в соответствии с требованиями пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг, то есть с предварительным уведомлением потребителей за 1 месяц. В материалах дела имеется копия телефонограммы, направленной ответчиком ряду предприятий и учреждений г. Полевского от "дата изъята" о том, что "дата изъята" с <данные изъяты> будут производиться гидравлические испытания тепловых сетей южной части г. Полевского. Из копии акта проведения гидравлических испытаний от "дата изъята", составленного ООО ПЭК «Русь» и ООО «Южное коммунальное предприятие», следует, что в ходе проведенных в этот день гидравлических испытаний городских магистральных тепловых сетей, последняя не выдержала испытания и поставлена под расхолащивание для устранения прорывов. Это обстоятельство подтверждается и ведомостью дефектов по объекту теплосеть по <адрес изъят>, участок от <адрес изъят> до перекрестка с <адрес изъят>. Гидравлические испытания проводились ООО ПЭК «Русь» по договору, заключенному ООО «Южное коммунальное предприятие» "дата изъята", что подтверждается копией этого договора. Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что о предстоящем плановом ремонте потребители не были письменно уведомлены за 1 месяц до начала его проведения. Гидравлические испытания проводились уже после прекращения оказания услуг по горячему водоснабжению. Выявление дефектов магистральной сети после испытаний сетей, состоявшихся после прекращения подачи горячей воды потребителям, не свидетельствует о том, что приостановление коммунальных услуг было связано с аварийной ситуацией, возникшей во время оказания таких услуг. В связи с этим ООО «Южное коммунальное предприятие» обязано нести ответственности за прекращение оказания коммунальных услуг. Доказательств отсутствия вины ООО «Южное коммунальное предприятие» в прекращении предоставления коммунальных услуг потребителям ответчиком не представлено. В силу пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Доводы ответчика о том, что прекращение оказания коммунальных услуг связано с прекращением действия срока исполнения договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, не могут быть приняты во внимание судом. Как следует из копии договора на поставку и транспортировку газа №, заключенного между ЗАО «Уралсевергаз», поставщиком, ЗАО «ГАЗЭКС», газораспределительной организацией, ООО «Южное коммунальное предприятие», покупателем, между этими лицами достигнуто соглашение о том, что поставщик обязался поставить, газораспределительная организация - протранспортировать по местным газораспределительным сетям, а покупатель - принять и своевременно оплатить газ, а также услуги по его транспортировке в период с "дата изъята" по "дата изъята" (л.д. 22-25). "дата изъята" между ООО «Южное коммунальное предприятие», поставщиком, и ООО Производственно-энергетическая компания «Русь», покупателем, заключен договор №, по условиям которого поставщик обязался поставить, а покупатель принять и оплатить газ в период с "дата изъята" по "дата изъята" Срок действия договора - до "дата изъята" Эти обстоятельства подтверждаются копией этого договора (л.д. 26-29). Из договора поставки тепловой энергии и теплоносителя № (л.д. 30-33) следует, что ООО Производственно-энергетическая компания «Русь», поставщик, и общество с ограниченной ответственностью «Южное коммунальное предприятие», теплоснабжающая организация, заключили соглашение о том, что поставщик продает теплоснабжающей организации тепловую энергию и теплоноситель в виде горячей воды для последующего предоставления коммунальных услуг населению и продажи организациям и предприятиям южной части г. Полевского. Срок поставки тепловой энергии и теплоносителя - до момента принятия постановления Главы Полевского городского округа об окончании отопительного сезона, но не ранее "дата изъята" Дальнейшая переписка между ООО ПЭК «Русь» и ООО «Южное коммунальное предприятие», представленная в материалы дела, свидетельствует о том, что эти лица не достигли соглашения о пролонгации договора поставки тепловой энергии и теплоносителя. Между тем, отсутствие соглашения с ресурсоснабжающей организацией о поставке тепловой энергии и теплоносителя в виде горячей воды, не свидетельствует о законности прекращения горячего водоснабжения населения, поскольку, согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствие контрагента для исполнения своих обязанностей по оказанию услуг потребителям, не свидетельствует об отсутствии вины ответчика в неоказании коммунальным услуг жителям южной части г. Полевского. Также, по мнению суда, не является основанием для освобождения ответчика от ответственности перед потребителями истечение срока аренды магистральных тепловых сетей и аренды оборудования теплоэнергетического комплекса южной части г. Полевского, на основании которого ответчик временно владел и пользовался этими объектами, поскольку закон не связывает оказание управляющими компаниями коммунальных услуг потребителям с нахождением в их владении магистральных сетей. Таким образом, требования прокурора о признании действий ООО «Южное коммунальное предприятие» по прекращению 16 мая 2011г. горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг южной части г. Полевского противоправными подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела установлен факт незаконности прекращения ответчиком горячего водоснабжения жителей южной части г. Полевского, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по возобновлению горячего водоснабжения подлежат удовлетворению. Статьей 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" предусмотрено также, что при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В связи с этим суд считает, что на ответчика следует возложить такую обязанность. В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Оснований для освобождения ответчика от уплаты судебных расходов не имеется, а поэтому с него следует взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным прекращение ООО «Южное коммунальное предприятие» 16 мая 2011г. горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг южной части г. Полевского. Обязать ООО «Южное коммунальное предприятие» возобновить горячее водоснабжение потребителей южной части г. Полевского. Обязать ООО «Южное коммунальное предприятие» довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда в месячный срок со дня его вступления в законную силу. Взыскать с ООО «Южное коммунальное предприятие» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий