Решение в окончательной форме принято 18 марта 2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Полевской 2 марта 2011 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело № 2-174/2011 по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Благотворительному Фонду «Единое Развитие» о ликвидации юридического лица и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц и к Чернецкому А.С. о возложении обязанности по прохождения процедуры ликвидации, УСТАНОВИЛ: "дата изъята" Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области зарегистрирован Благотворительный Фонд «Единое Развитие» (основной государственный регистрационный номер №, учетный номер №). Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с иском к Благотворительному Фонду «Единое Развитие» о ликвидации юридического лица и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц и к Чернецкому А.С. о возложении обязанности по прохождения процедуры ликвидации, мотивируя это тем, что с "дата изъята" по "дата изъята" проведена плановая документальная проверка благотворительного фонда на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. "дата изъята" в адрес Фонда и его президента Чернецкого А.С. направлено уведомление № о проведении проверки, содержащее перечень документов, которые фонд обязан представить для проведения проверки, что не было исполнено ответчиками. В связи с этим в адрес ответчика "дата изъята" вынесено предупреждение №, обязывающее устранить допущенные нарушения. "дата изъята" в адрес Главного управления поступило почтовое отправление Благотворительного Фонда «Единое Развитие» с приложением налоговой и бухгалтерской отчетности за "дата изъята" Иные запрашивавшиеся у ответчиков документы, несмотря на вторичное предупреждение от "дата изъята" №, не были представлены. На момент подачи искового заявления не были устранены нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные фондом, указанные в предупреждении от "дата изъята" №: В результате внеплановой поверки установлено, что в проверяемом периоде Фонд не осуществлял деятельность по достижению целей, предусмотренных его учредительными документами, у Фонда отсутствовали источники формирования денежных средств. Кроме того, в деятельности Фонда выявлены иные нарушения действующего законодательства РФ: наименование фонда не содержит указание на характер его деятельности, устав фонда содержит положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, в частности о том, что фонд может создавать свои представительства и открывать филиалы за рубежом, Фонд не исполняет требования учредительных документов (пунктов 5.4 и 5.13) о периодичности созыва общего собрания участников фонда и попечительского совета; в состав высшего органа управления фонда входит только один человек; в "дата изъята" фонд не опубликовал отчет об использовании своего имущества. Просит ликвидировать Благотворительный Фонд «Единое развитие» и исключить данные о нем из единого государственного реестра юридических лиц. Обязанность по прохождению процедуры ликвидации просит возложить на Чернецкого А.С. В судебное заседание истец не явился, заявив о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Представитель ответчика, он же ответчик Чернецкий А.С., в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В силу пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Согласно пункту 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Пунктом 1 статьи 6 названного закона предусмотрено, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 названного Федерального закона). Как установлено в судебном заседании, "дата изъята" Управлением Федеральной налоговой службы по <адрес изъят> зарегистрирован Благотворительный фонд «Единое Развитие» за основным государственным регистрационным номером №, учетный номер №)9, что подтверждается материалами регистрационного дела (л.д. 146-183). Приказом Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по <адрес изъят> от "дата изъята" № принято решение о проведении в период с "дата изъята" по "дата изъята" документальной проверки Благотворительного Фонда «Единое Развитие» на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств, использования иного имущества целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, что подтверждается копией названного приказа (л.д. 36-37). Уведомление о проведении проверки в этот же день письмом за № направлено Благотворительному Фонду «Единое Развитие», его президенту Чернецкому А.С., председателю Попечительского Совета Обухову Ю.Л. (л.д. 38-42). Этим лицам предложено представить на проверку ряд документов, касающихся деятельности Фонда. Как видно из служебной записки от "дата изъята" (л.д. 60-62), уведомление, направленное в адрес ответчика Благотворительный Фонд «Единое Развитие», возвратилось с отметкой «отсутствие адресата по указанного адресу». Фонд не сообщил в регистрирующий орган сведения об изменении своего места нахождения в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также ответчиком не были представлены документы, запрошенные для проведения проверки, в том числе и ежегодный отчет о финансово-хозяйственной деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества по установленной форме. "дата изъята" письмом № в адрес ответчиков вынесено предупреждение об устранении этих нарушений (л.д. 63-65, 66-68). Из служебной записки от "дата изъята" (л.д. 69) следует, что нарушения, указанные в предупреждении от "дата изъята", ответчиками не были устранены. "дата изъята" письмом № документы для проведения проверки истцом запрошены у ответчика вновь (л.д. 81). Как видно из копии приказа Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от "дата изъята" № (л.д. 85-86), в связи с необходимостью проверки исполнения предупреждения от "дата изъята" № в отношении Благотворительного Фонда «Единое Развитие» назначена внеплановая документальная проверки на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами и законодательству Российской Федерации. По результатам проверки Благотворительного фонда «Единое Развитие», проведенной в период с "дата изъята" составлен акт (л.д. 92-98). Из этого документа следует, что в деятельности фонда выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации: - в нарушение ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование Фонда не содержит указание на характер его деятельности, -в нарушение ст. 5 этого же Федерального закона пункт 1.16 устава Фонда содержит положение о том, что Фонд может создавать филиалы и открывать представительства за рубежом. Кроме того, Фондом не исполняются требования своего устава, его пунктов 5.4 и 5.13, предусматривающими созыв общего собрания участников не реже одного раза в год и собрание попечительного совета не реже одного раза в полгода. Также, в соответствии с отчетами о деятельности некоммерческой организации и сведениями о персональном составе её руководящих органов за 2007-2009гг. в состав высшего органа управления Фондом входит один человек, что является нарушением пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В нарушение п. 2 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фондом не публикуются отчеты об использовании своего имущества. Согласно уведомлениям о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества, включая полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, Фонд в "дата изъята" не расходовал денежные средства, но в соответствии с отчетами о целевом использовании полученных средств за "дата изъята" Фондом в "дата изъята" использовано <данные изъяты> на социальную и благотворительную помощь, а в "дата изъята" - <данные изъяты> на прочие расходы. Таким образом, отчетность Фонд за "дата изъята". содержит недостоверную информацию. Также в соответствии с отчетами о деятельности некоммерческой организации и сведениями о персональном составе её руководящих органов за "дата изъята". (форма ОН0001) высшим органом управления Фондом является Общее собрание акционеров. Однако, согласно пункту 5.1 устава, высшим органом управления Фондом является Общее собрание участников. Таким образом, отчет по форме ОН0001 за "дата изъята". содержит недостоверную информацию. Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Изложенное в акте проверки подтверждается также: отчетом о деятельности некоммерческой организации и сведениями о персональном составе её руководящих органов за "дата изъята", "дата изъята" "дата изъята". (л.д. 130-137, 140-143), из которого видно, что количество участников на конец отчетного периода Фонда - 1 человек - президент Фонда Чернецкий А.С., уведомлениями о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за "дата изъята", "дата изъята". (л.д. 138-139,144-145), из которых следует, что Фонд не расходовал денежные средства, а из отчетов о целевом использовании полученных средств за "дата изъята" и "дата изъята". (л.д. 109, 110) видно, что в эти периоды имело место расходование денежных средств в "дата изъята" использовано <данные изъяты>. рублей на социальную и благотворительную помощь, а в "дата изъята" - <данные изъяты> на прочие расходы. В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Как видно из почтового уведомления (л.д. 91), Благотворительный Фонд «Единое Развитие» по адресу: <адрес изъят>, не находится. Этот адрес указан в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве места нахождения юридического лица, что следует из выписок из этого реестра (л.д. 21-26) по состоянию на "дата изъята" и по состоянию на "дата изъята" (л.д. 197-198). Таким образом, ответчиком действительно нарушено положение пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о … нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. Представленная Благотворительным Фондом «Единое развитие» "дата изъята" отчетность по требованию от "дата изъята" №, находящаяся на л.д. 99-145 не содержит сведения о нарушениях Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению либо отсутствии таких нарушений. Между тем, после назначения плановой проверки Фонд в "дата изъята". выявлено наличие нарушений закона о несообщении в регистрирующий орган сведений об изменении места нахождения юридического лица. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. В наименовании Фонда указание на характер его деятельности отсутствует, что следует из его устава (л.д. 166-173). Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Создание российской благотворительной организацией филиалов и открытие представительств на территориях иностранных государств осуществляются в соответствии с законодательством этих государств, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Эта норма является специальной по отношению к Федеральному закону «О некоммерческих организациях», а потому подлежит применению в рассматриваемом деле. В связи с этим устав Благотворительного Фонда «Единое Развитие», его пункт 1.16, предусматривающий положение о возможности создания Фондом своих представительств и филиалом за рубежом, не противоречит действующему законодательству. Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). Между тем, в ходе внеплановой проверки деятельности Фонда установлено, что требования пунктов 5.4 и 5.13 устава в части периодичности созыва Общего собрания участников Фонда и Попечительского совета (не реже одного раза в год и не реже одного раза в полгода соответственно) ответчиком не исполняются. В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 11 августа 1995г. № 136-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации. Как следует из пункта 5.1 устава Фонда (л.д. 166-172), его высшим органом управления является общее собрание участников. Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено, что в составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса). Как следует из устава (пункт 2.1.) единственным участником общества является Чернецкий А.С., который одновременно является и его единоличным исполнительным органом - президентом, что следует из копии решения № 1 Единственного учредителя Благотворительного Фонда «Единое развитие» (л.д. 164), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 197-199). То есть, коллегиальный орган управления Фондом ответчиком не создан, что является грубым нарушением названных выше правовых норм. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункту 2 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Ответчиком же эта обязанность не выполнялась в "дата изъята" Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком Благотворительный Фонд «Единое Развитие» допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, которые являются существенными. Более того, они не были устранены после вынесения в его адрес предупреждения. В связи с этим суд считает, что Фонд подлежит ликвидации. В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Частью 3 статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. По мнению суда, ликвидатором следует назначить Чернецкого А.С. - единственного участника Фонда и его единоличного исполнительного органа, и установить срок ликвидации в 4 месяца. В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Пунктом 81 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 21.05.2009 № 147, определены полномочия Управления на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. Поскольку в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, как орган государственной власти, обратившийся в суд в защиту государственных и общественных интересов, то государственная пошлина, размер которой, в соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, составляет <данные изъяты> рублей, подлежит взысканию с ответчика. На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Благотворительному Фонду «Единое Развитие» удовлетворить. Ликвидировать Благотворительный Фонд «Единое Развитие», зарегистрированный в Едином государственном реестре юридических лиц "дата изъята" под номером №, учетный номер №. Назначить ликвидатором Чернецкого А.С., "дата изъята" рождения, проживающего по адресу: <адрес изъят>. Обязать ликвидатора провести предусмотренную Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» процедуру ликвидации Благотворительного Фонда «Единое Развитие» в срок, не превышающий четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Благотворительного Фонда «Единое Развитие» государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств. Председательствующий: подпись Верно Судья
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.