об обязании включить в реестр муниципальной собственности дорогу и провести ее ремонт



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области

в составе председательствующего, судьи: Гончаровой В. И.,

при секретаре Обвинцевой ОВ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-942 по иску прокурора города Полевского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Полевского городского округа, Органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом» Полевского городского округа о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности дорогу и проведения ее ремонта,

у с т а н о в и л :

    прокурор города Полевского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Полевского городского округа о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности дорогу и проведения ее ремонта, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Полевского проведена проверка по поручению прокуратуры Свердловской области о непринятии уполномоченными органами дорог в муниципальную собственность.

В ходе проверки установлено, что на территории Полевского городского округа находится объект улично-дорожной сети- автодорога, расположенная между автодорогой г.Полевской-г. Екатеринбург и коллективными садами «Красная Горка-1» и «Красная Горка-2», протяженностью 1.8 кв.м., которая предназначена для движения автомобильного транспорта и является дорогой местного значения. Указанная дорога в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Полевской городской округ» не включена.

Бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в не включении дорог в реестр муниципальной собственности и не регистрации собственности муниципалитета на указанное имущество, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт дорожного покрытия, в результате чего в случае неисправности дорожного покрытия(обрушения, снежного затора и т.д.) могут наступить тяжкие последствия в виде причинения имущественного вреда и вреда здоровью людей, оказавшихся на дорожном покрытии.

В судебном заседании –истец- помощник прокурора города Полевского Свердловской области- Ширшиков П.А. исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме.

Ответчик- представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, хотя о дне слушания дела был извещен своевременно и надлежащим образом, возражений относительно иска не представил, хотя ранее представитель участвовал в проведении предварительного слушания и заявил, что иск не признают, документы по включению дороги в реестр муниципальной собственности ими готовятся для регистрации. Затем будут выделены деньги на ремонт дороги, но это будет не ранее 2012 года.

Ответчик- представитель ОМС «Управление муниципальным имуществом» Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил отзыв(л.д.17) согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По вопросу включения указанной автодороги в реестр муниципальной собственности сообщил, что 20.07.2011года представителем Управления в регистрирующий орган были сданы документы для регистрации права собственности на земельный участок, месторасположение которого установлено относительно ориентира : г.Полевской автодорога с КНГ «Красная Гора», расположенного в границах участка. Срок окончания регистрации установлен 18.08.2011года. После получения соответствующих документов из регистрирующего органа указанный земельный участок под автодорогой будет включен в реестр муниципальной собственности. После этого будет заказана техническая информация (кадастровый паспорт) на автодорогу, находящуюся на регистрируемом земельном участке, документы будут переданы в регистрирующий орган для регистрации права собственности на автодорогу, после чего спорная автодорога будет включена в реестр муниципальной собственности.

Третье лицо-представитель Полевского отдела Управления Росреестра по Свердловской области- в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

     Исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, суд приходит к следующему:

      В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.50 указанного Закона -в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения.

Статьей 51 ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» определено право органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации(органам государственной власти субъектов РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.3 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под автомобильной дорогой подразумевается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги расположенные на них или под ними конструктивные элементы( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, являющиеся сооружениями, предназначенными для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые препятствиями для такого движения, прогона(зимник, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения). Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Федеральным законом от 21.12.2001г. №178-ФЗ»О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные парки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат отчуждению.

Государственная регистрация прав на объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В Акте от 07.07.2011 года (л.д.11) при осмотре на участке автодороги Екатеринбург-Полевской, дорога в коллективный сад «Красная гора» протяженностью 1 км.800 метров имеет недостатки: занижение и завышение обочин, с обеих сторон, отсутствуют дорожные знаки ПДД РФ «Опасный поворот», неподрезанная растительность с обеих сторон, ограничивающая видимость.

Данные недостатки в содержании дороги отражены на фотографиях(л.д.12-13).

Постановлением Главы Полевского городского округа от 25.03.2009года №326 (л.д.14)утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане(кадастровой карте) территории, находящегося в Свердловской области, в районе города Полевского, автодорога к коллективному саду «Красная Гора». ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО предложено обратиться в землеустроительную организацию для проведения кадастровых работ земельного участка и в Территориальный     отдел №39 Управления Роснедвижимости по Свердловской области для осуществления государственного кадастрового учета земельного учета.

    Согласно сообщения начальника ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа»(л.д.7) от автодороги Екатеринбург -Полевской- коллективных садов Красная Горка 1, 2 в реестре муниципальной собственности Полевского городского округа не находятся.

Анализируя собранные доказательства, судом установлено, что дорога, расположенная от автодороги г.Полевской- г.Екатеринбург и коллективными садами «Красная Горка-1»,»Красная Горка-2» протяженностью 1.8 км. предназначена для решения вопросов местного значения, относится к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем, подлежит включению в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Полевской городской округ».

Согласно п.2 ч.4 Устава Полевского городского округа, ведение реестров имущества, находящегося в муниципальной собственности осуществляется Управлением муниципальным имуществом.

Согласно расписки в получении документов на государственную регистрацию(л.д.19) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии получены 20.07.2011года документы на регистрацию права собственности на земельный участок по адресу: г.Полевской, месторасположение установлено относительно ориентира :автодорога к СНТ «Красная гора», расположенного в границах участка.

Данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что ОМС «УМИ»ПГО провело мероприятия по регистрации земельного участка. Однако, на момент рассмотрения дела ответчиком иной информации по спорной дороге суду не представлено. Хотя после получения документов из регистрирующего органа данный земельный участок должен быть включен в реестр муниципальной собственности, затем проведены мероприятия по оформлению документов на автодорогу, регистрации в регистрирующем органе и включение в реестр муниципальной собственности автодороги. Поскольку сведения об этих мероприятиях отсутствуют, следует ответчика в лице ОМС «УМИ» ПГО обязать выполнить данные мероприятия.

    Проблема правового регулирования режима использования дорог, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности, требует пристального внимания, поскольку зачастую связана с реальной угрозой жизни и здоровью людей. Указанная дорога никем не ремонтируется по причине неопределенности балансовой принадлежности, и отсутствие надлежащего содержания представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

    Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.21 Закона «О безопасности дорожного движения» - Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ в статье 1 определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и указывает, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

На момент рассмотрения дела ремонт объекта улично-дорожной сети-автодороги, расположенной между автодорогой г. Полевской- г.Екатеринбург и коллективными садами «Красная Горка-1»,»Красная Горка-2» не проведен, в этой части требование прокурора заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению. Однако, суд не может согласиться с доводами истца о возложении обязанности по ремонту дороги на ОМС «УМИ» ПГО, поскольку данные ремонтные работы не входят в компетенцию последнего, поэтому в этой части в иске к ОМС УМИ ПГО следует отказать.

     Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации

р е ш и л :

Исковые требования прокурора города Полевского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа включить в реестр муниципальной собственности автодорогу, расположенную между автодорогой Полевской- г.Екатеринбург и коллективными садами «Красная Горка-1»,»Красная Горка-2».

Обязать Администрацию Полевского городского округа произвести ремонт объекта улично-дорожной сети-автодороги, расположенной между автодорогой Полевской- г.Екатеринбург и коллективными садами «Красная Горка-1»,»Красная Горка-2»

В иске прокурора города Полевского к ОМС УМИ ПГО по возложению обязанности по ремонту дороги -отказать.

    Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней путём подачи кассационной жалобы через Полевской городской суд.

            Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

             Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.

             Мотивированное решение вынесено 31.08.2011 года.

        Судья