о зачете периода работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно



Решение в окончательной форме

принято 11 октября 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской 4 октября 2011 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1075/2011 по иску Шарова Ю.А. к открытому акционерному обществу «Полевской криолитовый завод» о признании определенного периода работы соответствующей условиям труда по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10,

УСТАНОВИЛ:

С "дата изъята" по настоящее время Шаров Ю.А. работает в открытом акционерном обществе «Полевской криолитовый завод» слесарем-ремонтником солевого цеха.

Шаров Ю.А. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Полевской криолитовый завод» о включении периода его работы с "дата изъята" по "дата изъята" в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Свои требования истец мотивировал тем, что с момента поступления его на работу к ответчику слесарем-ремонтником солевого цеха, эта работа предоставляла право досрочного выхода на пенсию по возрасту в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Фактически, как оказалось в ходе работы, условия его труда соответствовали тем, которые установлены Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. В разделе 8 подразделе 11а «Производство фтористой кислоты и её солей», код профессии 1071200а-17531, предусмотрено, что право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение. К таким рабочим отнесены и слесари-ремонтники.

В "дата изъята" после определенной работы, проведенной ответчиком, он был включен в перечень лиц, имеющих право на льготную пенсию в соответствии со Списком № 1. Между тем, условия его работы как до "дата изъята" так и после этого не изменились: он работал и продолжает работать слесарем-ремонтником технологического оборудования – вращающихся сушильных печей, загрузочных шнеком печей, реакционных баков, сгустителей и т.д., в течение полного рабочего дня в местах действующих производств. На другие работы он не отвлекался, в специально оборудованных обособленных местах также не работал.

Когда он решил обратиться в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Полевскому для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик выдал ему уточняющую справку, в которой указал, что период его работы с "дата изъята" по "дата изъята" не относится к работам, указанным в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. С такими действиями работодателя он не согласен по указанным выше основаниям и просит включить период его работы с "дата изъята" по "дата изъята" в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Под подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании истец уточнил предмет своего иска, указав в соответствующем заявлении, что просит признать период его работы с "дата изъята" по "дата изъята" слесарем-ремонтником соответствующим условиям труда, предусмотренным Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10

В судебном заседании истец поддержал иск и доводы искового заявления и пояснил, что в "дата изъята" при трудоустройстве в ОАО «Полевской криолитовый завод» был закреплен за вакуумными насосами, вакуумными фильтрами и фторнаторскими бочками, установленными в реакционном отделении солевого цеха. Такое закрепление было по распоряжению начальника цеха, вывешивавшемся на доске объявлений. Вакуумные насосы, фторнаторские бочки, вакуумные фильтры ремонтировались непосредственно в реакционном отделении солевого цеха, соответственно, в течение всего рабочего дня он находился непосредственно в цехе, где рабочие имеют право на пенсию по Списку № 1. Насосы и фильтры ставились на ремонт частично: отключалась половина оборудования, но вторая часть продолжала работать. По технологии ремонта переместить такие фильтры и насосы в ремонтную невозможно, в силу их веса и габаритов. При отсутствии ремонтов закрепленного оборудования им производилось его обслуживание: смазка, проверка работы. В "дата изъята" ответчик официально закрепил работников за ремонтом оборудования, находящегося в основном цехе, он, истец, отнесен к рабочим, имеющим право на льготную пенсию по Списку № 1. Характер его работы в период с "дата изъята" не изменился после этого разделения, условия труда соответствовали этим же условиям, которые установлены в "дата изъята"

Представитель ответчика Медведева Е.В. иск не признала и пояснила, что в период с "дата изъята" по "дата изъята" слесари-ремонтники солевого цеха пользовались правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2. В "дата изъята" по разъяснениям Управления пенсионного Фонда России по г. Полевскому, произведено закрепление за работниками оборудования для определения права на льготное пенсионное обеспечения по Списку № 1 после разделения ремонтной службы. В "дата изъята" проводилось исследование рабочего времени, делались его фотографии. В ходе этого было установлено, что работники в течение рабочего времени постоянно не находятся в условиях вредного производства, поскольку выполняют и другую работу: ремонт душа и туалета, плотницкие работы и другие неучтенные работы. Каждая бригада выполняла различные виды работ, согласно разнарядке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Полевскому Кашина А.Г. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что работодатель, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 был обязан внедрять эти Списки № 1 и № 2 в работу, провести аттестацию рабочих мест. В данном случае работодателем была проведена аттестация рабочего места, установлено, что слесари-ремонтники имеют право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2. На протяжении длительного промежутка времени такие рабочие ответчика уходили на пенсию по Списку № 2. Поскольку факт закрепления за истцом оборудования, установленного в цехе основного производства, не подтверждается документально, оснований полагать, что Шаров Ю.А. в течение полного рабочего дня работал во вредных условиях в основном цехе, не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Из копии трудовой книжки Шарова Ю.А. (л.д. 7-10), следует, что с "дата изъята" по дату выдачи копии книжки "дата изъята" истец работает в открытом акционерном обществе «Полевской криолитовый завод» слесарем-ремонтником солевого цеха солевого отделения. Факт работы истца у ответчика до настоящего времени не оспаривается сторонами в судебном заседании.

"дата изъята" ОАО «Полевской криолитовый завод» и Шаровым Ю.А. заключен трудовой договор, по условиям которого работник принят на неопределенный срок в ОАО «Полевской криолитовый завод»» в солевой цех солевое отделение по профессии слесаря-ремонтника 5 разряда. При этом в трудовом договоре было указано, что работник имеет льготное пенсионное обеспечения по Списку № 2.

Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда от "дата изъята" (л.д. 24-25), слесарь-ремонтник, работающий в солевом цехе (солевое отделение) на текущем ремонте машин и оборудования, имеет право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 вид производства «Металлургическое производство/цветные металлы», вид работ – «Производство фтористой кислоты и её солей», позиция в Списке – 2091300а – 18559. Из этой карты следует, что продолжительность вредного воздействия химических факторов составляет 75% рабочего времени.

В период с "дата изъята" по "дата изъята" в штатных расписаниях ОАО «Полевской криолитовый завод» указывалось, что слесари-ремонтники солевого цеха имеют право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2. Эти обстоятельства подтверждаются копиями штатных расписаний (л.д. 28-33, 59-64, 65-70, 71-78, 79-84).

Приказом ОАО «Полевской криолитовый завод» от "дата изъята" проведена реорганизация ремонтной службы солевого и кислотного цехов, принято решения о создании специализированной ремонтной бригады на базе солевого цеха, в которую включены слесари-ремонтники 5 разряда в количестве 6 человек.

Распоряжением начальника солевого цеха от "дата изъята" за ремонтом оборудования в местах его установки на участках цеха, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1, закреплен ряд рабочих, в том числе Шаров Ю.А., слесарь-ремонтник 5 разряда.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 работникам предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятым в производстве химической продукции, досрочная трудовая пенсия по старости в зависимости от характера работы и условий труда может назначаться по Списку N1 (глава 8) или по Списку N2 (глава 10).

Действие указанных Списков Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991г. №517 было распространено на территорию РСФСР.

Статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определен порядок сохранения и условия реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, работавших в особых условиях труда, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Федерального закона установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

Правительство Российской Федерации при необходимости утверждает Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, предусмотренная частью 1 статьи 27 указанного Федерального закона (пункт 2 статьи 27 Федерального закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. №537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации..." установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ к работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются Списки N1 и N2 производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (пп."а, б" п.1).

В Список N1 включены рабочие, руководители и специалисты (независимо от наименования профессии и должности), которые в течение полного рабочего дня непосредственно заняты в металлургическом производстве (цветные металлы) – производство фтористой кислоты и её металлов, то есть, заняты в технологическом процессе. Из персонала, занятого обслуживанием технологического процесса, в Список N1 включены слесари-ремонтники, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1.

В случае же, если слесари-ремонтники, работающие в металлургическом производстве (производство фтористой кислоты и её металлов), постоянно не заняты ремонтов оборудования в местах его установки на участках (рабочих места) действующих производств, то они включены в Список № 2.

По смыслу пункта 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" установление тождества выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности соответствующим должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости допустимо в случае отсутствия нормы, позволяющей определенно сделать вывод о соответствии условий и характера труда занимаемой должности, дающей право на назначение пенсии до достижения пенсионного возраста.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено понятие аттестации рабочего места. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от "дата изъята"

Согласно пункту 2 названного порядка, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).

Аттестация проводится в целях включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда (пункт 15 Порядка).

В соответствии с пунктом 12 названного Порядка, оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, соответствуют всем 100% аналогичных рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда.

На "дата изъята", когда ответчиком была проведена аттестация рабочего места слесаря-ремонтника, действовало Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. N 12.

В соответствии с этим положением, нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являлись, в том числе, Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.

Согласно пункту 1.4 результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящим Положением, используются в целях обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке; включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников.

Таким образом, аттестовав рабочее место слесаря-ремонтника как имеющее льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, работодатель исполнил свою обязанность по проведению оценки условий труда работника.

Показания свидетелей Н. и Б. о том, что за истцом в период с "дата изъята" по "дата изъята" было закреплено оборудование, находящееся в цехе основного производства, в связи с чем он в течение полного рабочего дня находился во вредных условиях труда, суд не может принять во внимание, поскольку оценка условий труда производится по заключению аттестационной комиссии. Свидетельские показания в данном случае не являются допустимым средством доказывания.

Более того, свидетели подтвердили, что периодически истцом в составе бригады производился ремонт транспортных путей, частично расположенных вне цеха основного производства.

В соответствии со статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно статье 398 Трудового кодекса Российской Федерации, коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату),. ..

В данном случае из искового заявления усматривается наличие коллективного трудового спора об установлении работодателем условий труда слесарям-ремонтникам по результатам аттестации рабочих мест, который не может быть разрешен в судебном порядке, а подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что исковые требования Шарова Ю.А. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шарова Ю.А. к открытому акционерному обществу «Полевской криолитовый завод» о признании определенного периода работы соответствующей условиям труда по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий