Решение в окончательной форме
принято 25 октября 2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 20 октября 2011 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1225/2011 по иску Тюленева А.Ю. к Администрации Полевского городского округа об оспаривании постановления Главы Полевского городского округа от "дата изъята" № «Об отказе в предоставлении земельного участка» и признании права на предоставление земельного участка в аренду,
УСТАНОВИЛ:
Тюленев А.Ю. обратился в суд с иском к ОМС «Администрация Полевского городского округа» об оспаривании постановления Главы Полевского городского округа от "дата изъята" № «Об отказе в предоставлении земельного участка» и признании права на предоставление земельного участка в аренду, мотивируя это тем, что в "дата изъята" ему был предоставлен земельный участок по <адрес изъят> во временное пользование с ежегодной перерегистрацией. В последующем он неоднократно проходил перерегистрацию, обрабатывал земельный участок. В "дата изъята" он поставил земельный участок на кадастровый учет, постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" № была уточнена площадь земельного участка: 1 539 кв. м. Затем в "дата изъята" он обратился к Главе Полевского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка по <адрес изъят> для ведения личного подсобного хозяйства в аренду. Постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" № в предоставлении ему земельного участка в аренду отказано, поскольку испрашиваемый им земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
По мнению истца, отказ в предоставлении ему земельного участка является незаконным, поскольку в момент испрашивания им земельного участка каких-либо ограничений в использовании земельного участка не было установлено, слева и справа от его участка находятся жилые дома, он находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Вывод о том, что участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, сделан без учета рельефа местности, тогда как в соответствии с СанПиН «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны устанавливаются с учетом рельефа местности. Истец просит признать незаконным отказ в предоставлении ему земельного участка в аренду и признать за ним право на предоставление участка № по <адрес изъят> в аренду.
В судебное заседание истец не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель истца Соколова О.С. поддержала иск и доводы искового заявления.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором указал, что требования о признании незаконным постановления Главы Полевского городского округа от "дата изъята" не признает, поскольку оно принято в соответствии с законодательством, действовавшим на то время. Также представитель ответчика заявил о применении последствий пропуска истцом срока на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
На основании пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктами 2-4 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктами 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 7 июля 2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 названного Федерального закона, для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как установлено в судебном заседании, Главой Полевского городского округа "дата изъята" принято постановление №, которым Тюленеву А.Ю. отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1539 м2, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в <адрес изъят>, имеющий кадастровый номер №. Основанием для принятия такого решения явилось то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения Екатеринбургского промузла (на расстоянии около 660 м от реки Поварня – притока р. Чусовой), а поскольку ведение личного подсобного хозяйства предусматривает возможность постройки на таком земельном участке жилого дома и других построек, в предоставлении такого участка отказано. Это обстоятельство подтверждается копией названного постановления (л.д. 24).
Из акта обследования земельного участка от "дата изъята", составленным МУ «Земельно-кадастровое бюро» (л.д. 15) видно, что испрашиваемый Тюленевым А.Ю. земельный участок находится в зоне существующей жилой застройки, на землях населенного пункта. Рельеф участка ровный, строений на участке нет. Расстояние до реки Поварня – 660м, до р. Чусовая – 1,5км.
Согласно акту обследования от "дата изъята", составленным филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Полевской» (л.д. 19), участок по <адрес изъят>, находится в пределах 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, поскольку находится на расстоянии 660 м от р. Поварня – притока р. Чусовая.
Из гидрогеологического заключения № Департамента по недропользованию по УрФО (л.д. 49) видно, что непосредственно на участке по <адрес изъят>, отводимом под размещение объекта, и ниже от него по потоку пролицензированных водозаборных скважин хозяйственно-питьевого назначения не зарегистрировано, лицензий на постановку поисково-оценочных работ для хозяйственно-питьевого водоснабжения не оформлялось. Оформление землеотвода под размещение индивидуального жилого дома на испрашиваемом Т.леневым А.Ю. участке по гидрогеологическим условиям возможно.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 19 июня 2007 года) земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Соответственно, в данном случае, нахождение земельного участка истца в пределах 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, не являлось препятствием для предоставления ему земельного участка в аренду.
Согласно пункту 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
В силу статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из указанного выше акта обследования земельного участка от "дата изъята" следует, что рельеф местности, где расположен испрашиваемый Тюленевым А.Ю. земельный участок – ровный, до р. Поверня – 660м. В связи с этим, суд приходит к выводу, что, поскольку в соответствии с действующими в настоящее время санитарными правилами, зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения должна быть установлена с учетом рельефа местности, то есть не менее 500 м при ровном рельефе. Решением Свердловского областного Совета народных депутатов от "дата изъята" № были установлены следующие зоны санитарной охраны р. Чусовой:
- границы зона санитарной охраны первого пояса установить для водозаборных сооружений на р. Чусовой городов Полевского и Дегтярска – на расстоянии вверх по течению реки 200 м, вниз по течению – 100 м;
- граница зоны санитарной охраны второго пояса р. Чусовая – боковые границы – на расстоянии 750 м от уреза воды р. Чусовой и её притоков.
Этот нормативный акт, принятый в СССР, противоречит действующему российскому законодательству, а потому не подлежит применению.
Более того, наличие ограничений в использовании земельного участка для личного подсобного хозяйства в виде запрета строительства каких-либо объектов, не является основанием для отказа в предоставлении участка в аренду, поскольку сам по себе оборот такого земельного участка не ограничен.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления Главы Полевского городского округа, законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду не имелось, в связи с этими требования истца в части оспаривания правового акта органа местного самоуправления подлежат удовлетворению.
Требования истца о признании за ним права на приобретение права аренды на земельный участок также подлежат удовлетворению.
Как указано выше, оснований для отказа в предоставлении ему в аренду земельного участка по <адрес изъят>, не имелось. Более того, в настоящее время, согласно справке ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Полевском» от "дата изъята" № (л.д. 101), этот земельный участок не попадает в границы второго пояса зоны санитарной охраны р. Чусовая. В связи с этим суд приходит к выводу, что и эти требования истца подлежат удовлетворению: он имеет право приобретения права аренды земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Что касается ходатайства ответчика о применении последствий пропуска истцом срока давности на обращением в суд с требованиями об оспаривании правового акта, то суд считает, что оно не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как следует из заявления Тюленева А.Ю., оно поступило в суд "дата изъята", ответчик не оспорил факт получения Тюленевым А.Ю. копии оспариваемого правового акта "дата изъята", соответственно, истец обратился с суд с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления с соблюдением установленного законом процессуального срока.
"дата изъята" заявление Тюленева А.Ю. определением суда было оставлено без движения для оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд усмотрел наличие спора о праве.
В связи с неустранением в установленный срок недостатков заявления, определением Полевского городского суда от "дата изъята" его заявление было возвращено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от "дата изъята" определение от "дата изъята" отменено. Определением Полевского городского суда от "дата изъята" Тюленеву А.Ю. продлен срок для устранения недостатков до "дата изъята"
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ответчика о применении последствий пропуска истцом процессуального срока для обращения в суд для защиты своих прав, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тюленева А.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Полевского городского округа от "дата изъята" № «Об отказе в предоставлении земельного участка Тюленеву А.Ю».
Признать за Тюленевым А.Ю. право на приобретение в аренду земельного участка, расположенного в <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий