Решение в окончательной форме
принято 18 октября 2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 13 октября 2011 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1261/2011 по иску Каракашевой Н.А. к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» о возложении обязанности по даче разрешения на оформление прав на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Каракашева Н.А. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» о возложении обязанности по даче разрешения на оформление прав на земельный участок, мотивируя это тем, что решением Кургановского сельского Совета народных депутатов от "дата изъята" № был отведен земельный участок, площадью 0,3га, под огородничество жителям <адрес изъят>, в том числе и ей на 10 лет. С этот времени она пользуется земельным участком, уплачивает за него налоги. Письмом от "дата изъята" № ответчик отказал в оформлении ей прав на земельный участок, площадью 268 кв. м. По мнению истца, в связи с приобретательской давностью, ответчик обязан дать согласие на оформление прав на земельный участок. Каракашева Н.А. просит обязать ответчика дать ей разрешение на оформление права аренды земельного участка.
В судебном заседании истец поддержала иск и доводы искового заявления и пояснила, что с "дата изъята". она проживает в <адрес изъят>, имея в собственности квартиру по <адрес изъят>. При приобретении квартиры у Ермолаевой, ей перешло право пользования земельным участком в районе дома <адрес изъят>, которым пользовался прежний собственник квартиры. Срок пользования земельным участком, видимо, составил 10 лет, но требования об освобождении участка никто не выдвигал. До настоящего времени она использует участок под огород. Когда жители села, имеющие огороды через пустырь от её участка, предоставленные в "дата изъята" на 10 лет, обратились за предоставлением участков под огороды в аренду, она подписала обращение вместе с ними. Самостоятельно такое заявление не подавала. В оформлении прав на земельные участки всем заявителям было отказано. Однако, её участок обособлен от общего участка, на который граждане претендовали. Её участок поставлен на кадастровый учет. Первоначально каким-то решением сельского совета используемый ею участок был закреплен за прежним владельцем, но документов об этом не нашла. По мнению истца, в силу давности владения земельным участком, используемым по назначению, ответчик обязать дать ей разрешение о предоставлении его в аренду.
Представитель ответчика ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствии, в котором указал, что иск Каракашевой Н.А. не признает, поскольку является ненадлежащим ответчиком: на территории г. Полевского правом распоряжения земельными участками обладает Глава Полевского городского округа. Кроме того, истец ссылаясь на то, что оформление прав на земельный участок, площадью 286 кв.м, расположенный в <адрес изъят>, согласовано с отделом водных ресурсов по Свердловской области, однако, прикалывает заключение, в котором рассматривается другой объект, расположенный в <адрес изъят>, в районе домом №
Исследовав материалы дела, заслушав истца, суд пришел к следующему.
Решением Кургановского сельского Совета народных депутатов г. Полевского от "дата изъята" № за коренными жителями с. Курганово закреплены земельные участки под посадку картофеля в поле в долговременное пользование (10 лет) с дальнейшей перерегистрацией. Закрепляется земельный участок, составляющий с приусадебным земельным участком 0,30га без права на нем капитального строительства. Это обстоятельство подтверждается копей этого решения (л.д. 8).
Из кадастровой выписки о земельном участке от "дата изъята" (л.д. 10-14) следует, что земельный участок, площадью 268 кв. м, расположенный в <адрес изъят>, имеется кадастровый номер №, находится в государственной собственности, предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
"дата изъята" глава ТУ <адрес изъят> обратился к начальнику ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа с ходатайством о выделении Каракашевой Н.А. земельного участка в <адрес изъят>, в районе домом №, площадью 310 кв. м для ведения огородничества (л.д. 16).
"дата изъята" начальником ОМС «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» Каракашевой Н.А. дан ответ, что в оформлении прав на земельный участок в районе домов № по <адрес изъят> комиссией отказано в оформлении земельных участков, поскольку места для размещения огородов, жилой застройки <адрес изъят> не определены, Генеральный план села и схемы зонирования территории не приняты.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В обоснование своего иска о возложении на ответчика обязанности по оформлению прав на земельный участок истец ссылается на положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возникновение права собственности в силу приобретательной давности.
Согласно статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Возможность обращения с иском о признании права собственности предоставлена статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Вместе с тем, основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены только федеральными законами.
В соответствии со статьей 25 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В отношении земельных участков наиболее распространенными основаниями являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии с которыми осуществляется предоставление земельных участков (ст. 28-29 ЗК РФ), а также договоры и иные сделки - активные действия субъектов гражданского права (ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 ГК РФ), права на землю могут возникнуть и на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим последнему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ), возможно возникновение прав на земельные участки из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (п. 3 ст. 274 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ).
В силу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Однако применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий. Что же касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозным имуществом, ибо все иные земли в Российской Федерации являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Таким образом, вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в пределах соответствующих муниципальных образований, до разграничения государственной собственности на них в силу прямого указания Федерального закона отнесены к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В таком заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как указано выше, земельный участок, на предоставление которого претендует истец, находится в государственной собственности, соответственно, само по себе длительное владение этим земельным участком, в том числе и свыше 15 лет, не влечет за собой обязанность органов местного самоуправления предоставить его гражданину. Предоставление земельных участков, в том числе для целей, не связанных со строительством, осуществляется с учетом зонирования территорий.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск Каракашевой Н.А. о возложении на ответчика обязанности по даче разрешения об оформлении права аренды на земельный участок в силу давности владения им не подлежит удовлетворению.
Более того, из пояснений истца, данных ею в судебном заседании, следует, что за предоставлением земельного участка под огороды обращались жители <адрес изъят>, которым в <адрес изъят> был предоставлен общий участок площадью 0,3га. Всем этим жителям в предоставлении участков было отказано. Её же участок расположен в районе дома <адрес изъят>, через пустырь от тех участков, которым испрашивались другими жителями села. Она же подписывала обращение о предоставлении земельного участка со всеми гражданами, самостоятельное заявление не подавала. Таким образом, суд приходит к выводу, что факт нарушения каких-либо прав истца не установлен в связи с неопределенностью места нахождения земельного участка на момент обращения за его предоставлением. Соответственно, заявитель вправе подать ответчику в установленном порядке самостоятельное ходатайство о предоставлении индивидуально-определенного земельного участка, а при отказе в его предоставлении, обжаловать его в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Каракашевой Н.А. к органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа» о возложении обязанности по даче разрешения на оформление прав на земельный участок.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий подпись