об оспаривании бездействия и возложении обязанностей по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и приведении нарушенных земель в исходное состояние



Решение в окончательной форме

принято 27 сентября 2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской         22 сентября 2011 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., с участим прокурора Русиновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1112/2011 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» об оспаривании бездействия и возложении обязанности по разработке проекта рекультивации земель и приведении нарушенных земель в исходное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к органу местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» об оспаривании бездействия и возложении обязанности по разработке проекта рекультивации земель и приведении нарушенных земель в исходное состояние, мотивируя это тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Свердловской областной экологической организации «Родной Урал» проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории Полевского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории Полевского городского округа размещена свалка твердых бытовых отходов площадью 2,25 га на расстоянии 2,8 км от г. Полевского (координаты свалки: широта N 45о31"157"", долгота Е 60014"045""), эксплуатировавшаяся в период с 1982г. по 1995г. В настоящее время организованный прием твердых бытовых отходов прекращен, но объект не законсервирован, не рекультивирован. На основании решения Комитета по управлению имуществом МО «Город Полевской» от "дата изъята" «Об изменении балансовой принадлежности» свалки передана от МУП ЖКХ в казну МО «Город Полевской» по акту от "дата изъята" Свалка расположена на землях лесного фонда ГУСО «Сысертское лесничество, участок Северский, квартал 124, выдел 14. При эксплуатации свалки и после её окончания ответчиком нарушалось законодательство об отходах производства. В частности, в нарушение пункта 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ответчик не произвел работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством. В нарушение пункта 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации № 25, Роскомзема от 22 декабря 1995г. № 67, не разработан проект рекультивации земель, а также не проведена рекультивация земель. Поскольку свалка находится на территории г. Полевского, состоит в казне муниципального образования «Полевской городской округ», обязанность по разработке проекта рекультивации земель и проведению рекультивации земель бывшей городской свалки должна быть возложена на ОМС «Администрация Полевского городского округа», которая в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязана организовывать мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, а также сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов.

Истец просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по рекультивации несанкционированной свалки бытовых отходов на землях лесного фонда Сысертского участкового лесничества, участка Северский, квартал 124, выдел 14, образовавшейся в результате ненадлежащей организации размещения, утилизации бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. Одновременно истец просит обязать ответчика разработать проект рекультивации нарушенных земель в соответствии с действующим законодательством, привести в исходное состояние нарушенные земли лесного фонда путем рекультивации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на землях лесного фонда Сысертского участкового лесничества, участка Северский, квартал 124, выдел 14, в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления.

Представитель ответчика Дрягин С.А. исковые требования признал частично и пояснил, что действительно на ответчике лежит обязанность по рекультивации нарушенных земель, в том числе, использовавшихся под свалку бытовых отходов. В 2010г. ответчиком начата работа по проведению рекультивации этого земельного участка, направлено письмо в Департамент лесного хозяйства Свердловской области для перевода участка в категорию эксплуатационных лесов. По мнению представителя ответчика, незаконное бездействие ОМС «Администрация Полевского городского округа» в данном случае отсутствует, в связи с тем, что администрацией проводятся необходимые мероприятия для рекультивации земель. Для проведения работ требуется длительный срок, связанный с проведением работы по переводу участка леса в категорию эксплуатационных лесов, выделение средств на разработку проекта рекультивации из бюджета муниципального образования, проведение конкурса на муниципальный заказ, оформление его результатов, а также совершение других, предусмотренных законом действий.

Представитель истца, Департамента лесного хозяйства Свердловской области в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 16 названного Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.

Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, … проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель,. ..

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами … при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В приложении 6 к Приказу Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлен ряд понятий:

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Согласно пункту 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67, 5, рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

В соответствии с пунктом 6 названных Основных положений, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Как установлено в судебном заседании, Полевской городской округ является собственником городской свалки инвентарный номер , что подтверждается копией решения Комитета по управлению имуществом МО «Город Полевской» от "дата изъята" (л.д. 18-19), которым принято решение о принятии в казну МО «Город Полевской» объектов благоустройства от МУП ЖКХ . "дата изъята" городская свалка принята в казну МО «Город Полевской», что подтверждается копией акта приемки-передачи основных средств от МУП ЖКХ (л.д. 20-21).

Из письма ОМС «Администрация Полевского городского округа» от "дата изъята" (л.д. 17), следует, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов прекращена в 1995г.

Бывшая свалка твердых бытовых отходов расположена на расстоянии 2.8 км от г. Полевского на землях лесного фонда Северского участкового лесничества, участок Северский, квартал 124, выдел 14, что подтверждается справкой ГУСО «Сысертское лесничество» от "дата изъята" (л.д. 12-13).

Из экспертного заключения по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды от "дата изъята", составленного ГОСУ «Центр экологического мониторинга и контроля» (л.д. 9-10), следует, что этим учреждением обследована твердых бытовых отходов на территории Полевского городского округа (код объекта размещения 1627). В ходе обследования установлено, что свалка расположена на расстоянии 2,8 км от г. Полевской (географические координаты N 45о31"157"", долгота Е 60014"045""), площадь объекта - 2,25га. Свалка эксплуатировалась с 1982г. по 1995гг. Землеотводные документы отсутствуют, организованный прием отходов прекращен, но объект не законсервирован, не рекультивирован. На момент проведения обследования свалка заросла травой.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 39 Устава Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 30 октября 2008г. № 686, к полномочиям администрации Полевского городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что ответчиком не исполнена обязанность по рекультивации земель после прекращения использования городской свалки, проект рекультивации земель также не разработан. В связи с этим требования истца о возложении на ответчика обязанности по разработке проекта рекультивации земель и по проведению рекультивации земель подлежат удовлетворению.

По мнению суда, в данном случае исполнить решение суда может только ответчик, а потому суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку ответчик является бюджетной организацией, финансируемой из местного бюджета, а для исполнения требуется внесения в бюджет статьи расходов на исполнение решения суда, проведение других предварительных мероприятий, следует обязать ответчика исполнить решение суда в части разработки проекта рекультивации земель до "дата изъята", а в части проведения работ по рекультивации земель - в течение одного года после получения проекта рекультивации земель.

Что касается требований истца о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по рекультивации несанкционированной свалки бытовых отходов на землях лесного фонда Северского участкового лесничества, участка Северский, квартал 124, выдел 14, то суд считает, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Согласно пункту 1 статьи 108 Лесного кодекса Российской Федерации к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса, а также в различных видах использования, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного заседания установлено, что земельный участок, на котором расположена недействующая городская свалка, указанная выше, находится на землях лесного фонда. Соответственно, для проведения каких-либо работ на этом участке, требуется отнесение его к эксплуатационным лесам.

"дата изъята" Глава Полевского городского округа (он же, в соответствии с Уставом Полевского городского округа, Глава Администрации) направил в адрес Департамента лесного хозяйства Свердловской области письмо о необходимости перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе и участка, на котором находится недействующий городской полигон промышленных и бытовых отходов. Это обстоятельство подтверждается копией названного письма (л.д. 25-26).

Необходимые начальные действия для проведения рекультивации земель бывшего полигона бытовых отходов ответчиком совершены до предъявления иска в суд и до обращения к Межрайонному Свердловскому природоохранному прокурору Региональной Общественной Организации Свердловская Областная экологическая Организация «РОДНОЙ УРАЛ», соответственно, по мнению суда, бездействие как таковое со стороны ответчика отсутствует. То обстоятельство, что до рассмотрения дела в суде ни проект рекультивации земель, ни сама рекультивация земель не была проведена, не свидетельствует о незаконности бездействия ответчика в этот период. Доказательств того, что это бездействие является незаконным, истцом не представлено.

От уплаты государственной пошлины ответчик в силу пункта 19 части 1 статьи 333,36 Налогового кодекса освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области удовлетворить частично.

Обязать орган местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» разработать проект рекультивации нарушенных земель в отношении земельного участка, занятого неэксплуатируемым полигоном твердых бытовых отходов, расположенного в Свердловской области на землях лесного фонда Северского участкового лесничества, участка Северский, квартал 124, выдел 14 (координаты: широта N 45о31"157"", долгота Е 60014"045""), площадью 2,25га в срок до "дата изъята"

Обязать орган местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» провести рекультивацию нарушенных земель лесного фонда, расположенных в Свердловской области на землях лесного фонда Северского участкового лесничества, участка Северский, квартал 124, выдел 14 (координаты: широта N 45о31"157"", долгота Е 60014"045""), площадью 2,25га в срок до "дата изъята"

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий