Мотивированное решение
изготовлено 21.02.2012года.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2012 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :
председательствующего судьи Гончаровой ВИ
при секретаре Гороховой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 115 по иску прокурора города Полевского в интересах Турнаевой Т.В., Жуйковой А.А., Чистякова В.А. к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
прокурор города Полевского Свердловской области в интересах Турнаевой Т.В., Жуйковой А.А., Чистякова В.А. обратился в суд с иском к Администрации Полевского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои доводы тем, что в прокуратуру г.Полевского обратилась Турнаева Т.В., проживающая по адресу: <адрес изъят> с просьбой об оказании помощи ей и членам ее семьи в получении жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания, поскольку дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Несмотря на это, Турнаевой Т.В. и членам ее семьи жилое помещение, отвечающее санитарным и иным требованиям, Администрацией Полевского городского округа до настоящего времени не предоставлено. Бездействие Администрации Полевского городского округа влечет нарушение жилищных прав Турнаевой Т.В. и членов ее семьи, создает опасность для жизни и здоровья указанных лиц, проживающих в жилом доме, признанном аварийном.
В судебном заседании истец- помощник прокурора города Полевского Ганбаров Э.Т. исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме.
Истец Турнаева Т.В исковые требования и доводы заявления поддержала в полном объеме, и суду пояснила, что квартира по адресу: <адрес изъят> была предоставлена ей в 1997году на основании ордера, в качестве служебного жилья. В 2007годлу с ней был заключен договор социального найма. Дом представляет собой двухэтажное здание, с одним подъездом, на 8 квартир. Дом построен в 50-е годы, деревянный, оштукатурен. Их двухкомнатная квартира расположена на первом этаже. В квартире сырость, постоянно в погребе стоит вода. В зимний период в квартире холодно, радиаторы отопления имеют слабый нагрев. Пол просел на 10 см, воду носят из колонки, которая перемерзает, двери, окна промерзают в зимнее время. Часть квартир пустует, в них живут бомжи, проживать в таких условиях опасно для жизни и здоровья.
Истцы Жуйкова А.А., Чистяков В.А. исковые требования и доводы заявления и Турнаевой Т.В. поддержали в полном объеме, и отметили, что жить в таких условиях просто нереально, постоянно испытывают боязнь, чтобы что-то не рухнуло.
Ответчик- Представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В удовлетворении заявленного иска прокурора просит отказать, поскольку в связи с отсутствием свободных жилых помещений, отсутствием необходимого объема денежных средств на данные мероприятия, осуществить расселение всех многоквартирных домов, признанных аварийными, единовременно, не представляется возможным. Полевским городским округом утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Полевского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2012 году» В бюджете Полевского городского округа на указанные мероприятия предусмотрено финансирование в необходимых объемах. Реализация программы позволит обеспечить благоустроенным жильем граждан, зарегистрированных в многоквартирных домах, признанных до "дата изъята" в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. В перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению по данной программе включен и <адрес изъят>. Срок окончания мероприятий по переселению граждан установлен до "дата изъята". Таким образом, Турнаевой Т.И. и членам ее семьи будет предоставлено жилое помещение в 2012 году.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истцов, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации- Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
-обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
-обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч.1, 3,4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации-Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации- Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации- Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Заключением №21.03-06 по результатам обследования и оценки технического состояния строительных конструкций жилого <адрес изъят> в г.Полевской, проведенным Уральским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом Российской академии архитектуры и строительных наук в мае 2006года(л.д.30-61) установлено, что несущие строительные конструкции жилого дома по <адрес изъят> в значительной степени утратили свои прочностные и эксплуатационные характеристики. Гнилостные поражения в нижних венцах наружных и внутренних несущих стен стали причиной неравномерных осадок стен, после чего возникли нарушения в связях между венцами, а также между внутренними и наружными стенами. Техническое состояние здания в целом оценивается как ПРЕДЕЛЬНОЕ. Требуются неотложные мероприятия по предотвращению возможной аварии. Восстановление здания и его реконструкция требует значительных материальных затрат, сопоставимых с затратами на строительство нового здания, соответствующего современным требованиям.
Согласно Акта обследования помещения от "дата изъята"(л.д.63-65) комиссия, назначенная Приказом ОМС «Управление муниципальным имуществом» ПГО произвела обследование многоквартирного <адрес изъят> в г.Полевском, детально указав все сведения о несоответствиях установленным требованиям и оценила техническое состояние дома, как аварийное и сделала вывод, что дом подлежит сносу.
Согласно ордера № от "дата изъята"(л.д.26) он предоставлен истице на служебное жилое помещение по адресу: <адрес изъят> на семью из трех человек: она и двое детей: <данные изъяты>.
"дата изъята" ОМС «Управление муниципальным имуществом» Полевского городского округа-«Наймодатель» передает Турнаевой Т.В.- «Нанимателю» в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности по адресу: г.Полевской <адрес изъят>. Совместно с Нанимателем в жилом помещении проживают члены семьи: Чистякова А.А.- дочь, Чистяков В.А.- сын, что подтверждается Договором 29-снж2007 социального найма жилого помещения(л.д.20-25).
Согласно справки ЖЭУ ООО «Южное коммунальное предприятие» (л.д.8) на "дата изъята" по адресу: г.Полевской <адрес изъят> зарегистрированы: Турнаева Т.В. с "дата изъята", Жуйкова А.А.- дочь с "дата изъята", Чистяков В.Я.- сын с "дата изъята".
На представленных суду фотографиях в количестве 33 штук наглядно видны имеющиеся разрушения на <адрес изъят> в г.Полевском.
Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, судом установлено, что Жилищные права Турнаевой Т.В., Жуйковой А.А., Чистякова В.А., проживающих в <адрес изъят> г.Полевского, признанном аварийным и подлежащим сносу нарушены. Следовательно, Турнаева Т.В. и члены ее семьи относятся к категории граждан, которым законом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ.
При этом необходимо отметить, что указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Турнаевой Т.В. и членам ее семьи жилье должно быть предоставлено вне очереди, поскольку их жилье, расположенное в доме, собственником которого является Полевской городской округ, признано непригодным для проживания, и дом подлежит сносу.
Ответчиком в обоснование непризнания иска представлена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Полевского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2012 году», утвержденная Постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" №. Задачами указанной программы предусмотрено обеспечение благоустроенным жильем 112 граждан, зарегистрированных в многоквартирных домах, признанных до "дата изъята" в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Срок реализации Программы 2012 год. В Приложении указан <адрес изъят> на расселение. Однако в Приложении не озвучены номера квартир, фамилии нанимателей, которым планируется предоставить в 2012 году жилье. Таким образом, Программа у ответчика о переселении граждан из аварийного жилищного фонда имеется, однако она не содержит каких-либо обязательств и гарантий по предоставлению жилья именно Турнаевой Т.В.
Согласно статьи 17 Конституции РФ- в Российской Федерации признаются и гарантируются права человека и гражданина. В данном случае, бездействие администрации Полевского городского округа, на которую Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ возложена обязанность создавать условия для осуществления прав на жилище, создает опасность для жизни и здоровья семьи Турнаевой Т.В. проживающих в жилом доме, признанном аварийным. Об этом свидетельствует то, что заключение о невозможности проживания в данном доме было получено в мае 2006года, дом признан аварийным и подлежащим сносу в августе 2009года, и только после обращения прокурора города Полевского в суд с заявлением, "дата изъята" утверждается адресная программа о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ» об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также его сохранность относится к вопросам местного значения и должны решаться администрацией Полевского городского округа. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья семье Турнаевой лежит на собственнике спорного дома –Полевском городском округе. Жилье должно быть предоставлено истцу вне очереди, благоустроенным применительно к условиям города Полевского, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным санитарным и иным требованиям.
С учетом изложенного требования прокурора в интересах семьи Турнаевой Т.В. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е шил:
Исковые требования прокурора города Полевского в интересах Турнаевой Т.В., Жуйковой А.А., Чистякова В.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию Полевского городского округа Свердловской области предоставить Турнаевой Т.В., Жуйковой А.А., Чистякову В.А. вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Полевского городского округа Свердловской области равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и иным требованиям жилищного законодательства.
Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Судья: