Решение в окончательной форме
принято 3 февраля 2012г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 31 января 2012 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-103/2012 по иску Коврыгиной Н.Н. к Межрайонной инспекции № 25 Федеральной налоговой службы по Свердловской области о государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
"дата изъята" между С., дарителем, с одной стороны, и Коврыгиной Н.Н., одаряемой, заключен договор, в соответствии с которым С. безвозмездно передал в дар Коврыгиной Н.Н., а Коврыгина Н.Н. приняла в дар принадлежащие дарителю жилой дом и земельный участок, площадью 984 кв.м (кадастровый номер №), расположенные в <адрес изъят>.
Коврыгина Н.Н. обратилась в суд с иском к ОМС «Администрация Полевского городского округа» о государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес изъят>, мотивируя это тем, что после заключения с ответчиком указанного выше договора дарения в связи с состоянием здоровья дарителя, переход права собственности и договор не прошли государственную регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. "дата изъята" С. умер. После его смерти его жена А. намеревалась переоформить права на дом и земельный участок на неё, истца, но "дата изъята" она умерла. Наследников у С. и А. первой очереди не имелось. В связи с этим она, истец, не имеет возможности оформить право собственности на дом и земельный участок, а потому просит вынести решение о государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности на это недвижимое имущество.
С согласия истца ненадлежащий ответчик ОМС «Администрация Полевского городского округа» заменен на надлежащего ответчика Межрайонная инспекция № 25 Федеральной налоговой службы по Свердловской области
В судебном заседании истец иск и доводы искового заявления поддержала, суду пояснила, что в "дата изъята" заключила с братом С. договор дарения жилого дома и земельного участка <адрес изъят>. Поскольку у неё, истца не был оформлен вид на жительство в Российской Федерации, имелись затруднения в регистрации права собственности. Они с братом договорились, что сделка будет зарегистрирована после получения ею документов, разрешающих проживание в Российской Федерации. С. страдал тяжелым заболеванием, проходил лечение. После последней процедуры ему стало хуже и "дата изъята" он умер. После смерти С. его жена намеревалась передать ей права на дом и земельный участок, приобретенные по договору дарения от "дата изъята", но "дата изъята" умерла и А. – супруга С. Родители С. давно умерли, А. была сиротой. Детей у них не было. Она не может иным образом защитить свои имущественные права, поскольку наследником А., принявшей наследство С., она не является.
Представитель истца Фадеева М.А. иск и доводы истца поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором о наличии возражений по иску не заявил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ОМС «Администрация Полевского городского округа» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором возражений по иску не указал.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу пункта 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Как следует из копии договора дарения (л.д. 21), "дата изъята" С., дарителем, с одной стороны, и Коврыгиной Н.Н., одаряемой, заключен договор дарения, в соответствии с которым С. подарил, а Коврыгина Н.Н. приняла в дар безвозмездно принадлежащие С., жилой дом и земельный участок, площадью 984 кв.м, расположенные в <адрес изъят>.
Из указанного договора (пункт 7) следует, что право собственности у приобретателя на дом и земельный участок с момента государственной регистрации договора и права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. Указание на приобретение права собственности в договоре дарителем суд расценивает в качестве описки, поскольку из текста договора следует, что даритель С. производил отчуждение имущества, право собственности на которое за ним уже было зарегистрировано в установленном порядке.
Право собственности С. на отчужденное в пользу истца имущество подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области "дата изъята" (записи о регистрации № и № на дом и земельный участок соответственно).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Таким образом, переход прав по договору дарения дома и земельного участка подлежат государственной регистрации, поскольку предметом договора является недвижимое имущество.
В судебном заседании нашел свое подтверждение факт уклонения дарителя от государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество, в связи с тем, что эти действия до настоящего времени не совершены.
Согласно копии свидетельства о смерти (л.д. 26), С. умер "дата изъята" в г. Полевской. Его правопреемник, принявший наследство путем фактического вступления во владение наследственным имуществом, А. умерла "дата изъята" Согласно справке нотариуса г. Полевского Миргазизовой Т.М., наследственные дела после смерти С. и А. не заводились.
В соответствии с пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Аналогичным образом следует поступить и в данном случае, рассматривая Межрайонную инспекцию № 25 Федеральной налоговой службы по Свердловской области в качестве надлежащего ответчика, как правопреемника А., после которой никем из наследников наследство не принято.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коврыгиной Н.Н. удовлетворить.
Провести государственную регистрацию договора дарения от "дата изъята" и перехода права собственности на жилой дом и земельный участок (кадастровый номер №), расположенные в <адрес изъят>, без участия дарителя С..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий