об изменении записи в трудовой книжке, взыскании компенсации при увольнении по сокращению должности и компенсации морального вреда (на 29.03.2012 г. решение не вступило в законную силу)



Решение в окончательной форме

принято 5 марта 2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Полевской                            29 февраля 2012 года

Полевской городской суд Свердловской области в составе судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-198/2012 по иску Золотаревой Н.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации в связи с прекращением служебного контракта и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    В период с "дата изъята" по "дата изъята" Золотарева Н.А. проходила государственную гражданскую службу на должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области.

    Золотарева Н.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации в связи с прекращением служебного контракта и компенсации морального вреда, мотивируя это тем, что с "дата изъята" она занимала должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области. "дата изъята" она была предупреждена работодателем о сокращении с "дата изъята" занимаемой ею должности. Несмотря на наличие такого уведомления, она была уволена на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с изменением существенных условий служебного контракта. По мнению истца, такая формулировка увольнения не соответствует основанию её увольнения: поскольку она была предупреждена о сокращении занимаемой ею должности, она должна быть уволена на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Одновременно в связи с увольнением по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ, по мнению истца, ответчик обязан выплатить ей компенсацию, предусмотренную частью 9 статьи 31 названного Федерального закона, что составляет (с учетом последующего уточнения исковых требований) <данные изъяты>

Также истец просит взыскать ответчика в счет компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, <данные изъяты>

В судебное заседание истец не явилась, будучи извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщила.

Представитель истца Невзоров А.С. иск и доводы искового заявления поддержал и пояснил, что Золотарева Н.А. с "дата изъята" проходила государственную службу в Инспекции Федеральной налоговой службы г. Полевского в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок. Служебный контракт с неё расторгнут "дата изъята" в связи с отказом государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий контракта. "дата изъята" Золотарева Н.А. получила уведомление о сокращении её должности. В этом уведомлении отсутствовало указание о том, что в будущем могут быть изменены существенные условия служебного контракта, заключенного с ней. В последующем истцу дважды предлагалась должность, аналогичная ранее замещаемой ею. Практически никаких изменений служебного контракта не произошло, поскольку не изменилось место работы, её график, права и обязанности сторон служебного контракта. По мнению представителя истца, увольнение Золотаревой Н.А. по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является незаконным, поскольку фактические она должна быть уволена в связи с сокращением штата, то есть по пункту 6 части 1 статьи 33 названного закона, поскольку о предстоящем увольнении по такому основанию она была уведомлена за два месяца до прекращения правоотношений с ответчиком.

Также, по мнению представителя истца, Золотарева Н.А. имеет право на получение компенсации, предусмотренной пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ, поскольку её увольнение связано с реорганизацией государственного органа, даже в случае увольнения не в связи с сокращением штата. Также истец имеет прав на получение компенсации морального вреда, причиненного нарушением её трудовых прав в связи с незаконной формулировкой причины её увольнения.

Представитель ответчика Быкова Т.Ю. иск не признала и пояснила, что В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ существенным условием служебного контракта с государственным служащим является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, в соответствии с реестром государственных должностей. О реорганизации Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Золотарева Н.А. была уведомлена за два месяца до увольнения. В течение этого срока ей дважды предлагалась должность в реорганизованном государственном органе. От прохождения государственной службы в этом органе истец отказалась по собственной инициативе, отказавшись с изменением служебного контракта. Сокращения должности Золотаревой Н.А. не произошло, поскольку была сокращена вакантная ставка. В Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому в отделе камеральных проверок три должности были заняты: Золотаревой Н.А., Мельковой (на период отпуска по уходу за ребенком Ш.) и Б. (ранее С.). Поскольку фактически сокращения должности, занимаемой истцом, не произошло, потому оснований для изменения формулировки её увольнения не имеется. Увольнение её произведено в соответствии с законом, в частности статьи 29 и пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ. О реорганизации государственного органа путем слияния Золотарева Н.А. была уведомлена за два месяца до увольнения: уведомление о сокращении должности от "дата изъята" содержало извещение об этом.

Компенсация в связи с увольнением государственного служащего, предусмотренная частью 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ, к выплате Золотаревой Н.А. не положена, поскольку она выплачивается государственному служащему, уволенному в связи с сокращением его должности при реорганизации государственного органа. В данном же случае, истец сама отказалась от продолжения прохождения государственной службы, соответственно, оснований для выплаты ей компенсации не имеется. Также Федеральным законом от 24 июля 2004г. № 79-ФЗ не предусматривается возможность выплаты компенсации морального вреда, причиненного работнику. Более того, Золотаревой Н.А. какие-либо физические и нравственные страдания не были причинены, поскольку она сама отказалась от дальнейшего прохождения государственной службы, несмотря на то, что в реорганизованном органе ей предложены равноценные ранее занимаемым условиям.

Представитель ответчика Сергеев А.В. иск не признал, доводы Быковой Т.Ю. поддержал, дополнительно пояснил, что сам по себе факт сокращения должности в государственном органе не предусматривает право всех работником, занимающих аналогичную должность, на увольнение по сокращению штата. В данном случае штатным расписанием реорганизованного налогового органа была сокращена вакантная должность. Замещаемая Золотаревой Н.А. должность не была сокращена. Более того, в силу наличия у неё преимущественного права на оставление на работе, она не подлежала сокращению, как наиболее квалифицированный работник. В связи с этим ей была предложена для замещения государственная аналогичная должность во вновь образованном после реорганизации государственном органе, от чего она отказалась, в связи с чем и была уволена.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В силу части 2 статьи 23 этого же закона, представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В соответствии с частью 1 статьи 24 названного Федерального закона, в служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Одним из существенных условий служебного контракта является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, что предусмотрено пунктом 1 частью 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что "дата изъята" между представителем нанимателя в лице Л., исполняющей обязанности начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области, и гражданкой Российской Федерации Золотаревой Н.А. заключен служебный контракт за (л.д. 13-18), по условиям которого Золотарева Н.А. приняла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации по должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области.

"дата изъята", "дата изъята", "дата изъята" сторонами служебного контракта заключены дополнительные соглашения к нему относительно размера денежного содержания государственного служащего, что подтверждается копиями этих соглашений.

Согласно копии уведомления о сокращении должности государственной гражданской службы от "дата изъята", Золотарева Н.А. извещена о реорганизации Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области путем слияния с Инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга и образования с 1 сентября 2011г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области. Золотарева Н.А. предупреждена о предстоящем расторжении служебного контракта в связи с сокращением должности гражданской службы по истечении двух месяцев со дня ознакомления с данным уведомлением по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Уведомление вручено Золотаревой Н.А. "дата изъята" Эти обстоятельства подтверждаются копией названного уведомления.

Приказом Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области от "дата изъята" Золотарева Н.А. государственный налоговой инспектор отдела камеральных проверок ИФНС России по г. Полевскому Свердловской области освобождена от занимаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы, служебный контракт с ней расторгнут с "дата изъята" в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это обстоятельство подтверждается копией названного приказа.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. То есть в случае реорганизации государственного органа правоотношения, связанные с прохождением гражданином гражданской службы, продолжаются и могут быть прекращены лишь в случае сокращений должности, занимаемой гражданином.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 33 этого же Федерального закона, основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что имел место факт сокращения занимаемой ею должности, о чем она была предупреждена за два месяца до увольнения.

Между тем, в судебном заседании доводы истца не нашли своего подтверждения.

Как следует из копии приказа Федеральной налоговой службы от "дата изъята" (л.д. 55-56), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Полевскому Свердловской области и Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга реорганизованы путем слияния с образованием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области.

Приказом Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Екатеринбургу от "дата изъята" утверждено штатное расписание Межрайонной инспекции ФНС России № 25 по Свердловской области в количестве 276 единиц, что подтверждается копией этого приказа (л.д. 80).

Из штатного расписания, утвержденного названным приказом и введенного в действие с "дата изъята" (л.д. 31-54), следует, что в отделе камеральных проверок , находящемся в г. Полевском, установлено 3 штатных единицы государственного налогового инспектора.

Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом от "дата изъята" и введенному в действие с "дата изъята" (л.д. 26-30), в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Полевскому имелись 4 единицы государственного налогового инспектора в отделе камеральных проверок.

Тем самым подтверждается факт сокращения численности работников, имеющих место работы в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области, с местом расположения рабочего места в г. Полевском.

По более раннему штатному расписанию в штате Инспекции Федеральной налоговой службы в г. Полевском по Свердловской области в должности государственного налогового инспектора проходили гражданскую службу Б. (ранее С.), приказ о переводе работника на другую работу от "дата изъята" , Ш., приказ о назначении на должности от "дата изъята" , М. (на период отпуска по уходу за ребенком основного работника Ш.), приказ о приеме на работу от "дата изъята" , а также Золотарева Н.В. приказ о приеме на работу от "дата изъята" .

Н., также занимавшая должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок Инспекции ФНС по г. Полевскому, освобождена от занимаемой должности "дата изъята", что следует из приказа Инспекции ФНС по г. Полевскому от "дата изъята" .

Таким образом, к моменту введения в действия штатного расписания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области с 1 сентября 2011г., у представителя нанимателя имелась одна свободная единица по должности государственного налогового инспектора. После введения нового штатного расписания в действие увольнение работника, занимавшего четвертую штатную единицу по этой должности, не произошло, поскольку на это время имелась вакантная штатная единица.

Наличие вакансии государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок у ответчика подтверждается и копиями табелей учета рабочего времени за "дата изъята", "дата изъята" и "дата изъята".

В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Согласно части 4 статьи 31 указанного Федерального закона, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае при реорганизации государственного органа, как установлено выше, не произошло, таким образом, оснований для увольнения Золотаревой Н.А. в связи с сокращением её должности у ответчика не имелось, поскольку сама по себе реорганизация государственного органа не является основанием для прекращения отношений по прохождению гражданином государственной службы, если при этом не происходит сокращение всех должностей государственной гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Согласно части 2 статьи 29 названного закона, об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

В судебном заседании установлено, что Золотарева Н.А. была уведомлена о предстоящем изменении существенных условиях служебного контракта путем ознакомления с приказом Федеральной налоговой службы от "дата изъята" , о чем свидетельствует её подпись в листе ознакомления с этим приказом от "дата изъята" О реорганизации государственного органа истец извещена и в уведомлении о сокращении её должности от "дата изъята", с которым она в этот же день и была ознакомлена.

Затем Золотаревой Н.А. ответчик дважды предложил продолжить отношения с прохождением государственной службы государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области. Это обстоятельство подтверждается копиями этих уведомлений от "дата изъята" и от "дата изъята" (л.д. 72, 73). На замещение предложенной должности гражданской службы Золотарева Н.А. не дала своего согласия, о чем свидетельствует её подпись в предложениях.

Частью 3 и частью 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2044г. № 79-ФЗ предусмотрено, что, если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Как указано выше, одним из существенных условий служебного контракта, заключаемого с государственным гражданским служащим, является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. В данном случае, Золотарева Н.А. отказалась от прохождения государственной службы в реорганизованном государственном органе, изменившего свое наименование после реорганизации. Изменение наименования государственного органа, его подразделения, по мнению суда, в силу приведенных выше правовых норм, является существенным условием служебного контракта, поскольку определяет место прохождения государственной службы.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», основанием для прекращения служебного контракта и освобождения от занимаемой должности является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что формулировка увольнения истца соответствует установленным судом обстоятельствам дела и требованиям закона. В связи с этим суд считает, что исковые требования об изменении формулировки увольнения не подлежат увольнению.

Что касается требований истца о взыскании компенсации в соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то они, по мнению суда, также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ предусматривает, что при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Из анализа данной статьи закона в совокупности со статьями 29 и 31 Федерального закона от 24 июля 2004г. № 79-ФЗ следует, что компенсация государственному гражданскому служащему выплачивается в случае прекращения с ним правоотношений в связи с реорганизацией государственного органа, то есть она возмещает гражданскому служащему определенные неудобства, причиненные прекращением трудовых отношений. При этом сама по себе реорганизация государственного органа не является основанием для увольнения работника, если после реорганизации имеются должности государственной гражданской службе в этом органе, а также при отсутствии факта сокращения после таких преобразований структуры государственного органа должности государственного служащего. В рассматриваемом случае Золотарева Н.А. не имеет право на получение указанного вида компенсации, поскольку её увольнение не произошло вследствие реорганизации государственного органа, причина её увольнения: отказ от предложенной иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенного условия служебного контракта.

Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 63) суд, в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Поскольку в судебном заседании не установлен факт нарушения трудовых прав истца, её требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Золотаревой Н.А. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 25 по Свердловской области об изменении формулировки увольнения, взыскании компенсации в связи с прекращением служебного контракта и компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подаче апелляционной жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий