Мотивированное решение
изготовлено 23.04.2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2012 года, Полевской городской суд Свердловской области
в составе председательствующего, судьи: Гончаровой В. И.,
при секретаре Гороховой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-249 по иску прокурора города Полевского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского», Министерству социальной защиты населения Свердловской области о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
прокурор города Полевского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского», Министерству социальной защиты населения Свердловской области о понуждении к совершению действий по устранению выявленных нарушений требования п.6.16. СНиП 21-01-97 пожарной безопасности в соответствии с предписанием от 03.02.2012года №18/1/1-1, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки, проведенной отделом государственного пожарного надзора города Полевского по контролю за исполнением требований пожарной безопасности в помещениях и на территории государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения в г.Полевском», расположенного по адресу: ул. Бажова,д.3 г.Полевского, были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно, ширина эвакуационных выходов из поэтажных коридоров на лестничную клетку на первом и втором этажах в свету составляет 0.67 м, вместо установленных 0.8м.
Указанные нарушения при возникновении пожароопасной ситуации могут создать угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц: гражданам пожилого возраста и инвалидам, отдельным гражданам, работникам, техническому персоналу и другим лицам, число которых невозможно точно установить и персонифицировать.
В судебном заседании –истец- помощник прокурора города Полевского Свердловской области- Забродина Е.А. исковые требования конкретизировала, просит также обязать ответчика «установить ширину эвакуационных выходов из поэтажных коридоров на лестничную клетку на первом и втором этажах в свету 0.8 м.», в остальной части требования и доводы заявления поддержала в полном объеме.
Ответчик- представители ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского» Подольская Л.Р., Федоренко И.В., Кустышев М.Н. исковые требования не признали и суду пояснили, что Центр занимает и использует административные помещения: отделения социальной реабилитации, отделение дневного пребывания и административные помещения, площадью 1\5 доли от общей площади здания, которая закреплена на праве оперативного управления Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. Данное здание находится в долевой собственности, собственниками которого являются Полевской городской округ и Свердловская область. Кроме того, во время внеплановой проверки 06.04.2011года им было вынесено предписание об установке дверей самозакрывающихся, с уплотнениями в притворах. Ранее были проемы шириной 0.8 м. Они исполнили данное предписание, установили дверные коробки с дверьми, затратили определенные денежные средства. С 02 по 03 февраля 2012 года вновь проведена проверка и Центру вынесено предписание по устранению нарушений пожарной безопасности, а именно указано, что ширина эвакуационных выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки на 1 и 2 этажах в свету составляет 0.67 м, то есть проем уменьшился за счет установки дверей. Они обращались в ООО «Сити-Проект» по вопросу необходимости расширения дверных проемов. Согласно технического заключения, по результатам проведенных обследований рекомендуется дальнейшая эксплуатация помещений ГБУ «КЦСОН г.Полевского», без дополнительного расширения дверных проемов на путях эвакуации. В Центре приобретены медицинские санитарные носилки на алюминиевых трубах с рези новыми ручками, ширина которых составляет 55 см, длина их 2.1 м, которые свободно проходят через имеющийся дверной проход. Также отметили, что здание, находящееся по адресу: г.Полевской ул. Бажова,д.9 является жилым маневренным фондом и на него нее распространяется положение СНиПа, на которое ссылается прокурор, так как не является помещением класса Ф 1.1. В связи с чем, на помещение, находящееся по указанному выше адресу распространяется действие положения -ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного путем через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. Также считают, что срок выполнения предписания по расширению дверных проемов установлен до 05 ноября 2012 года, поэтому обращение прокурора в суд необоснованно, поскольку предоставленный им срок не истек.
Ответчик-представитель Министерства социальной защиты населения Свердловской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу иска указав, что министерство является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Центр занимает и использует административные помещения, закрепленные за ним на праве оперативного управления Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. Также не согласен с утверждением прокурора г.Полевского о том, что Центр финансируется учредителем в лице Министерства, который и должен обеспечивать финансовые потребности данного учреждения для осуществления его деятельности и не соответствует действующему законодательству. Согласно Порядк5а определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг(выполнением работ) и примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011года №77-ПП, финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными учреждениями осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. Предоставление субсидий осуществляется из областного бюджета на очередной финансовый год.
Третье лицо-представитель Отдела надзорной деятельности Полевского городского округа по пожарному надзору ГУ МЧС России по Свердловской области Ноготкова Е.А. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и суду пояснила, что при проведении проверки в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Полевского» было установлено, что существующие эвакуационные выходы из поэтажных коридоров на лестничную клетку на 1-2 этажах на путях эвакуации имеют ширину в свету 680, 690 и 700 мм. Помещения, занимаемые ГБУ»Комплексный центр социального обслуживания населения города Полевского»предусмотрены для постоянного проживания и временного(в том числе и круглосуточного) пребывания людей. Помещения в этих зданиях, как правило, используются круглосуточно, контингент людей в них может иметь различный возраст и физическое состояние, для этих зданий характерно наличие спальных помещении. По функциональной пожарной опасности эти помещения здания относятся к классу Ф1.1. Согласно п.6.16 СНиП 21-01-97 ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 0.8м. Эти цифры выведены расчетным методом из практики, кроме того, с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. Ответчиком представлено Техническое заключение, проведенное ООО «Сити-Проект», которое свои выводы обосновывает Сводом правил СП 1.13130.2009»Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». Данный свод правил может быть использован только при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий п.1.4. СП 1.13130.2009. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994года №69-ФЗ стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в "Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Согласно п.6.16 СНиП 21-01-97 Пожарной безопасности зданий и сооружений, принятого и введенного в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997года №18-7 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1.9м, ширина 0.8 м.
ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского» поставлено на учет юридического лица в налоговом органе 25.01.2002 года, что подтверждается свидетельством(л.д.7).
Согласно Устава (л.д.17-22) ГОУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского» является некоммерческой организацией в форме учреждения системы социальной защиты населения, предназначенной для комплексного социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказании своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов, создания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Согласно п.1.5,1.6 Устава Центр является юридическим лицом. Финансирование Центра производится за счет средств областного бюджета согласно смете расходов.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права(л.д.6) административные помещения, отделения медико-социальной реабилитации и геронтологическое отделение, общей площадью 988.9, расположенные по ул. Бажова,9 в г.Полевском имеют назначение: административное, лечебно-санитарное и зарегистрированы 10.05.2007года на праве оперативного управления за ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения.
Из предписания №18/1/1-1 на устранение нарушений требований пожарной безопасности(л.д.15)следует, что в период с 02 по 03 февраля 2012 года отделом надзорной деятельности Полевского городского округа проведено мероприятие по надзору территории и помещений ГОУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского», в ходе которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно :ширина эвакуационных выходов из поэтажных коридоров на лестничные клетки на 1-м и 2-м этажах в свете составляет 0.67 м. Установлен срок устранения нарушения до 05.11.2012года.
Указанные нарушения подтверждаются Актом проверки (л.д.16).
В техническом заключении, проведенным проектно-строительной фирмой ООО «Сити-Проект»(л.д.94-101) сделаны выводы о том, что состояние строительных конструкций жилого дома по ул. Бажова,9 в г.Полевском, оценивается как работоспособное в соответствии с ГОСТ 27.002-89 и СП 13-102-2003. В результате проведенных натурных обследований помещений ГБУ «КЦСОН г.Полевского», расположенного по ул. Бажова,9 в г.Полевском, можно сделать вывод о достаточности ширины дверных проемов, расположенных на путях эвакуации для беспрепятственного проноса санитарных носилок. Учитывая, что числе эвакуируемых менее 15 человек через эвакуационный выход, количество эвакуационных выходов превышает необходимое нормативное в два раза, -беспрепятственная и скорая эвакуация клиентов и персонала ГБУ «КЦСОН г.Полевского» при пожаре не вызывает сомнения. По результатам проведенных обследовании рекомендуется дальнейшая эксплуатация помещений ГБУ «КЦСОН г.Полевского», расположенного по ул. Бажова,9 в г.Полевском без дополнительного расширения дверных проемов на путях эвакуации.
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что по адресу: г.Полевской ул. Бажова,9 расположен пятиэтажный жилой дом, что подтверждается решением исполкома Полевского городского Совета народных депутатов от 29.12.1990года(л.д.76) которым был утвержден акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию жилого дома ветеранов на 200мест.
Согласно информации ОМС «Управление муниципальным имуществом»Полевского городского округа(л.д.33) занимаемая ГОУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского» составляет 1\5 доли об общей площади здания, расположенного по адресу: г.Полевской ул. Бажова,9.
Центр занимает и использует административные помещения: отделения социальной реабилитации, отделение дневного пребывания и административные помещения, расположенные на 1 и 2 этажах указанного здания, которые закреплены на праве оперативного управления.
Согласно п.5.21 СНиП 21.01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»–здания и части зданий- помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества.
Согласно п.2.1 Устава Центр создан Учредителем для достижения следующих целей:
-комплексное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов и отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
-поддержка социального статуса и условий жизни граждан пожилого возраста и инвалидов и отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Детские дошкольные учреждения, специализированные дома престарелых и инвалидов(неквартирные) больницы, спальные корпуса школ-интернатов и детских учреждений относятся к классу Ф1.1
Согласно п.6.13 СНиП 21-01-97»Пожарная безопасность зданий и сооружений»,этажи здания класса Ф1.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
Согласно п.6.16 СНиП 21-01-97»Пожарная безопасность зданий и сооружений», ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее:
-1.2 м из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности;
-0.8 м во всех остальных случаях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Ширина эвакуационных выходов в помещениях Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный Центр социального обслуживания населения города Полевского « должна быть не менее 0.8 м.
Суд не может согласиться с выводами Технического заключения, представленного ответчиком, особенно в части 3 пункта, поскольку они носят рекомендательный характер и не основаны на нормах действующего законодательства применительно к рассматриваемой ситуации.
Доводы ответчика о том, что дом №9 по ул. Бажова в г.Полевском является жилым маневренным фондом и на него не распространяются положения п.6.16 СНиПа по мнению суда необоснованно, поскольку речь идет о помещениях, занимаемых ГБУ СОН»КЦСОН г.Полевского», которые являются помещением класса Ф1.1.
Также суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что ранее проем был 0.8 м, однако по ранее вынесенному предписанию в 2010году им предложено было установить двери. За счет их установки произошло уменьшение дверного проема. Считают, что расстояние 10;13 см является малозначительным. У Центра имеются носилки медицинские санитарные, которые по габаритам проходят в размер имеющегося проема. Суд полагает, что при установлении дверей необходимо было изучить соответствующие СНиПы или получить консультацию у третьего лица, поскольку обращение было к ним со стороны ответчика, но по размеру дверей вопросы не выяснялись. Согласно п.4.2.5 Свода правил 1.13130.2009-ширина эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 0.8 м., во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. При этом, имеются в виду не именно те носилки, что находятся в Центре, но и носилки, имеющиеся в других учреждениях, в случае оказания последними помощи. Кроме того, размеры СНиПов получены путем исследований и расчетных вычислений, поэтому малозначительности и оснований для отступления установленных размеров, у суда не имеется. По мнению суда, указанные нарушения при возникновении пожароопасной ситуации могут создать угрозу жизни и здоровью лиц пожилого возраста и инвалидам, а также отдельным гражданам, находящимся в помещении, занимаемом ГБУ «КЦСОН г.Полевского».
Ответчик не ссылался и не представил суду доказательств, что при выполнении мероприятий по расширению эвакуационных выходов необходимо проведение ремонтно-строительных работ по демонтажу установленных дверей, расширению проемов существует опасность разрушения стеновых конструкций, что может привести к ликвидации опорной зоны перекрытий и к нарушению целостности каркаса здания. Исходя из акта приемки здания в эксплуатацию(л.д.77-83) имеется возможность выполнения указанных мероприятий.
Доводы ответчика о том, что им установлен срок выполнения предписания по расширению дверных проемов до "дата изъята" также по мнению суда, несостоятелен. Предписание не имеет преюдициального значения для вынесения решения суда.
Соблюдение требований Закона "О пожарной безопасности", а также иных требований, установленных стандартами, нормами и правилами о пожарной безопасности, является обязанностью ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора города Полевского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:
Обязать Государственное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения г.Полевского» устранить выявленные нарушения требования п.6.16. СНиП 21-01-97 пожарной безопасности и установить ширину эвакуационных выходов из поэтажных коридоров на лестничную клетку на первом и втором этажах в свету 0.8 м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Судья