о возмещении ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в результате незаконного обвинения



Решение в окончательной

форме принято 10.05. 2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2012 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Гончаровой В.И.,

при секретаре Гороховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422 по иску Дороднова В.В. к Котлову В.И. о возмещении причиненного реабилитированному лицу вреда в результате незаконного обвинения,

УСТАНОВИЛ:

Дороднов В.В. обратился в суд с иском к Котлову В.И. о возмещении причиненного реабилитированному лицу вреда в результате незаконного обвинения, мотивируя свои требования тем, что в порядке частного обвинения ответчик Котлов В.И. обвинял его в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.129 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Приговором Полевского городского суда от "дата изъята" он признан невиновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.129 Уголовного кодекса Российской Федерации и по основаниям п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ оправдан, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

В результате незаконного осуждения ему причинен материальный вред в размере 30000(тридцать тысяч) рублей, уплаченных им в качестве расходов по оплате услуг представителя за представление его интересов в Мировом суде и 20000(двадцать тысяч) рублей за представление его интересов в Полевском городском суде в апелляционной инстанции, всего на общую сумму в размере 50000(пятьдесят тысяч)рублей. Также ему причинен моральный вред, который он оценивает в сумме 100000(сто тысяч)рублей, так как он является работником в сфере предоставления юридических услуг населению и обвинение против него в преступлении причиняло ему нравственные страдания, наносило урон его деловой репутации, его чести и человеческому достоинству. В связи с чем, он просит взыскать с ответчика сто тысяч рублей в качестве возмещения вреда, причиненного в результате незаконного обвинения, и сто тысяч рублей в качестве возмещения причиненного морального вреда.

Истец Дороднов В.В. и его представитель Аношкин Р.В. требования и доводы заявления поддержали и уточнили, что в сумму возмещения вреда, причиненного в результате незаконного обвинения входят юридические услуги в размере пятьдесят тысяч рублей. Считают данную сумму разумной, исходя из большого объема работы по делу, сложности дела, большой потерей рабочего времени. Незаконное привлечение отразилось на деятельности истца. К нему обращался гр-н 1., ему была дана по делу консультация, была договоренность о заключении договора, но он узнав, что его- истца привлекли к уголовной ответственности, идет суд, обратился к другому представителю и дело по его иску в суде рассмотрено с другим представителем. То есть, подпорчена его деловая репутация. Он в течение пяти лет работает директором ООО <данные изъяты> которое занимается правовой деятельностью, предоставляет юридические услуги, представляет интересы граждан в суде. У него это единственный источник дохода. С учетом также характера маленького города, его репутация нарушена, и ему вновь и вновь приходится ее доказывать. Просит взыскать компенсацию морального вреда в размере сто тысяч рублей. Обращает внимание суда на то, что ответчик при рассмотрении уголовного дела заявлял требование о компенсации морального вреда в размере пятьсот тысяч рублей.

Ответчик- Котлов В.И. иск не признал, поскольку не считает, что было незаконное привлечение. Его показания и показания его свидетелей были признаны приговором суда от "дата изъята", постановленного мировым судьей судебного участка правдивыми. По моральному вреду сумма завышена. Истец работал, ограничений никаких не имел, на его репутацию рассмотрение дела не повлияло.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему:

"дата изъята" Котлов В.И. обратился к мировому судье судебного участка о привлечении Дороднова В.В. к уголовной ответственности по ч.1 ст.129 Уголовного кодекса Российской Федерации. Его заявление о привлечении Дороднова В.В. к уголовной ответственности по ч.1 ст.129 УК РФ принято к производству суда.

Частный обвинитель Котлов был признан потерпевшим, а Дороднов обвиняемым в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство и подрывающих деловую репутацию потерпевшего.

Также, "дата изъята" от частного обвинителя и потерпевшего Котлова В.И. было принято исковое заявление(л.д.6) о компенсации морального вреда в сумме пятьсот тысяч рублей.

Приговором мирового судьи судебного участка г.Полевского Свердловской области от "дата изъята" Дороднов признан невиновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.129 Уголовного кодекса Российской Федерации и на основании и п.2 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оправдан в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Приговором Полевского городского суда Свердловской области от "дата изъята" (л.д.7-9) приговор мирового судьи судебного участка от "дата изъята" отменен и постановлен новый приговор, которым Дороднов В.В. признан невиновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.129 Уголовного кодекс Российской федерации и по основаниям п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ оправдан в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. За Дородновым В.В. признано право на реабилитацию и обращение в суд с требованием о возмещении имущественного и морального вреда.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Согласно п.55 ст.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное преследование-это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

В соответствии с ч.1 ст.20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в зависимости от характера и тяжести совершаемого преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно- публичном и частном порядке.

В соответствии со ст.318 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, в том числе о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.129 Уголовного кодекса Российской Федерации, возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд. С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем.

Статья 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает оснований для возмещения государством вреда, причиненного лицу, уголовное преследование в отношении которого осуществлялось в порядке частного обвинения.

С учетом требований ч.5 ст.133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в иных случаях вопросы, связанные с возмещением вреда, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, и положений ст.1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, позволяет сделать вывод о том, что компенсация морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, в том числе незаконного уголовного преследования, в порядке частного обвинения, осуществляется за счет средств частного обвинителя независимо от его вины.

Согласно ч.1, п.1 ч.2 ст.133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

2. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор…

В силу ч.1 ст.135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя возмещение:

1) заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования;

2) конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества;

3) штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда;

4) сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи;

5) иных расходов.

В соответствии с частью 2 статьи 136 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что в период с "дата изъята" по "дата изъята" в отношении истца осуществлялось уголовное преследование. В отношении его было принято к производству суда заявление, возбуждено уголовное дело, он по инициативе частного обвинителя, ответчика по делу Котлова В.И., незаконно привлечен к уголовной ответственности, данное уголовное дело рассматривалось двумя судами: судом первой инстанции и апелляционной инстанции. По делу в отношении подсудимого Дороднова В.В. постановлен оправдательный приговор. Дороднов В.В. имеет право на возмещение имущественного вреда и компенсацию ему морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. При этом, с учетом приведенных выше норм закона компенсация морального вреда и имущественного вреда осуществляется за счет средств частного обвинителя независимо от его вины.

Истцом заявлено требование о возмещении имущественного вреда в размере 50000 рублей, суммы, выплаченной за оказание юридической помощи.

Согласно договора об оказании юридических услуг от "дата изъята", Дороднов В.В., именуемый «Заказчик» поручает, а Аношкин Р.В., именуемый «Исполнитель» обязуется за вознаграждение оказать юридические услуги. В оказание юридических услуг входит следующее: консультация, написание возражения и иных документов, представление интересов в суде, иные услуги.

Согласно квитанций (л.д.10-11) Дородновым В.В. произведена оплата за осуществление защиты в мировом суде и апелляции адвокату Аношкину Р.В.по делу в размере 30000 рублей и 20000 рублей.

В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Исходя из обстоятельств дела, его сложности, объема, рассмотрения дела в двух судебных инстанциях, суд считает данную сумму разумной, и по мнению суда она подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.151 ГК РФ -если гражданину причинен моральный вред ( физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с Законом “под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага ( жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина”.

Способ и порядок определения размера компенсации морального вреда установлены пунктами 1 и 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации:

1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда фактически из его пояснений заявлены по двум основаниям одновременно: в связи с незаконным уголовным преследованием, инициированным ответчиком, и в связи с тем, что было опорочено доброе имя истца.

Факт привлечения истца к уголовной ответственности, рассмотрения уголовного дела в суде безусловно нарушил личные неимущественные права Дороднова, принадлежащие ему от рождения: достоинство личности, право не быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление, которое он не совершал, честное и доброе имя, деловую репутацию, право свободного передвижения, а не нахождения в суде.

Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО «<данные изъяты>» является Дороднов В.В. Согласно Устава Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»-видами деятельности Общества являются: правовая деятельность, предоставление прочих услуг. Общество зарегистрировано в налоговом органе "дата изъята", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, на протяжении четырех лет, истец занимается оказанием юридических услуг, представлением интересов граждан в суде, а с учетом специфики проживания в маленьком городе, где любая информация о людях, занимающих определенные должности, является сенсацией, истцу пришлось переживать по поводу своего доброго имени и деловой репутации.

Нарушение указанных неимущественных прав объективно свидетельствует о возникновении у истца нравственных страданий, поскольку он не мог не переживать и не испытывать чувство унижения и стыда по поводу того, что подвергался уголовному преследованию и претерпевал в связи с этим вышеуказанные лишения.

Исходя из принципов разумности и справедливости, соразмерности, суд считает, что в счет компенсации морального вреда в пользу истца следует взыскать 60 000(шестьдесят тысяч) руб., при этом суд принимает во внимание и заявление ответчика, который при подаче заявления о привлечении к уголовной ответственности истца свои моральные страдания оценивал в пятьсот тысяч рублей.

Ссылка ответчика на приговор мирового судьи судебного участка от "дата изъята", где якобы отражено, что показания ответчика и его свидетелей правдивы, по мнению суда несостоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный приговор отменен именно по причине имеющихся в приговоре противоречий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дороднова В.В. удовлетворить частично:

Взыскать с Котлова В.И. в пользу Дороднова В.В. в качестве компенсации морального вреда шестьдесят тысяч рублей и судебные издержки на оплату услуг представителя в размере пятьдесят тысяч рублей. Всего взыскать сто десять тысяч рублей.

Взыскать с Котлова В.И. госпошлину в доход государства в размере

В остальной части иска Дороднова В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий