Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2012 года
Судья Полевского городского суда Свердловской области Лоскутова Н.С., при секретаре Чупруновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-575 по иску Урманцевой Т.М. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Урманцева Т.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", в отпуске по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с "дата изъята"
В обоснование иска указала, что "дата изъята" она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от "дата изъята" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Решением ГУ Управление Пенсионного фонда российской Федерации в городе Полевском Свердловской области № от "дата изъята" ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом в специальный трудовой стаж не включены периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" Считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж. При условиии включения указанных периодов в специальный трудовой стаж продолжительность стажа будет достаточной для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с "дата изъята"
В судебное заседании истец Урманцева Т.М. не явилась, была извещена о времени и месте судебного заседания, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая по доверенности от "дата изъята" отказалась от исковых требований в части включения в специальный трудовой стаж, дающий Урманцевой Т.М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с "дата изъята" по "дата изъята" В остальной части исковые требования Урманцевой Т.М. поддержала, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ОАО «Уралдомнаремонт-С» в суд не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, отзыва относительно предмета спора суду не представил.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Полевском Свердловской области юрисконсульт ФИО2, действующая по доверенности от "дата изъята", исковые требования не признала по доводам, приведенным в решении ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Полевском Свердловской области № от "дата изъята" об отказе в установлении пенсии, а также в отзыве начальника ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском ФИО3 от "дата изъята" №, представленными материалами дела. При этом суду подтвердила, что на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истца, принятый ответчиком к зачету составил 05 лет 02 месяца 09 дней, с учетом включения спорных периодов в специальный стаж для назначения пенсии по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность стажа на соответствующих видах работ будет достаточной для назначения досрочной трудовой пенсии с "дата изъята"
Заслушав объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
По представленным документам истец Урманцева Т.М. фактически отработала на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку № лет 02 месяца 09 дней.
Также представленными документами подтверждается и ответчиком не оспаривается, что в период с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" истица находилась в отпуске по беременности и родам, с "дата изъята" по "дата изъята", с "дата изъята" по "дата изъята" - в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Указанные периоды ответчиком в специальный трудовой стаж истца не включены.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" досрочная трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
При этом согласно п.15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Указанная правовая позиция обусловлена тем, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР, п. 2 Разъяснений Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 30.03.1970 N 4/11предусматривали включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с положениями информационного письма Минтруда России и ПФР от 4 ноября 2002 года N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Поэтому период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом ответчиком не представлено доказательств, что выполнение истцом Урманцевой Т.М. работы с "дата изъята" по "дата изъята" каменщиком – огнеупорщиком в Верх-Исетском ССМУ треста «Уралдомнаремонт», с "дата изъята" по "дата изъята" – огнеупорщиком на горячих работах в Верх-Исетском ССМУ треста «Уралдомнаремонт», на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по Списку №, периоды который были включены в специальный стаж истца, и в период выполнения которой истцу были предоставлены отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, носило эпизодический (разовый) характер, а не составляло трудовую функцию истца.
Согласно уточняющим справкам ОАО «Уралдомнаремонт-С» №с от "дата изъята", № от "дата изъята", представленным материалами дела, объективность сведений в которых ответчиком не оспаривалась, истец Урманцева Т.М. была занята на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда постоянно полный рабочий день.
Поэтому доводы ответчика о необходимости исключения из специального трудового стажа истца периодов отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком на основании абз.2 п.14 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации N 29 от 22 мая 1996 г., суд находит несостоятельными.
Поскольку с учетом включения спорных периодов в специальный трудовой стаж продолжительность стажа истца на день обращения с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости была достаточной для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, исковые требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от "дата изъята" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "дата изъята" суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Урманцева Т.М. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области зачесть в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период отпуска по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с "дата изъята" по "дата изъята", период отпуска по беременности и родам с "дата изъята" по "дата изъята", период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, с "дата изъята" по "дата изъята", и назначить Урманцева Т.М. досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от "дата изъята" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с "дата изъята"
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено "дата изъята"
Судья Лоскутова Н.С.