решение вступило в законную силу



Решение в окончательной формепринято 30 июня 2010г.Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2010 года                                                                                   город Полевской

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа Полевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в предоставлении информации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, являющийся членом Адвокатской палаты <адрес>, учредивший адвокатский кабинет «Правовед», обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Полевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее - Полевской отдел УФГРКК) в предоставлении информации, мотивируя это тем, что во исполнение договора об оказании юридических услуг, заключенного между ним и ОАО «Уралтрансбанк» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с адвокатским запросом в Полевской отдел УФГРКК о предоставлении ему информации о наличии регистрационных прав ФИО3 на объекты недвижимости. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника Полевского отдела УФГРКК в предоставлении этой информации ему отказано. Считает отказ незаконным, поскольку он противоречит Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», предоставляющему ему собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки и иные документы от органов государственной власти, которые в свою очередь, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Отказ Полевского отдела УФГРКК в предоставлении запрошенной информации препятствует собиранию им доказательств в пользу ОАО «Уралтрансбанк», нарушает его право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также конституционный принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении гражданского судопроизводства.

В судебное заседание заявитель не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Заместитель начальника Полевского отдела УФГРКК ФИО4 с заявлением не согласилась и пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» информация правах на имущество, зарегистрированных за гражданином, может быть предоставлена лишь ограниченному кругу лиц, установленному этими правовыми нормами. Адвокат к числу лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, не относится.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно выписке из протокола заседания Совета Адвокатской палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 учредил адвокатский кабинет «Правовед».

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Уральский транспортный банк» и адвокатом ФИО1 заключен договор об оказании банку юридических услуг по консультированию его по вопросам исполнительного производства, предъявлению исполнительных листов к исполнению, …, совершает иные фактические и юридические действия, направленные на получение присужденного в пользу заказчика в максимально короткие сроки.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в Полевской отдел УФГРКК адвокатский запрос под № 224 АК о предоставлении ему информации о правах на зарегистрированные права на недвижимое имущество в отношении ФИО3

Письмом за подписью заместителя начальника Полевского отдела УФГРКК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении запрошенной им информации.

Пунктом 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. При этом, в силу пункта 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

27 июля 2006г. в установленном порядке принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Пункт 1 статьи 1 названного закона указывает на то, что этим правовым актом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ).

Персональными данными, в силу статьи 3 названного закона, является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона, законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено законом.

В силу пункта 3 названной статьи сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только:

самим правообладателям или их законным представителям;

физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов.

Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

Таким образом, законом установлен круг лиц, обладающих правом получить обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости. Этот перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В пункте 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" закреплены права адвоката, среди которых упомянута возможность собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций, которые обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии в порядке, установленном законодательством. Однако он не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, защищенным Федеральным законом от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По мнению суда, оспариваемым решением Полевского отдела УФГРКК права и свободы ФИО1 не нарушены, поскольку для реализации обязанностей по представлению интересов ОАО «Уралтрансбанк» для выяснения имущественного положения должника в исполнительном производстве он вправе заявить такое ходатайство судебному приставу-исполнителю, а при получении этих сведений, ознакомиться с материалами исполнительного производства.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании отказа Полевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в предоставлении информации отказать.

     Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий