решение вступило в законную силу



Решение в окончательной форме

принято 16 августа 2010г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2010 года Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О. А., при секретаре Киреевой Т.П., с участием прокурора Забродиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Южное коммунальное предприятие», ООО «Уралэнергоресурс» о защите прав неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц - жителей южной части г. Полевского обратился в суд с иском к ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» о защите прав неопределенного круга потребителей, мотивируя это тем, что ДД.ММ.ГГГГ представителями ЗАО «Уралсевергаз» прекращена подача газа на водогрейную котельную ООО «Уралэнергоресурс» в связи с неисполнением последним обязательств по оплате поставленных ресурсов, вследствие чего предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению социально-значимым объектам и гражданам потребителям коммунальных услуг в южной части <адрес> было также прекращено. Считает, что действия ответчиков по прекращению предоставления коммунальных услуг жителям южной части <адрес> являются противоправными, поскольку действующими Правилами оказания коммунальных услуг предусмотрена обязанность бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения. Просит признать действия ответчиков по прекращению горячего водоснабжения жителей южной части <адрес> незаконными и обязать ООО «Уралэнергоресурс» и ООО «Южное коммунальное предприятие» обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года объектов жилищного фонда южной части <адрес>.

В судебном заседании прокурор иск и доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчика ООО «Южное коммунальное предприятие» в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика ООО «Уралэнергоресурс» ФИО3 иск не признал и пояснил, что ООО «Уралэнергоресурс» не является ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей, поскольку не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются эти коммунальные услуги. Ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку в договорных отношениях с потребителями общество не состоит, а осуществляет продажу ООО «Южное коммунальное предприятие» коммунальных ресурсов - тепловой энергии, на балансе предприятия не содержится каких-либо инженерных внутридомовых систем, не принимает платежей от населения. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Уралсевергаз» прекратило поставку энергоресурсов для ООО «Уралэнергоресурс» в связи с имеющейся задолженностью по оплате поставленных ресурсов, а поэтому произошло прекращение подачи тепловой энергии ООО «Южное коммунальное предприятие».

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-I "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в 10:00 ЗАО «Уралсевергаз» прекратил подачу газа на котельную ООО «Уралэнергоресурс», в связи с чем прекращено предоставление коммунальных услуг жителям южной части <адрес> по отоплению и горячему водоснабжению.

Этот факт подтверждается актом о прекращении подачи газа на газоиспользующее оборудование ООО «Уралэнергоресурс» и опломбировании запорных устройств от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Уралсевергаз» произвело прекращение подачи газа на водогрейную котельную в <адрес> покупателю по договору транспортировки газа от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из выписки из устава ООО «Уралэнергоресурс» (л.д. 11), одними из целей создания общества являются производство пара и горячей воды (тепловой энергии), передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Из выписки из устава ООО «Южное коммунальное предприятие» (л.д. 13-14) видно, что целями деятельности являются передача и распределение тепловой энергии, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, предоставление услуг по жилищно-коммунальному хозяйству, управление жилищным фондом и другие.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 3 данных Правил: коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем же в силу этой же нормы является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Понятие надлежащего качества коммунальных услуг содержится также в пункте 3 Правил, в котором указанном, что ими являются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.

Из системного толкования пунктов 3 и 49 Правил следует, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Между тем, согласно пункту 7 Правил, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Таким образом, пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности ресурсоснабжающей организации по договору с потребителями, то есть такая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 9 Правил оказания коммунальных услуг, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

Пунктом 49 Правил предусмотрены обязанности исполнителя, такие как

а) предоставление потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах;

б) предоставление потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором;

в) заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Из системного толкования этих норм можно сделать вывод, что деятельность исполнителя - управляющей организации, поставляющей коммунальные услуги, напрямую зависит от поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом). Ресурсоснабжающая организация не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности ресурсоснабжающей организации ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом.

Следовательно, принципиальная разница между исполнителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией - исполнение либо неисполнение обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. В остальном ресурсоснабжающая организация не освобождена от обязанности соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» заключен договор, в соответствии с которым ООО «Уралэнергоресурс обязалось продать, а ООО «Южное коммунальное предприятие» оплатить тепловую энергию в виде горячей воды и теплоносителя на условиях, определяемых договором, для предоставления коммунальных услуг населению, организациям и предприятиям южной части Полевского городского округа (л.д. 6-10).

Согласно пункту 4.2.2 ООО «Уралэнергоресурс» обязалось извещать ООО «Южное коммунальное предприятие», органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора об ограничении или прекращении подачи тепловой энергии в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.3.3 предусмотрено право ООО «Уралэнергоресурс» прекращать подачу тепловой энергии ООО «Южное коммунальное предприятие» полностью или частично после его предупреждения в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, в том числе:

в случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств в сроки, установленные договором,

при получении предписания органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, являясь производителем коммунальных ресурсов, ООО «Уралэнергоресурс» в силу приведенных выше правовых норм и их толкования несет ответственность перед потребителями за некачественно предоставляемые услуги.

ООО «Южное коммунальное предприятие» же является исполнителем коммунальных услуг, что им не оспаривается, более того, тот факт, что эта организация является единственной, оказывающей коммунальные услуги на территории южной части <адрес>, является общеизвестным для жителей <адрес>, следовательно, в силу пункта 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации это обстоятельство не нуждается в доказывании. В связи с этим ООО «Южное коммунальное предприятие» обязано нести ответственности за прекращение оказания коммунальных услуг.Доказательств отсутствия вины ООО «Южное коммунальное предприятие» в прекращении предоставления коммунальных услуг потребителям ответчиком не представлено. Более того, общество имеет задолженность перед ООО «Уралэнергоресурс» за поставленные коммунальные ресурсы, что подтверждается письмом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В обоснование своих возражений представитель ООО «Уралэнергоресурс» ссылается на отсутствие своей вины в прекращении горячего водоснабжения, поскольку связывает это с прекращением ЗАО «Уралсевергаз» поставки газа на водогрейную котельную ООО «Уралэнергоресурс».

С учетом специфики отношений газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности экономических интересов между газодобывающими, газораспределительными, газотранспортными организациями и конечными потребителями Правительством Российской Федерации в соответствии с предусмотренными статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" полномочиями Постановлением N 162 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации.

Исходя из смысла пунктов 1, 5 Правил поставки газа в Российской Федерации настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Согласно подп. "д", "к" п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 317, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе и соблюдать топливный режим.

Пунктом 41 данных Правил предусмотрено, что порядок обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах устанавливается Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1.1 Правил Технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Как следует из договора поставки и транспортировки газа, заключенного ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Уралсевергаз» (поставщиком), ЗАО «ГАЗЭКС» (газораспределительной организацией) и ООО «Уралэнергоресурс» (покупателем) (л.д. 15-20), поставщик обязался поставить, газораспределительная организация протранспортировать по местным газораспределительным сетям, а покупатель принять и оплатить газ и услуги по транспортировке газа. При этом, согласно 7.1.2 покупатель обязался обеспечивать наличие и работоспособность резервного топливного хозяйства, наличие запасов резервного топлива в случаях, когда это предусмотрено топливным режимом, обеспечивать незамедлительный перевод газопотребляющего оборудования на резервные виды топлива по основаниям и в порядке, установленное законодательством.

Как видно из уведомления об одностороннем расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), основанием для отказа с ДД.ММ.ГГГГ от исполнения от обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ЗАО «Уралсевергаз» послужило неисполнение ООО «Уралэнергоресурс» обязанности по оплате поставленного газа. Прекращение подачи газа с ДД.ММ.ГГГГ также произошло вследствие наличия задолженности ООО «Уралэнергоресурс» перед поставщиком газа ЗАО «Уралсевергаз», что подтверждается телеграммами - уведомлениями о прекращении поставки газа (л.д. 23, 24).

ООО «Уралэнергоресурс» не обеспечило запас резервного топлива в принадлежащую ему котельную, следовательно, не исполнило обязанность по бесперебойному горячему водоснабжению потребителей. По мнению суда, прекращение подачи газа на котельную ООО «Уралэнергоресурс» ЗАО «Уралсевергаз» не является основанием для освобождения ООО «Уралэнергоресурс», и как следствие, ООО «Южное коммунальное предприятие» от ответственности перед потребителями.

Таким образом, требования прокурора о признании действий ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» по прекращению ДД.ММ.ГГГГ горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг южной части <адрес> противоправными подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-I "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Истцом не заявлялось требование о прекращении противоправных действий ответчиков, то есть возобновлении горячего водоснабжения жителей южной части <адрес>.

Что касается заявленных требований о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в течение года объектов жилищного фонда южной части <адрес>, то суд считает, что они удовлетворению не подлежат, поскольку согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, …, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Обязанность по обеспечению бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, возложена на ответчиков Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , следовательно, обязательна для исполнения и ответчиками.

Между тем, по мнению суда, избранный истцом способ защиты прав неопределенного круга лиц не может их восстановить, поскольку не указывает на конкретные действия, которые следует обязать совершить ответчика для обеспечения бесперебойного горячего водоснабжения потребителей, и предоставляет неограниченную свободу усмотрения ответчиков при исполнении такого вида требований истца, как «обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года объектов жилищного фонда южной части <адрес>», удовлетворение таких требований влечет за собой невозможность проконтролировать исполнение судебного акта, следовательно, делает его неисполнимым.

Судом предлагалось истцу уточнить предмет иска и указать, какие определенные действия должны совершить ответчики для восстановления прав неопределенного круга лиц, однако, свои требования прокурор не уточнил. Суд, в силу пункта 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает иски в пределах заявленных требований и не вправе выйти за их пределы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Каким-либо нормативно-правовым актом федерального уровня суду не предоставлено право конкретизировать механизм, способ и порядок исполнения решений по требованиям, заявленным таким образом, как в данном случае.

Статьей 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-I "О защите прав потребителей" предусмотрено также, что при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» по прекращению ДД.ММ.ГГГГ горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг южной части <адрес>.

В удовлетворении иска прокурора <адрес> о возложении на ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» обязанности по обеспечению бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в течение года объектов жилищного фонда южной части <адрес> отказать.

Обязать ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда в месячный срок со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с ООО «Южное коммунальное предприятие» и ООО «Уралэнергоресурс» государственную пошлину в доход государства в размере 200 р. с каждого.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий подпись