Решение в окончательной форме
принято 2 октября 2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 26 сентября 2012г.
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А. при секретаре Быковой О.В., с участием прокурора Ганбарова Э.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-990/2012 по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Свердловское предприятие магистральных электрических сетей о понуждении к заключению договора и к органу местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» о возложении обязанности по осуществлению контроля за эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Полевского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Свердловское предприятие магистральных электрических сетей о понуждении к заключению договора и к органу местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» о возложении обязанности по осуществлению контроля за эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса, мотивируя это тем, что ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» является собственником подстанции ПС 220 кВ «Малахит», расположенной в Свердловской обл., г. Полевской, 29 квартал Пионерского лесничества Полевского лесхоза. Между ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и ООО Межрегиональное управление безопасности «Ферт» "дата изъята" заключен договор № на оказание услуг по охране объектов, в том числе и подстанции ПС 220 кВ «Малахит».
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется объектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 20008г. № 400 «О министерстве энергетики Российской Федерации», является Минэнерго России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000г. № 514 «Об организации ведомственной охраны» Министерство энергетики Российской Федерации включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану.
В перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно Минэнерго России, утвержденным приказом Министерства энергетики России от 13 декабря 2011г. № 592, включена подстанция ПС 220 кВ, расположенная в г. Полевской, 29 квартал Пионерского лесничества Полевского лесхоза.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» создано ФГУП «Охрана», подведомственное Министерству внутренних дел России.
В соответствии с п. 21 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», к перечню объектов, подлежащих государственной охране, относятся объекты электроэнергетики, отнесенные к опасным производственным объектам.
В нарушение указанных правовых норм ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Свердловское предприятие магистральных электрических сетей не обеспечена государственная охрана подстанции ПС 220 кВ Малахит», договор на охрану объекта с ФГУП Ведомственная охрана» Минэнерго Российской Федерации либо ФГУП «Охрана» ответчиком не заключен.
Также в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Администрацией Полевского городского округа должны проводиться мероприятия, направленные на предотвращение террористических актов, в том числе на объекте топливно-энергетического комплекса – подстанции ПС 220 кВ «Малахит», осуществляться контроль за эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса на территории Полевского городского округа.
Истец просит обязать филиал ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Свердловское предприятие магистральных электрических сетей заключить договор с ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России либо ФГУП «Охрана» на оказание услуг по охране подстанции ПС 220 кВ «Малахит», расположенной в г. Полевской, 29 квартал Пионерского лесничества Полевского лесхоза, а также обязать ОМС «Администрация Полевского городского округа» осуществлять контроль за эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса на территории Полевского городского округа.
В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Ханипова К.Т., действующая по доверенности от "дата изъята", иск не признала и пояснила, что закупка товаров у единственного источника в соответствии с Положением ОАО «ФСК ЕЭС» от "дата изъята" №, может производиться в случае закупки уникальных товаров (работ, услуг), и в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций. Услуги по охране объектов не являются уникальными. Договор на охрану объектов электроэнергетики заключен с ООО МУБ «ФЕРТ» заключен по результатам конкурсных процедур, проведенных в соответствии с законом.
Часть 3 статьи 6 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Министерству энергетики Российской Федерации не предоставлено право определять перечень объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями ведомственной охраны. Выбор способа охраны объектов топливно-энергетического комплекса напрямую зависит от категории объекта в соответствии с паспортом безопасности такого объекта. Нормативных документов, определяющих исходные данные для категорирования объектов, Правительством Российской Федерации в настоящее время не принят.
Кроме того, приказ Минэнерго России от 13 ноября 2011г. № 592 был опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» без Перечня объектов. Этот факт препятствует применению приказа в целом, поскольку неопубликованные нормативные акты не влекут правовых последствий.
Также Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от "дата изъята" №, устанавливает, что государственной охране не подлежат объекты электроэнергетики стратегических акционерных обществ, к которым относится ответчик.
Представитель ответчика ОМС «Администрация Полевского городского округа» в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора ООО Межрегиональное управление безопасности «Ферт» Васильев А.С. с иском не согласился и пояснил, что доводы истца о том, что охрану объекта топливно-энергетического комплекса вправе осуществлять лишь ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России либо ФГУП «Охрана», не соответствуют закону. В частности, государственная охрана, согласно Федеральному закону от 27 мая 1996г. «О государственной охране», осуществляется ФСБ России, МВД России, внутренними войсками МВД России, органами внешней разведки Российской Федерации и Вооруженными Силами Российской Федерации. ФГУП «Охрана» и ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России являются коммерческими организациями и не уполномочены осуществлять государственную охрану.
Федеральный закон от 14 апреля 1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» устанавливает, что целью создания унитарного предприятия ведомственной охраны является защита охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и никаких других, и не возлагает обязанность ведомственной охраны субъектов права частной собственности.
Кроме того, подстанция ПС 220 кВ «Малахит» не отвечает признакам объекта электроэнергетики, как опасного производственного объекта. Она не включена в реестр, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1998г. № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов». Этот объект находится в собственности стратегического акционерного общества, а потому на него также не распространяется пункт 21 постановления Правительства от 14 августа 1992г. «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».
Приказ Минэнерго России от 13 декабря 2011г. не опубликован в полном объеме, а потому не подлежит применению, а также он принят с превышением полномочий.
ФГУП «Ведомственная охрана» является предприятием, учрежденным Минэнерго России, а ФГУП «Охрана» - МВД России, которые, в свою очередь, заинтересованы в получении прибыли от деятельности этих организаций. Возложение на ответчика обязанности по заключению с ними договоров об охране принадлежащих ему объектов, является ограничением конкуренции.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России в судебное заседание не явился, представив отзыв по иску, в котором указал, что подстанция 20 кВ «Малахит», расположенная в г. Полевской, 29 квартал Пионерского лесничества Полевского лесхоза, подлежит государственной охране Ведомственной охраны Минэнерго России. Этот объект включен в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно Минэнерго России, в соответствии с приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011г. Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, которому предоставлено право создавать ведомственную охрану, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000г. «Об организации ведомственной охраны».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, ФГУП «Охрана» в судебное заседание не явился, будучи извещен своевременно и надлежащим образом.
Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса установлены Федеральным законом от 21 июля 2011г. №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Федеральный закон от 21 июля 2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона №256-ФЗ «О безопасности объектов топливо-энергетического комплекса» для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
С учетом степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов:
объекты высокой категории опасности;
объекты средней категории опасности;
объекты низкой категории опасности.
Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.2, 3 ст.5 Закона № 256-ФЗ).
В настоящее время порядок категорирования объектов нормативными актами Правительства Российской Федерации не установлен.
Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (п.4 ст.5 Закона). По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (п.5 ст.5 Закона).
Статья 7 Закона, предусматривающая, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации, вступила в силу с 1 января 2012г. (ч.2 ст. 18 Закона).
В судебном заседании установлено, что в собственности ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» находится электросетевой комплекс подстанции 220 кВ «Малахит», включающий в себя ограждение, аварийные маслостоки, открытый склад масла, ОРУ-110 кВ, ОРУ-220кВ, насосная пожаротушения ПС 220, здание ЗРУ-10кВ, здание ОПУ ПС 220 кВ, расположенный в г. Полевской, 29 квартал Пионерского лесничества Полевского лесхоза. Это обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от "дата изъята" (л.д. 69). Категория опасности этого объекта электроэнергетики в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в настоящее время не установлена
Из копии договора от "дата изъята" № (л.д. 70-84) видно, что между ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», заказчиком, и ООО Межрегиональное управление безопасности «ФЕРТ», исполнителем, заключен договор, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязался оказывать охранные услуги на объекта заказчика, в том числе и подстанции 220 кВ «Малахит», расположенной в г. Полевской, 29 квартал Пионерского лесничества Полевского лесхоза.
В обоснование иска прокурор ссылался на пункт 22 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации 01 марта 2011 № 248, согласно которому, МВД России организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; …, а также на п. 21 Приложения №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», согласно которому к перечню объектов, подлежащих государственной охране, относятся электрические подстанции.
Также прокурор в обоснование своего иска ссылается на пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 160 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации", который предусматривает, что ведомственная охрана создается Министерством энергетики Российской Федерации и предназначается для охраны объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в сфере ведения Министерства энергетики Российской Федерации, зданий и имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, а также административных зданий, предназначенных для размещения сотрудников центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации, расположенных в г. Москве.
Однако, доводы иска не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 № 400 Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим, в том числе, функции по управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Минэнерго России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству (пункт 4.6 Положения). Таким образом, в компетенцию Минэнерго России входит управление, в том числе и организация охраны, только государственного имущества. В данном же случае, подстанция находится в собственности юридического лица, а не Российской Федерации, а потому оно не подлежит охране Ведомственной охраной Минэнерго России.
Организация охраны имущества, не являющегося государственной собственностью должна осуществляться на общих основаниях в рамках осуществления предпринимательской деятельности организациями ведомственной охраны, создаваемых Минэнерго России в пределах предоставленных полномочий.
Ссылка заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 № 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 № 886) которым, утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.
В соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 № 320, действовавшей в период издания Приказа Минэнерго России № 172 от 02.06.2009, к объектам, подлежащим государственной охране, относились объекты Минэнерго России.
Согласно пунктам 1 и 4.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, под объектами Минэнерго России понимается федеральное имущество, закрепленное в установленном порядке за Минэнерго России, а также федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за подведомственными Минэнерго России государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
В данном случае, подстанция 220 кВ «Малахит» находится в собственности юридического лица и не является собственностью Российской Федерации. В период издания Приказа Минэнерго России от 13 декабря 2011 № 592 в Перечень, утвержденный этим Приказом, могли быть включены только объекты, являющиеся государственной собственностью.
Согласно ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Постановление Правительства РФ от 14.08.1992г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» законом не является, а Закон РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» обязанности по заключению каких-либо договоров для организаций энергетики не устанавливает.
Следовательно, Закон РФ от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и Постановление Правительства РФ от 14.08.1992г. №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» не могут ограничить ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в свободе ведения своей хозяйственной деятельности, в том числе в заключении договоров для ее осуществления.
Более того, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2012г. № 362 отменен приказ Минэнерго России от 13 декабря 2011г. № 592 «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляет исключительно организацией Минэнерго России». Хотя этот приказ и не опубликован на момент рассмотрения дела в суде, это подтверждает позицию Минэнерго России в отношении необходимости охраны объекта подстанции ПС 220 кВ «Малахит» силами ведомственной охраны Минэнерго либо ФГУП «Охрана».
В связи с вышеизложенным суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению договора с ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России либо с ФГУП «Охрана».
Что касается требований к ОМС «Администрация Полевского городского округа» то суд считает, что они также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Права органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены в статье 18 названного Федерального закона. При этом на органы местного самоуправления не возложена обязанность по осуществлению контроля за эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса на территории округа, не являющихся муниципальной собственностью. Таким образом, требования прокурора не основаны на законе и в удовлетворении иска в этой части также следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска прокурора г. Полевского в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в лице филиала Свердловское предприятие магистральных электрических сетей о понуждении к заключению договора и к органу местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» о возложении обязанности по осуществлению контроля за эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий