Р Е Ш Е Н И Е
Город Полевской 29 марта 2012 года
Судья Полевского городского суда Свердловской области Забродин А.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – Андреевских С.Н., при секретаре Мухаметзяновой Ф.М., рассмотрев жалобу Андреевских С.Н. на постановление главного государственного инспектора Полевского городского округа по пожарному надзору Галеева С.Ф. от 02 февраля 2012 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении
начальника ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» Андреевских Сергея Николаевича, <данные изъяты>
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора Полевского городского округа по пожарному надзору Галеева С.Ф. от 02 февраля 2012 года начальник ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» Андреевских С.Н. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей за то, что он, являясь лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности, при эксплуатации территории и помещений ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.Полевской, ул.К.Маркса, 23, допустил нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно в нарушение
п.3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП 2.08.02-89 двери архивов (1 этаж), кладовых (1, 2 этажи) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 ч.;
п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97 двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров (1, 2 этажи), не оборудованы механизмами для самозакрывания, отсутствуют уплотнения в притворах;
п.37 ППБ 01-03 в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (на 1 этаже: раздевалка, пультовая рентген кабинета, процедурный кабинет, на 2 этаже комната отдыха медицинских сестер);
п.3, 40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97 в коридоре 1 этажа установлена непроектная перегородка (кабинет хозяйственного отдела);
п.16 ППБ 01-03 планы эвакуации людей и материальных ценностей не соответствуют ГОСТу Р 12.2.143-2009;
п.91 ППБ 01-03 пожарные рукава не присоединены к кранам (1, 2 этажи);
п.507, 508 ППБ 01-03 в архивах (1 этаж), кладовых (1, 2 этажи) установлены электровыключатель, штепсельные розетки;
п.53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97 для отделки стен на путях эвакуации применены горючие материалы (стены коридора 1 и 2 этажей, лестничные клетки);
п.40 ППБ 01-03 на всех окнах 1 этажа установлены глухие металлические решетки;
п.98 ППБ 01-03 система оповещения и управления эвакуацией не исправна;
п.51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных выходов (запасные выходы из подъездов) не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности;
п.40 ППБ 10-93 сняты предусмотренные проектом двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (1 этаж между блоками);
п.52 ППБ 01-03 двери запасного эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода из здания.
Действия Андреевских С.Н. квалифицированы по ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с этим, Андреевских С.Н. обжаловал постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору в Полевской городской суд и просит его отменить, указывая на то, что постановление является незаконным, СНиП 21-01-97 не может применяться к зданиям, построенным до введения в действие данного СНиПа. На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными актами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, ГБУЗ СО «ПТД» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется через Министерство здравоохранения Свердловской области, Андреевских приняты все зависящие от него меры по устранению нарушений, однако финансирования для устранения нарушений Министерством здравоохранения Свердловской области произведено не было.
В судебном заседании Андреевских С.Н. поддержал доводы жалобы, кроме того, суду пояснил, что первоначально государственным инспектором Полевского городского округа по пожарному надзору Галеевым С.Ф. протокол об административном правонарушении был составлен в отношении юридического лица - ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер», однако производство по данному делу было прекращено Арбиртажным судом Свердловской области за малозначительностью деяния. Уже после этого протокол с аналогичными нарушениями был составлен в отношении него как должностного лица. Считает, что принял все возможные от него меры для устранения выявленных нарушения, так как неоднократно – 8 раз в течение 5 лет писал об этих нарушениях в вишестоящую организацию, но финансирование так и не было выделено.
Выслушав Андреевских С.Н., исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему:
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Материалами дела подтверждается, что Андреевских С.Н., являясь лицом ответственным за обеспечение пожарной безопасности, при эксплуатации территории и помещений ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.Полевской, ул.К.Маркса, 23, допустил нарушения требований пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.1.82 СНиП 2.08.02-89 двери архивов (1 этаж), кладовых (1, 2 этажи) выполнены с пределом огнестойкости менее 0,6 ч.; в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97 двери, отделяющие лестничные клетки от общих коридоров (1, 2 этажи), не оборудованы механизмами для самозакрывания, отсутствуют уплотнения в притворах; в нарушение п.37 ППБ 01-03 в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий технологическими коммуникациями, образовавшиеся отверстия не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость (на 1 этаже: раздевалка, пультовая рентген кабинета, процедурный кабинет, на 2 этаже комната отдыха медицинских сестер); в нарушение п.16 ППБ 01-03 планы эвакуации людей и материальных ценностей не соответствуют ГОСТу Р 12.2.143-2009; в нарушение п.91 ППБ 01-03 пожарные рукава не присоединены к кранам (1, 2 этажи); в нарушение п.507, 508 ППБ 01-03 в архивах (1 этаж), кладовых (1, 2 этажи) установлены электровыключатель, штепсельные розетки; в нарушение п.40 ППБ 01-03 на всех окнах 1 этажа установлены глухие металлические решетки; в нарушение п.98 ППБ 01-03 система оповещения и управления эвакуацией не исправна; в нарушение п.51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных выходов (запасные выходы из подъездов) не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности; в нарушение п.40 ППБ 10-93 сняты предусмотренные проектом двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (1 этаж между блоками); в нарушение п.52 ППБ 01-03 двери запасного эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода из здания, тем самым Андреевских С.Н. совершил административные правонарушения, предусмотренные ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ. Данные нарушения установлены актом проверки, протоколами об административных правонарушениях, приказом о назначении Андреевских С.Н. ответственным за обеспечение пожарной безопасности в ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер».
Суд полагает, что событие данных административных правонарушений является установленным, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, пояснениями самого Андреевских С.Н.
Вместе с тем, из постановления должностного лица государственного пожарного надзора подлежат исключению ссылки на нарушения п..3, 40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97 о том, что в коридоре 1 этажа установлена непроектная перегородка (кабинет хозяйственного отдела) и п.53 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97 о том, что для отделки стен на путях эвакуации применены горючие материалы (стены коридора 1 и 2 этажей, лестничные клетки) не доказаны, поскольку в представленных материалах отсутствует информация о том, что при проверке исследовалась проектная документация территории и помещений ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу: г.Полевской, ул.К.Маркса, 23, также отсутствуют доказательства того, что линолеум на путях эвакуации, не соответствуют пожарной безопасности, какие-либо сертификаты использованных материалов не изучались, исследования не проводились.
Доводы Андреевских С.Н. о том, что СНиП 21-01-97 не может применяться к зданиям, построенным до введения в действие данного СНиПа, а на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными актами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, суд находит несостоятельными, поскольку эксплуатация зданий, построенных в соответствии с нормами, действовавшими на момент постройки и сдачи в эксплуатацию, может повлечь угрозу жизни и здоровью людей. Вновь разрабатываемые нормативные акты в области пожарной безопасности, имеют своей целью снижение риска для безопасности здоровья и жизни людей, в связи с этим, следует руководствоваться не только нормами, действовавшими ранее, но и нормами, действующими а настоящее время.
Доводы Андреевских С.Н. о том, что ГБУЗ СО «ПТД» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется через Министерство здравоохранения Свердловской области, и Андреевских С.Н. приняты все зависящие от него меры по устранению нарушений, однако финансирования для устранения нарушений Министерством здравоохранения Свердловской области произведено не было, суд находит несущественными, поскольку лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, кроме того, ряд выявленных нарушений не связан с недостаточным финансированием учреждения.
Согласно абз.3 п.21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В соответствии с абз.4 п.21 данного постановления такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч.2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно ст.3.1 КоАП целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.04.2003 №116-О, суд, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По мнению суда, несмотря на формальное наличие всех признаков составов правонарушений, степень общественной опасности допущенных Андреевских С.Н. правонарушений не носит существенного и систематического характера, существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений не содержит, вредных последствий не повлекло, с учетом частичного устранения правонарушения самостоятельно, не причинило существенного вреда интересам государства. Правонарушения, не устраненные заявителем до настоящего времени требуют финансирования; к получению финансирования Андреевских С.Н. принимает меры, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела обращения в Минздрав Свердловской области.
Учитывая, что при наличии всех признаков составов правонарушений данные проступки не повлекли серьезных негативных последствий и не причинило значительный ущерб общественным интересам, в связи с чем, совершенное Андреевских С.Н. правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, что свидетельствует о малозначительности вменяемого административного правонарушения и цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.
При таких обстоятельствах дело об административных правонарушениях в отношении Андреевских С.Н. подлежит прекращению в силу малозначительности совершенного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление главного государственного инспектора Полевского городского округа по пожарному надзору Галеева С.Ф. от 02 февраля 2012 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении начальника ПТД г.Полевского ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» Андреевских Сергея Николаевича, - отменить, а производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ.
Объявить Андреевских Сергею Николаевичу устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Полевской городской суд в течение 10 дней.
Судья Полевского городского суда А.В. Забродин