о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования



                                                             РЕШЕНИЕ                                             дело № 2-147/2011г.

Именем Российской Федерации

25 мая 2011г.                                                                                              г.Полесск

Полесский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи - Переверзина Н.В.,

при секретаре - Кашица Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьева Е.В. к администрации МО «Саранское сельское поселение» о признании права собственности в порядке наследования,

установил:

Соловьев Е.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Полесский муниципальный район» о признании права собственности на жилой <адрес> в порядке наследования после смерти отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что данный дом отец приобрёл по договору купли - продажи ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца он является единственным наследником по закону, так как мать - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, брат - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца он остался проживать в данном жилье, нести расходы по его содержанию, то есть фактически принял наследство. В нотариальную контору с заявлением о принятии наследства он не обращался, так как отец при жизни не зарегистрировал право собственности на дом, имелась лишь запись в похозяйственных книгах, отсутствовал и технический паспорт на жильё.

Определением суда от 19 апреля 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации МО «Полесский муниципальный район» надлежащим - администраций МО «Саранское сельское поселение».

В судебном заседании истец поддержал требования, заявленные в иске, и пояснил, что с рождения проживал в данном доме, после смерти родителей и брата продолжает проживать в доме, несёт расходы по его содержанию. Других наследников после смерти отца не имеется. Считает, что фактически принял наследство после смерти отца.

Представитель ответчика - Борцов А.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, пояснив при этом, что сам живёт неподалёку и знает, что истец действительно проживает в данном доме. Указанный дом не включён в реестр муниципальной собственности, являлся собственностью отца истца и администрация на него не претендует.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Как следует из копии договора купли - продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрёл жилой дом площадью 30 кв.м. в пос. <адрес>. Договор удостоверен секретарем Саранского сельского Совета, зарегистрирован в реестре за номером 27, что соответствует статье 239 ГК РСФСР от 16.06.1964 года (действующего в момент совершения сделки) на основании которой договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета депутатов трудящихся. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что договор купли - продажи жилого дома соответствовал законодательству, действующему в момент совершения сделки, в похозяйственных книгах с 1973 года по настоящее время, отражён. Наследодатель значится собственником дома.

Сторонами не отрицается, что предметом указанного договора купли - продажи являлся именно <адрес>

Как следует из пояснений сторон, в 1973 году отсутствовали названия улиц и нумерация домов; позднее постановлением главы администрации спорному дому был присвоен номер , улице название «<данные изъяты>».

Из копий похозяйственных книг следует, что наследодателю принадлежал жилой дом общей площадью 80,0 кв.м., в том числе жилой 48,0 кв.м.

Из копии технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилой <адрес> имеет общую площадь 60,9 кв.м. в том числе жилую 37,3 кв.м.

Как пояснил представитель администрации, разность площади в указанных документах вызвана неточными измерениями, перепланировки и реконструкции в доме не производилось и за основу следует брать данные технического паспорта по состоянию на 2011 год, что также не отрицалось истцом.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по договору купли - продажи приобрёл в собственность жилой <адрес> общей площадью 60,9 кв.м., в том числе жилой 37,3 кв.м. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке.

В данном доме он проживал с семьёй: женой - ФИО5 и детьми ФИО6 и Соловьевым Е.В., что подтверждается данными похозяйственных книг с 1973 года по 2002 год.

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о смерти I- РЕ от ДД.ММ.ГГГГ, I- РЕ от ДД.ММ.ГГГГ, I- РЕ от ДД.ММ.ГГГГ

После их смерти к нотариусу с заявлением о принятии наследства никто не обращался, что подтверждается сообщением нотариуса Полесского нотариального округа от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что единственным наследником после смерти ФИО2 является его сын Соловьев Е.В., который остался проживать в жилом доме, принадлежащем на праве собственности наследодателю, нести расходы по его содержанию при отсутствии иных наследников по закону.

Данный факт подтвердил свидетель ФИО8, которая пояснила, что истец проживал в <адрес> с родителями и братом. Родители истца купили этот дом, зарегистрировали его на отца истца. Впоследствии умерла мать истца, затем брат, у которого не было своей семьи, потом умер отец. Своевременно к нотариусу с заявлением о принятии наследства истец не обращался, ввиду тяжёлого материального положения, но проживал в доме.

В силу статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец оставаясь проживать в доме, нести расходы по его содержанию, тем самым принял наследственное имущество в виде жилого <адрес> и, как следствие требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

       Исковые требования Соловьева Е.В. удовлетворить.

       Признать за Соловьевым Е,В ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем пос. <адрес>, право собственности на жилой <адрес> общей площадью 60,9 кв.м., в том числе жилой 37,3 кв.м. в порядке наследования после смерти отца ФИО2.

       Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                            Н.В. Переверзин