о взыскании денежных средств за непредоставленное топливо



                                                                   РЕШЕНИЕ                                                  № 2-194/2011г.

Именем Российской Федерации

09 июня 2011г.                                                                                                   г. Полесск

Полесский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи - Переверзина Н.В.,

при секретаре - Лаевской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Третьякова Е.М. к администрации Полесского муниципального района Калининградской области, Правительству Калининградской области, Министерству Финансов Калининградской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за не предоставленное льготное топливо,

определил:

Третьякова Е.М. обратилась в суд с иском администрации Полесского муниципального района Калининградской области, Правительству Калининградской области, Министерству Финансов Калининградской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за не предоставленное льготное топливо, указывая, что она работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ учителем. Согласно п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» сельские учителя и другие педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер соц.поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ, которые предусматривают освобождение педагогических работников от оплаты за жилое помещение и часть коммунальных услуг (освещение, отопление, теплоснабжение) в размере 100 % в домах независимо от формы собственности жилого фонда. Несмотря на прямые указания законов в 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 годах коммунальные услуги, согласно социальной норме, не предоставлялись вообще. Так как площадь её квартиры составляет 85,3 кв.м., а норма на кв.м. 64 кг. угля на отопительный сезон, то ей положено 5459 т.угля. Стоимость угля в 2007-2008гг. составляла 2690 руб. и 920 руб. за доставку, в 2008-2009гг. -3450 руб. и 1060 руб. доставка, в 2009-2010гг. - 3450 руб. и 1200 доставка, следовательно, общая задолженность за все периоды составила 55 527 руб. 00 коп. На этом основании просит взыскать образовавшуюся задолженность с ответчиков, а также расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 1865 руб. 81 коп.

В судебном заседании истица поддержала требования, изложенные в иске.

От представителя администрации МО «Полесский муниципальный район» Андрейцевой А.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В своих возражениях на иск указывает, что в соответствии ст. 4 закона Калининградской области от 11 июля 2005г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области « расходы на установление мер социальной поддержки осуществляется за счёт областных бюджетов. Бюджет муниципального образования «Полесский муниципальный район» на 70-80 % является дотационным, с 2004 года финансовые средства из областного бюджета на исполнение полномочий по предоставлению льготного топлива и освещения не поступали. На основании изложенного считает, что администрация МО «Полесский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком по иску.

Представитель Правительства Калининградской области по доверенности Кунина А.Ю., в судебном заседании участия не принимала, от неё поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В своём отзыве на исковое заявление указала, что Правительство Калининградской области является ненадлежащем ответчиком по иску по следующим основаниям: меры социальной поддержки педагогическим работникам установлены федеральным законодательством и не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а являются расходными обязательствами РФ, которые исполняются за счёт и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в порядке, предусмотренным бюджетным законодательством РФ, по единой для соответствующего вида субвенций методик. До настоящего времени методика распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета не разработана, а потому соответствующие субвенции из федерального бюджета в бюджет Калининградской области, не перечислялись.

Министерство Финансов Калининградской области, Министерство Финансов РФ, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дула, в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили, не просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Заслушав истицу, учитывая мнение ответчиков, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.55 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» от 06.05.2003 года № 52-ФЗ, установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

При решении вопроса об определении публично - правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования педагогических работников после 01.01.2005 года, суд учитывает, что в силу п.п.24 п.2 ст. 26. 2 ФЗ от 06.10.1999г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, порядок предоставления с 01 января 2005 года педагогическим работникам, работающим в сельской местности, в том числе финансируемых и из муниципального бюджета, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта РФ.

В соответствии с законом Калининградской области от 11.07.2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» п.3 ст.4, действующим в период с 01.01.2005года по 04.07.2007года установлено, что расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные расходы для работников муниципальных учреждений осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов и учитываются в межбюджетных отношениях при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Согласно определения Верховного Суда РФ от 04.07.2007 года п.3 ст.4 и п.4 ст.2 указанного закона признаны недействующими, так как обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников возложено субъектом РФ па муниципальные бюджеты без финансового обеспечения. Как следует из представленных доказательств, органы государственной власти не обеспечили местный бюджет финансированием в объеме, установленном региональным законом. То есть, администрация Полесского муниципального района не может выступать ответчиком по данному иску.

Право педагогических работников на своевременное получение предоставляемых законодательством социальных льгот не может быть поставлено также и в зависимость от расчетов между бюджетами. Статьей Закона «Об образовании» предусмотрено право педагогических работников, проживающих и сельской местности и рабочих поселках на бесплатною жилую площадь с отоплением и освещением, это означает, что с учетом изменений в законодательстве с 01.01.2005года субъект РФ обязан ввести правовое регулирование, обеспечивающее предоставление льгот в полном объеме и не снижающее уровень социальной поддержки указанной категории граждан.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что льготы в полном объёме педагогическим работникам, должны быть предоставлены за счет средств бюджета Калининградской области, к расходным обязательствамкоторого отнесено финансирование указанных льгот; с учетом тех обстоятельств, что финансирование местных бюджетов для предоставления указанных льгот не производилось, то суд признаёт ответчиком по данному делу Правительство Калининградской области.

Что касается Министерства Финансов РФ и Министерства Финансов Калининградской области, то, по вышеуказанным обстоятельствам, они не могут являться ответчиками по данному иску и, как следствие, в иске к ним надлежит отказать.

Удовлетворяя требования истицы в части взыскания денежной компенсации за не предоставленное топливо, суд принимает решения по заявленным истцом требованиям (п.3 ст. 196 ГПК РФ).

При определении размера денежных средств, подлежащих возмещению истице в качестве компенсации за не предоставление льготы, суд учитывает следующие обстоятельства.

Из копии трудовой книжки истицы, видно, что Третьякова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты> учителем.

Как следует из справки администрации МО «Залесовское сельское поселение» истица проживает вместе со своей семьёй в <адрес> с 2002 года; общая площадь жилья составляет 166, 6 кв.м., в том числе жилая 85,3 кв.м., отопление печное, что также подтверждается копией технического паспорта.

Таким образом, на неё распространяется п.5 ст.55 Закона «Об образовании» и она имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления.

Как следует из постановления главы администрации Полесского района от 28 ноября 2005г. № 1147 «Об установлении нормативов потребления по плате, за жилое помещение и коммунальные услуги при установлении мер социальной поддержки», норма потребления угля составляет 64 кг. на 1 кв.м. общей площади жилья в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения.

Для определения цены на топливо, суд принимает за основу цены, установленные для расчётов с поставщиками у снабжающей организации ООО «Полессктоппром», согласно сведениям которой, в отопительном сезоне 2007-2008гг, цена сортового угля составляла 2690 руб., доставка - 920 рублей; в 2008-2009гг. - 3450 руб., доставка - 1060 руб.; в 2009-2010гг. - 3450 руб, доставка - 1200 руб.

Таким образом, учитывая площадь жилья, заявленную истицей в размере 85,3 кв.м., согласно нормам потребления твёрдого топлива 85,3 х 64 кг. = 5459,20 кг. = 5,45920 т., для отопления жилья в отопительных сезонах ей потребовалось:

2007-2008гг.- 5,45920 т х 2690 руб.= 14685,25 + 920 = 15605 руб. 25 коп.

2008-2009гг. - 5,45920 т х 3450 руб.= 18834,24 руб. + 1060р. = 19894 руб. 24 коп.

2009-2010гг. - 5,45920 т х 3450 руб.= 18834,24 руб. +1200р. = 20034 руб. 24 коп.

Итого 55 533 рубля 73 коп.

Учитывая, что истица все заявленные отопительные сезоны самостоятельно отапливала своё жильё, льготами не пользовалась, что подтверждается материалами дела, расчёт компенсации, предоставленный истицей, меньше расчёта, произведённого судом на 06 руб. 73 коп., суд в соответствие с п.3 ст. 196 ГПК РФ принимает решение по требованиям, заявленным истицей и считает возможным их удовлетворить.

В соответствие ст. 15 ГК РФ возмещению подлежат все убытки; под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Статьёй 16 ГК РФ установлено возмещение убытков, причинённых гражданину в результате незаконных действий государственных органов.

На основании статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, то есть с ответчика подлежит возмещению государственная пошлина в пользу истицы пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

       Исковые требования Третьякова Е.М. удовлетворить частично.

       Взыскать с Правительства Калининградской области за счёт средств бюджета Калининградской области в пользу Третьякова Е.М. денежные средства за не предоставленное твердое топливо в размере 55 527 рублей 00 коп., государственную пошлину в размере 1865 рублей 81 коп., а всего 57 392(пятьдесят семь тысяч триста девяносто два) рубля 81 коп.

В иске к другим ответчикам отказать.

       Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                  Н.В. Переверзин