РЕШЕНИЕ №г. Именем Российской Федерации 01 июля 2011г. г. Полесск Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Переверзина Н.В., при секретаре Кашица Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельниченко Н.Г. к администрации Полесского муниципального района Калининградской области, Правительству Калининградской области, Министерству Финансов Калининградской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за не предоставленное льготное топливо и электроэнергию, определил: Мельниченко Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации Полесского муниципального района Калининградской области, Правительству Калининградской области, Министерству Финансов Калининградской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за не предоставленное льготное топливо и электроэнергию, указывая, что она работает в <данные изъяты>. Согласно п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники, проживающие постоянно в сельской местности, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в порядке, установленном законодательством РФ. В пункте 3 Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» указано, что финансирование мер социальной поддержки осуществляется за счёт средств областного бюджета. В соответствии с перечисленными Законами, ей, как педагогическому работнику, положена льгота по оплате за коммунальные услуги (уголь и электрическое освещение жилого дома). Согласно Устава МОУ «<данные изъяты> СОШ», утверждённого главой администрации ФИО11 20 марта 2009 года, педагогические работники имеют право на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ и дополнительные льготы, предоставленные Учредителем, однако, Учредитель - администрация Полесского муниципального района, - на протяжении 2008-2010г. систематически не обеспечивает педагогических работников льготным топливом и освещением, чем нарушаются её права. Льготами она ранее не пользовалась, так как не знала о том, что они ей положены. Так как общая площадь её жилья составляет 109,9 кв.м., а норма на квадратный метр 64 кг угля на отопительный сезон, то ей положено 7033,6 кг угля. Стоимость угля в отопительном сезоне 2008г. составляла 2690 руб. и 510 руб. за доставку, в 2009г. -3450 руб. и 680 руб. доставка, в 2010г. - 3450 руб. и 680 руб. доставка, следовательно, общая задолженность за все периоды составила 69322 руб. 22 коп. Затраты по электроэнергии за 2008 год составили 3720 руб. 98 коп., за 2009г. - 9664 руб. 39 коп., за 2010г. - 10915,69 руб., а всего 24301 руб. 06 коп. На этом основании просит взыскать образовавшуюся задолженность с ответчиков, а также расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 3008 руб. 70 коп. В ходе рассмотрения дела истица увеличила исковые требования, просила также взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей. Представитель истицы по доверенности Федченко М.А. в судебном заседании поддержала требования истицы и просила их удовлетворить. От представителя администрации МО «Полесский муниципальный район» Андрейцевой А.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В своих возражениях на иск указывает, что в соответствии ст. 4 закона Калининградской области от 11 июля 2005г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» расходы на установление мер социальной поддержки осуществляются за счёт областных бюджетов. Бюджет муниципального образования «Полесский муниципальный район» на 70-80 % является дотационным, с 2004 года финансовые средства из областного бюджета на исполнение полномочий по предоставлению льготного топлива и освещения не поступали. На основании изложенного считает, что администрация МО «Полесский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком по иску. Представитель Правительства Калининградской области по доверенности Кунина А.Ю. в судебном заседании участия не принимала, от неё поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В своём отзыве на исковое заявление указала, что Правительство Калининградской области является ненадлежащем ответчиком по иску по следующим основаниям: меры социальной поддержки педагогическим работникам установлены федеральным законодательством и не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а являются расходными обязательствами РФ, которые исполняются за счёт и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в порядке, предусмотренным бюджетным законодательством РФ, по единой для соответствующего вида субвенций методик. До настоящего времени методика распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета не разработана, а потому соответствующие субвенции из федерального бюджета в бюджет Калининградской области, не перечислялись. Представители Министерства Финансов Калининградской области, Министерства Финансов РФ, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дула, в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили, не просили рассмотреть дело в своё отсутствие. Заслушав представителя истицы, учитывая мнение истицы и ответчиков, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.5 ст.55 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В силу статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» от 06.05.2003 года № 52-ФЗ, установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. При решении вопроса об определении публично - правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования педагогических работников после 01.01.2005 года, суд учитывает, что в силу п.п.24 п.2 ст. 26. 2 ФЗ от 06.10.1999г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан относится к полномочиям государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Таким образом, порядок предоставления с 01 января 2005 года педагогическим работникам, работающим в сельской местности, в том числе финансируемых и из муниципального бюджета, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта РФ. В соответствии с п.3 ст.4 Закона Калининградской области от 11.07.2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» действующим в период с 01.01.2005года по 04.07.2007года следует, что расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные расходы для работников муниципальных учреждений осуществляется за счет средств муниципальных бюджетов и учитываются в межбюджетных отношениях при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. Согласно определения Верховного Суда РФ от 04.07.2007 года п.3 ст.4 и п.4 ст.2 указанного закона признаны недействующими, так как обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников возложено субъектом РФ па муниципальные бюджеты без финансового обеспечения. Как следует из представленных доказательств, органы государственной власти не обеспечили местный бюджет финансированием в объеме, установленном региональным законом. То есть, администрация Полесского муниципального района не может выступать ответчиком по данному иску. Право педагогических работников на своевременное получение предоставляемых законодательством социальных льгот не может быть поставлено также и в зависимость от расчетов между бюджетами. Статьей Закона «Об образовании» предусмотрено право педагогических работников, проживающих в сельской местности и рабочих поселках на бесплатною жилую площадь с отоплением и освещением, это означает, что с учетом изменений в законодательстве с 01.01.2005года субъект РФ обязан ввести правовое регулирование, обеспечивающее предоставление льгот в полном объеме и не снижающее уровень социальной поддержки указанной категории граждан. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что льготы в полном объёме педагогическим работникам должны быть предоставлены за счет средств бюджета Калининградской области, к расходным обязательствамкоторого отнесено финансирование указанных льгот; с учетом обстоятельств, что финансирование местных бюджетов для предоставления указанных льгот не производилось, суд признаёт ответчиком по данному делу Правительство Калининградской области. Что касается администрации МО «Полесский муниципальный район», Министерства Финансов РФ и Министерства Финансов Калининградской области, то, по вышеуказанным обстоятельствам, они не могут являться ответчиками по данному иску и, как следствие, в иске к ним надлежит отказать. При определении размера денежных средств, подлежащих возмещению истице в качестве компенсации за не предоставление льготы, суд учитывает следующие обстоятельства. Из копии трудовой книжки истицы видно, что Мельниченко Н.Г. с 1994 года по настоящее время работает в <данные изъяты> средней школе учителем. Как следует из справки администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» истица проживает вместе со своей семьёй в <адрес>; общая площадь жилья составляет 109, 9 кв.м., в том числе жилая 64,1 кв.м., что согласуется с данными технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, истица является педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, и на неё распространяется п.5 ст. 55 Закона «Об образовании». Как следует из п.5 ст.55 Закона «Об образовании», педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Исходя из вышеуказанной нормы следует, что прерогативу решения вопроса о размере, условиях и порядке возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, законодатель оставил на разрешение субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом Калининградской области от 11.07.2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (в ред. от 28.12.2007г. №216) педагогические работники образовательных учреждений, освобождаются от платы за жилое помещение и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение), в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) в размере 100 процентов в домах, независимо от формы собственности жилищного фонда. На основании п.3 Порядка и условия осуществления за счёт средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, являющегося приложением к Постановлению Правительства Калининградской области от 20 февраля 2006 г. № 96 (в ред. от 20.02.2006г.), возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Калининградской области, производится путем безналичных расчетов на договорной основе по фактическим расходам с учетом установленных жилищным законодательством размеров нормативной площади жилого помещения и установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В редакции Постановления Правительства Калининградской области от 14.08.2009 N 473 данного Порядка указано, что меры социальной поддержки осуществляются в форме компенсационных выплат указанным гражданам по фактическим расходам с учетом установленных законодательством размеров нормативной площади жилого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг. Как следует из постановления главы администрации Полесского района от 28 ноября 2005г. № 1147 «Об установлении нормативов потребления по плате, за жилое помещение и коммунальные услуги при установлении мер социальной поддержки», норма потребления угля составляет 64 кг. на 1 кв.м. общей площади жилья в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения, норма потребления электроэнергии в размере 50 кВт/час в месяц на одного льготника. Решением Полесского окружного Совета депутатов от 26 июля 2006 года № 206 «Об установлении социальной нормы площади жилого помещения» установлена социальная норма площади жилья для расчётов оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 18 кв.м. на одного человека семьи из трёх и более человек. Как следует из материалов дела и подтверждается показаниями истицы, в жилом доме она проживает вместе с дочерью ФИО7 и сыном ФИО8, то есть, исходя из вышеуказанных норм Закона, социальная норма жилья применительно к истице должна составлять 18 кв.м х 3 чел. = 54 кв.м.; однако, учитывая тот факт, что согласно экспликации из технического паспорта на жильё, общая площадь дома составляет 109,9 кв.м., а жилая 64,1 кв.м., и истица отапливала данное жильё, суд полагает возможным, исходя из принципов разумности и справедливости, произвести расчёт нормы потребления угля за указанные периоды исходя из жилой площади помещений дома - 64,1 кв.м., тем самым, удовлетворив требования истицы частично. Для определения цены на топливо суд принимает за основу цены, установленные для расчётов с поставщиками у снабжающей организации ООО «Полессктоппром», согласно сведениям которой в отопительном сезоне 2008г. цена сортового угля составляла 2690 руб., доставка - 510 рублей; в 2009г. - 3450 руб., доставка - 680 руб.; в 2010г. - 3450 руб., доставка - 680 руб. Таким образом, учитывая площадь жилья в размере 64,1 кв.м., согласно нормам потребления твёрдого топлива 64 кг. х 64,1 кв.м. = 4102,40 кг. = 4,10240 т.; расходы истицы по отоплению жилья составляют: 2007-2008 гг. - 4,10240 т. х 2690 руб. = 11035,456 + 510руб. = 11545 руб. 46 коп. 2008-2009 гг. - 4,10240 т. х 3450 руб. = 14153,28 руб. + 680р. = 14833 руб. 28 коп. 2009-2010 гг. - 4,10240 т. х 3450 руб. = 14153,28 руб. +680р. = 14833 руб. 28 коп. Итого 41212 руб. 02 коп. Что касается компенсации расходов на оплату освещения, то суд считает эти требования также подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Как следует из исковых требований, истица обратилась в суд с иском 18 мая 2011 года и просит компенсировать ей также расходы на оплату освещения за 2008 - 2010гг. включительно по фактическим затратам в сумме 24301 руб. 06 коп. На основании статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Ввиду того, что в соответствии со ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается судом к рассмотрению независимо от истечения срока исковой давности, но применяется исковая давность судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, учитывая что в своём возражении представитель Правительства Калининградской области А.Ю. Кунина и другие ответчики не заявляли о применении срока исковой давности, требования истицы в части взыскания денежной компенсации за пользование электроэнергией в 2008 году подлежат удовлетворению за весь год полностью. Что касается требования истицы в части фактического возмещения затрат за пользование электроэнергией, то суд удовлетворяет данные требования частично. Как следует из постановления главы администрации Полесского района от 28 ноября 2005г. № 1147 «Об установлении нормативов потребления по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при установлении мер социальной поддержки», норма потребления электроэнергии установлена в размере 50 кВт/час в месяц на одного льготника, а так как педагогические работники образовательных учреждений, освобождаются от платы за жилое помещение и часть коммунальных услуг (освещение, отопление) в размере 100 процентов, то есть предполагается освобождение льготника именно от части коммунальных услуг в размере 100 процентов, то суд при удовлетворении требований в этой части руководствуется вышеуказанным постановлением. Таким образом, сумма компенсации за пользование электроэнергией составит: в 2008 году- 12 мес.х 50 кВт/час = 600 кВт/час х 1,253 руб. = 751 руб. 80 коп.; в 2009 году- 12 мес.х 50 кВт/час = 600 кВт/час х 1,570 руб. = 942 руб.; в 2010 году- 12 мес.х 50 кВт/час = 600 кВт/час х 1,730 руб. = 1038 руб.; итого: 2731 руб. 80 коп. В соответствие ст. 15 ГК РФ возмещению подлежат все убытки; под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Статьёй 16 ГК РФ установлено возмещение убытков, причинённых гражданину в результате незаконных действий государственных органов. На основании статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, то есть с ответчика подлежит возмещению государственная пошлина в пользу истицы пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей (статья 100 ГПК РФ). Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд, решил: Исковые требования Мельниченко Н.Г. удовлетворить частично. Взыскать с Правительства Калининградской области за счёт средств бюджета Калининградской области в пользу Мельниченко Н.Г. денежные средства за не предоставленное твердое топливо в размере 41 212 рублей 02 коп., за освещение 2731 руб. 80 коп., государственную пошлину в размере 1518 руб. 31 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей, а всего 46 462 рубля 13 копеек. В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Н.В. Переверзин