иск о взыскании задолженности за непредоставленные льготы



Дело № 2-24/2012

Решение

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года.

Полесский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Л.Жуклевича;

при секретаре Корнеевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филинского С. А. к администрации МО «Полесский муниципальный район», <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Управлению федерального казначейства Минфина РФ по <адрес> о взыскании денежной компенсации за не предоставление льготы по отоплению,

установил:

Филинский С.А., обратился с иском о взыскании компенсации расходов на отопление жилого помещения в 2008-2010 годах, указывая в иске (с учётом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ), что работает учителем в сельской школе - муниципальном образовательном учреждении «Саранская средняя общеобразовательная школа» и в указанный период проживал в сельской местности, в жилом доме общей площадью 38,4 м^2 по адресу: <адрес> пос. ФИО1, <адрес>.

Согласно ст. 55 п. 5 закона РФ «Об образовании» пользуется правом на льготу в виде бесплатного отопления, которая ему не предоставлена.

Постановлением главы администрации ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма приобретения дров на отопительный сезон в размере 0,32 куб. м. на 1 кв. м. общей площади. Исходя из площади дома и установленной нормы потребления, в отопительный сезон на отопление дома требуется 12,29 куб. м. дров (0,32х38,4=12,29).

По сведениям, предоставленным ООО «РОЛЕС», стоимость 1 куб.м. дров в отопительном сезоне 2008 года составила 750 рублей; в 2009 году - 850 рублей; в 2010 году - 930 рублей.

Сумма задолженности за не предоставленную льготу составляет за 2008 год: 12,29 х 750 = 9216 рублей, за 2009 год: 12,29 х 850 = 10445 рублей и за 2010 год: 12,29 х 930 = 11428 рублей, а всего в сумме 31089 рублей, которые истец просит взыскать.

Истец, извещённый о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд своего представителя.

Представитель истца по доверенности ФИО6, иск поддержала и пояснила, что первоначально истец обратился с иском о взыскании компенсации на отопление в отношении другого жилого помещения, в котором он был зарегистрирован по месту жительства, ошибочно полагая, что такая компенсация возможна только по месту регистрации. В действительности истец работает учителем в сельской, муниципальной, общеобразовательной школе. Проживал в сельской местности. Сначала жил в доме у родственников жены, где был зарегистрирован, а в последующем, в связи с расторжением брака, жил в съемном жилье. В период с ДД.ММ.ГГГГ до лета 2011 года он снимал дом в пос. ФИО1 <адрес>, невдалеке от места работы. Нес расходы на отопление за свой счёт. Просит взыскать компенсацию льготы с ответчика.

Администрация ФИО1 муниципального района извещена о месте и времени рассмотрения дела. Глава администрации направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. В ходатайстве отражено, что администрация ФИО1 муниципального района не считает себя ответственной за предоставление (непредставление) данного вида льгот.

<адрес> извещено о месте и времени рассмотрения дела.

Ранее представитель <адрес> по доверенности ФИО4, подала в суд отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. В отзыве отражено, что <адрес> возражает относительно удовлетворения иска за счёт средств регионального бюджета, указывая, что источник финансирования указанных льгот для педагогических работников Федеральным законом «Об образовании», а также другими Федеральными законами, не установлен. Методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления этих льгот не разработана и соответствующие субвенции из федерального бюджета в бюджет <адрес> не перечислялись.

В Федеральном бюджете на 2008 - 2010 годы и на 2010 год и на плановый перио<адрес> 2012 года не предусмотрены средства на предоставление субъектам Российской Федерации субвенций для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности.

Министерство финансов <адрес>, Управление федерального казначейства Минфина РФ по <адрес>, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в суд не назначили, возражений на иск не представили, отложить дело или рассмотреть дело в их отсутствие не просили, уважительных причин неявки в суд не сообщили.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 167 ч. 4, 5 ГПК РФ.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 72 п.п. «е», «ж», «к» Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч.ч. 2, 4, 5 ст. 76 Конституции РФ), а при наличии таких противоречий действует федеральный закон.

В силу п/п «е», «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией РФ принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

При регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральный законодатель вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.

Исходя из того, что координация вопросов, связанных с социальным обеспечением, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, федеральный законодатель вправе передать субъектам РФ полномочия по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МО «Полесский городской округ», в ранее существовавших границах, утвержденных <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ, наделено статусом МО «Полесский муниципальный район», на территории которого образовано четыре сельских поселения, включая «Саранское сельское поселение» к которому отнесены посёлки Саранское и ФИО1.

Истец в рассматриваемый перио<адрес> - 2010 годов, работал учителем в сельской местности, в муниципальном общеобразовательном учреждении, что

подтверждается копией Устава муниципального общеобразовательного учреждения, копией приказа о приёме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки на имя истца.

Проживание Филинского С.А., в сельской местности в жилом доме по адресу: пос. ФИО1 <адрес>, не по месту регистрации, подтверждается договором найма жилого помещения и актом приёма-сдачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетелей ФИО7, и ФИО8

Общая полезная площадь указанного жилого дома составляет 38,4 м^2; отопление дома - печное, что подтверждается техническим паспортом дома.

Свидетельством о расторжении брака I-РЕ от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются пояснения истца о расторжении брака. Брак расторгнут в феврале 2008 года.

Справкой администрации МО «Саранское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что с 2007 года истец не проживал по месту своей регистрации в <адрес> ФИО1 <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учёта по указанному адресу.

Справкой ООО «Ролес» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что стоимость дровяной древесины в 2008 году составила 750 рублей; в 2009 году - 850 рублей; в 2010 году - 930 рублей.

Постановлением главы администрации Полесского района № 1147 от 28 ноября 2005 года норма приобретения дров, в том числе для педагогических работников образовательных учреждений, на отопительный сезон, установлена в пределах социальной нормы площади жилого помещения в размере 0,32 куб. метра на 1 кв. метр общей площади.

Работа Филинского С.А., в должности учителя физической культуры в период с 2007-2010 годы и не получение им льгот по оплате за топливо подтверждается справками МОУ Саранская СОШ от 03 ноября 2011 года.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не отменено предоставление льгот для педагогических работников. Субъектам Российской Федерации предложено установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки по представлению таких льгот, тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении.

Данная льгота, гарантированная государством, существует в Законе «Об образовании» с момента его принятия.

При определении понятия «бесплатная жилая площадь» следует руководствоваться ст. 154 ЖК РФ, в которой предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в ст. 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до ДД.ММ.ГГГГ, применению подлежат указанные в ст. 2 положения федеральных законодательных актов.

Таким образом, еще в 2003 году на субъекты Российской Федерации была возложена обязанность по установлению и введению в действие до ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования, обеспечивающего предоставление педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан» предусматривалось (пункт 4 статьи 2 и пункт 3 статьи 4), что меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, в том числе педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, устанавливаются органами местного самоуправления. Расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов и учитываются в межбюджетных отношениях при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Признавая эти положения регионального закона не действующими, Верховный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ отметил в том числе, что в Законе не содержалось норм, определяющих механизм компенсации возможного увеличения расходов местных бюджетов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений, обеспечение финансирования которых в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Статьей 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено участие указанных органов в осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан», в действующей редакции, предусмотрено, что расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляется за счет средств областного бюджета.

В ст. 26.3 п. 2 п.п. 24 Федерального закона № 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относится решение вопросов, связанных с возмещением расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, а так же организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

По смыслу Постановления Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О Федеральном бюджете на 2002 год», «О Федеральном бюджете на 2003 год», «О Федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина ФИО5» федеральный законодатель может, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации соответствующих прав, в частности в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на обеспечение данных прав. Однако при внесении подобных изменений должны соблюдаться предписания соответствующих статей Конституции РФ, из которых вытекает, что в Российской Федерации как правовом и социальном государстве осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, основано на принципах справедливости и равенства, а также требований о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускаются лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основываясь на указанных конституционных положениях, Конституционный Суд РФ сформулировал и неоднократно подтвердил правовую позицию, согласно которой изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере; это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Льгота, гарантированная государством в Законе «Об образовании», направлена на способствование закреплению педагогических кадров в сельской местности.

В связи с изложенным суд находит, что право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчётов между бюджетами, поэтому доводы представителя ответчика о том, что в рассматриваемый период субсидии из федерального бюджета в бюджет <адрес> на финансирование расходов по предоставлению вышеуказанной льготы педагогическим работникам не предоставлялись, не влекут отказа в удовлетворении иска за счёт обязанного лица.

С учетом вышеприведенных норм действующего законодательства, учитывая, что льгота по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам должна быть предоставлена за счет средств бюджета субъекта РФ - <адрес>, к расходным обязательствам которого отнесено ее финансирование, учитывая, что органы государственной власти субъекта РФ не обеспечили местный бюджет финансированием в объеме, установленном региональным законом, обязанность, по компенсации расходов истца на приобретение твердого топлива для отопления жилья в перио<адрес>.г., за счёт регионального бюджета возлагается на <адрес>.

На основании ст. 100 ч. 1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Квитанцией серии АБ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на услуги представителя истец израсходовал 3000 рублей. Эти траты не являются абсурдными или чрезмерными, соответствуют характеру и сложности дела, и подлежат возмещению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд -

Решил:

Иск Филинского С. А. удовлетворить.

Взыскать с <адрес> за счет средств бюджета <адрес> в пользу Филинского С. А. <данные изъяты> рублей, а так же в возмещение расходов на уплату государственной пошлины <данные изъяты> и в возмещение расходов на оплату услуг представителя 3000 рублей.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                 Л.Жуклевич