о признании отказа главы администрации в направлении представления о присвоения звания `Ветеран труда` незаконным, обязании главы администрации направить представление о присвоении звания `Ветеран труда` в Министерство социальной политики



РЕШЕНИЕ дело № 2-36/2011г.

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011г. г. Полесск

Полесский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Переверзина Н.В.,

при секретаре Ткачёвой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абросимова Е.А. к главе администрации МО «Полесский муниципальный район», Полесскому отделению ОГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Правительства Калининградской области о признании отказа главы администрации в направлении представления о присвоения звания «Ветеран труда» незаконным, обязании главы администрации направить представление о присвоении звания «Ветеран труда» в Министерство социальной политики Правительства Калининградской области,

установил:

Абросимова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Полесский муниципальный район» о признании отказа главы администрации в направлении представления о присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязании главы администрации направить представление о присвоении звания «Ветеран труда» в Министерство социальной политики Правительства Калининградской области, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ была награждена грамотой Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства; в 1999 году она вышла на пенсию по старости. В мае 2010 года она обратилась в ОГУ «Центр социальной поддержки» Полесского подразделения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в июне 2010 года получила ответ, из которого следовало, что ей отказано в присвоении этого звания в соответствии с п.п. 2 и 4 Приложения к постановлению Правительства Калининградской области от 29.01.2010г. № 27 «Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», так как грамота не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с п.6 постановления Правительства Калининградской области № 27 от 29.01.2010г. специалисты ОГУ «Центр социальной поддержки» должны были составить заключение о присвоении ей звания или об отказе в этом и направить его главе администрации МО «Полесский муниципальный район», который рассматривает данное заключение и готовит представление о присвоении звания или об отказе в этом. Посчитав из ответа ОГУ «Центр социальной поддержки» истица, что заключение в отношении неё не направлялось главе администрации, ДД.ММ.ГГГГ она непосредственно обратилась к главе администрации МО «Полесский муниципальный район» с заявлением о решении вопроса о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако глава администрации отказал ей по тем же самым основаниям.

Полагая, что на основании ст. 7 закона «О ветеранах», Указа Президента РФ от 02.03.1994 года № 442, совместного письма Минтруда и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года и письма Минтруда России от 07.10.1998 года № 5635 - КС при присвоении звания «Ветеран труда» при наличии соответствующего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, должны учитываться грамоты, выданные центральными ведомствами, принимая во внимание, что она награждена грамотой Министерства путей сообщения СССР за подписью заместителя министра, ДД.ММ.ГГГГ вышла на пенсию по старости, имея необходимый для этого трудовой стаж, учитывая, что Законом Калининградской области от 17.06.2009г. № 351 «О ветеранах труда» предусмотрены такие же порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» как и Законом РФ, отказ соответствующих должностных лиц считает неправомерным, так как заслужила право на присвоение указанного звания ещё в момент выхода на пенсию, и на неё не должно распространяться действие постановления Правительства Калининградской области и Приложения к нему № 27. Отказом в присвоении данного звания нарушаются её права на получении надбавки к пенсии и единовременного пособия, поэтому она вынуждена была обратиться в суд с указанным заявлением.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации МО «Полесский муниципальный район» надлежащим, - главой администрации МО «Полесский муниципальный район», в качестве соответчиков привлечены: Полесское отделение ОГУ «Центр социальной поддержки населения» и Министерство социальной политики Правительства Калининградской области как органы, на которые Законом непосредственно возложена обязанность рассмотрения заявлений граждан о присвоении им звания «Ветеран труда».

В судебном заседании истица поддержала требования, заявленные в иске, пояснив при этом, что до 2010 года ничего не знала о том, что ей может быть присвоено звание «Ветеран труда», узнала об этом случайно, из одного из журналов с полезными советами. Считает, что раз она получила право на присвоение звания «Ветеран труда» ещё со времени выхода на пенсию в 1999 г., то на неё не должны распространятся принятые позже этой даты законы, иные нормативные акты, изменяющие порядок получения этого звания, присвоение которого позволит ей получать ежемесячную доплату к пенсии, а также иные дополнительные льготы.

Представитель ответчика - главы администрации МО «Полесский муниципальный район» Андрейцева А.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив при этом, что почётная грамота не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и не попадает в перечень тех документов, которые перечислены для присвоения этого звания в качестве ведомственных знаков отличия.

Представитель ответчика - Центра социальной поддержки населения Евлах О.П. также не согласилась с иском, пояснив, что истица обратилась к ним ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день они составили заключение и отправили документы на комиссию, созданную главой администрации МО «Полесский муниципальный район». Комиссия рассмотрела представленные документы и вынесла отрицательное заключение, с которым впоследствии согласился и глава администрации, посчитавший, что нет оснований для направления соответствующего ходатайства в Министерство социальной политики Правительства Калининградской области. То письмо Минтруда, на которое ссылается истица как на основание возможности присвоения ей звания, было отозвано и все граждане, которые с июня 2008 года обращались с заявлениями о присвоении им звания на основании почётной грамоты, получили отказ. До середины 2008 года существовал иной порядок присвоения звания «Ветеран труда», которым одним из основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являлись почётные грамоты, приравненные к ведомственным знакам отличия; осуществлялось это как раз на основании разъяснений, изложенных в упомянутых письмах Минтруда и Минсоцзащиты. В настоящее время, после отзыва этих рекомендательных писем, почётная грамота не рассматривается в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика - Министерства социальной политики Калининградской области, - в судебном заседании участия не принимал, направив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление Абросимовой Е.А. представитель по доверенности Антонова М.А. не согласилось с иском и пояснила, что Федеральным законом от 19 декабря 2005 года № 163 - ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» субъектам РФ было предоставлено право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» своими законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем были приняты: Закон Калининградской области от 30 июня 2006 года № 29 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области» и Закон Калининградской области от 17 июня 2009 года № 351 «О ветеранах труда», которым был утверждён Порядок присвоения звания «Ветеран труда».

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона установлено, что перечень документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», в том числе перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение данного звания, порядок их рассмотрения устанавливаются Правительством Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27 утверждён порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области.

Согласно п.2 Порядка, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», представляют в территориальное подразделение областного государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства письменное заявление с приложением следующих документов: 1) документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства в Калининградской области; 2) документа, подтверждающего достижение возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 3) документа, подтверждающего назначение пенсии; 4) удостоверения, подтверждающего награждение орденом или медалью либо присвоение почётного звания СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо удостоверения к ведомственному знаку отличия в труде, с подписью, заверенной печатью, руководителя ведомства (министра (заместителя), руководителя (заместителя) федеральной (союзной) службы, агентства) СССР, РСФСР или Российской Федерации о награждении конкретного гражданина; 5) документа, подтверждающие наличие необходимого общего трудового стажа (20 лет для женщин, 25 лет для мужчин). На основании того, что Почётная грамота не включена в перечень документов, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», так как её вручение не предполагало получение соответствующего удостоверения, требования истицы должны быть оставлены без удовлетворения.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награждённые орденами или медалями либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия Калининградской областной Думой четвёртого созыва был принят Закон Калининградской области № 351 от 17 июня 2009 года «О ветеранах труда», которым был утверждён Порядок присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона перечень документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», в том числе перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение данного звания, порядок их рассмотрения устанавливаются Правительством Калининградской области.

Несмотря на то, что статьёй 2 Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» Закон Калининградской области от 17 июня 2009 года № 351 «О ветеранах труда», признан утратившим силу, однако, тем не менее, пунктом 3 статьи 4 Закона Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» от 16 декабря 2004 № 473 (в ред. от 30 декабря 2010 г.) также установлено, что Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяет Правительство Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27, продолжающим действовать на момент вынесения решения, утверждён Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области.

Подпунктом 4 пункта 2 Порядка установлено, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», представляют в территориальное подразделение областного государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства письменное заявление с приложением удостоверения, подтверждающего награждение орденом или медалью либо присвоение почётного звания СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо удостоверение к ведомственному знаку отличия в труде, с подписью, заверенной печатью, руководителя ведомства (министра (заместителя), руководителя (заместителя) федеральной (союзной) службы, агентства) СССР, РСФСР или Российской Федерации о награждении конкретного гражданина.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности доводов представителей ответчиков, подтверждённых показаниями свидетеля ФИО5, - начальника отдела социальной защиты населения администрации МО «Полесский муниципальный район», из которых следует, что законодательством Калининградской области с 29 января 2010 года установлено, что при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» принимаются во внимание такие ведомственные знаки отличия в труде, которые подтверждаются соответствующими удостоверениями. Ввиду того, что почётная грамота по своей природе не предусматривает наличия удостоверения, данный вид ведомственных знаков отличия не учитывается при рассмотрении заявлений граждан о присвоении им звания «Ветеран труда».

Ссылку истицы на то, что у неё возникло право на присвоение данного звания на основании Указа Президента РФ от 02.03.1994 года № 442, совместного письма Минтруда и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года и письма Минтруда России от 07.10.1998 года № 5635 - КС, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.

В силу пункта 1 Положения о государственных наградах РФ, утверждённого Указом Президента РФ № 442 от 02 марта 1994 года и утратившем силу с 7 сентября 2010 года (Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099), государственными наградами РФ являлись: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ, почётные звания РФ.

Согласно Положению о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утверждённого Указом Президента РФ от 25.09.1999 г. № 1270, также утратившим силу с 12.06.2006 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.06.2006 г. № 603, звание «Ветеран труда» присваивалось лицам, награждённым орденами или медалями, либо удостоенным почётных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждённым ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, которые должны были представить документы, подтверждающие, среди прочего, награждение ведомственными знаками отличия в труде.

В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определения ведомственного знака отличия; отсутствуют также нормативные акты, содержащие перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Индивидуальные решения органов государственной власти о присвоении звания «Ветеран труда» лицам, имеющим почётные звания Министерств и ведомств СССР в совокупности с условием наличия надлежащего трудового стажа, принимались на основании положений статьи 9 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в порядке реализации государственной политики в отношении ветеранов, что следовало, в том числе, и из обзора практики учёта ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда», проведённом органом исполнительной власти РФ - Министерством труда РФ, который был направлен в соответствующие органы государственной власти в форме письма Министерства труда РФ от 07 октября 1998 года № 5636-КС «О ведомственных знаках отличия в труде», учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

В соответствии с конституционными принципами разделения власти РФ органы исполнительной власти осуществляют исполнение, реализацию законов, принимаемых органами законодательной власти государства. В целях реализации социальной политики государства в отношении ветеранов труда, основные меры которой были закреплены в федеральном законе «О ветеранах», органами исполнительной власти был проведён обзор практики учёта ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда».

В пункте 3 раздела I названного обзора указано: наряду с орденами и медалями СССР и РФ, почётными званиями СССР и РФ учитываются почётные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, в том числе указана почётная грамота Министерства путей сообщения РФ и Центрального комитета независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России.

Из текста совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995г. № 2026-ВЯ /4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» также следовало, что к ведомственным знакам отличия в труде следует относить почётные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти…министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов и отраслей.

Как видно из приведённых выше текста письма Министерства труда РФ от 07 октября 1998 года № 5636-КС, совместного письма Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995г. № 2026-ВЯ /4276/1-30, в названных письмах не содержится каких - либо правовых доводов об основаниях отнесения почётных грамот к числу ведомственных знаков отличия в труде. Это подтверждается и тем, что названные письма не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы, и, как следствие не могут расцениваться как нормативные акты органа государственной власти РФ. Кроме того, они отозваны: письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02 июня 2008г. № 3854-ЮВ и письмом Минтруда и социального развития РФ от 08 августа 2001г. № 5813-ЮЛ соответственно.

На основе анализа приведённого законодательства и практики его применения, суд приходит к выводу о том, что федеральные органы государственной власти, наделённые полномочиями по реализации государственной политики в отношении ветеранов, исходя из собственного усмотрения, определённый период времени рассматривали почётные грамоты в качестве приравненных к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Однако, индивидуальные решения о присвоении звания "Ветеран труда" данной категории лиц не могут рассматриваться судом как законодательно установленные гарантии, и не могут возлагать на соответствующие органы власти субъекта Федерации обязанности по установлению аналогичных норм, поскольку были установлены в отношении лиц, не относящихся к категории награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а в отношении лиц, приравненных к таковым индивидуальными решениями органа исполнительной власти Данный порядок по сути представлял собой установление индивидуальной льготы для лиц, имеющих почётные грамоты министерств и ведомств СССР и РСФСР, исходя из полномочий собственного усмотрения названных органов в процессе реализации государственной политики в отношении ветеранов, проводимой органами государственной власти Российской Федерации в экономических и политических условиях конкретного периода времени.

В последующем Федеральным законом от 19.12.2005г. № 163-ФЗ было установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Лица, имеющие иные виды поощрения, наличие которых соответствующими органами государственной власти Российской Федерации ранее рассматривалось как основание для присвоения звания "Ветеран труда" в порядке индивидуального решения, в настоящее время, по мнению суда, не могут апеллировать к обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации включить в соответствующий перечень те или иные знаки, которые ранее были приравнены к ведомственным знаками отличия в труде, но таковыми не являлись по сути и характеру отмечаемых ими заслуг.

Возможность расширения перечня ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания ветерана труда, определена федеральным законодательством, в соответствии с которым реализация государственной политики в отношении ветеранов на основании статьи 9 Закона "О ветеранах" осуществляется и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, исходя из предоставленных полномочий определять порядок и условия присвоения этого звания, исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации.

Соответственно, Калининградская область как субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено знание "Ветеран труда" Однако установить обязательность такого регулирования суд не может, поскольку по сути такое регулирование представляет собой установление льготных условий, дополнительных к установленным федеральным законом, что является прерогативой законодателя.

Исходя из конституционных положений о разделении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не может принять или обязать законодательный орган субъекта Российской Федерации принять дополнительные нормы о включении в перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", почётной грамоты Министерства путей сообщения, о чем фактически ставит вопрос истица, поскольку такое регулирование не вытекает из публично-правовых обязательств законодательной власти субъекта, а составляет сферу ее полномочий собственного усмотрения, исходя из которого почётные грамоты министерств и ведомств, в том числе почётная грамота Министерства путей сообщения, не принимаются во внимание в качестве ведомственных знаков отличия в труде, так как не подтверждаются наличием соответствующих удостоверений.

Таким образом, не может рассматриваться как дискриминационная норма, принимаемая органом государственной власти субъекта, не установившая льгот для определенной категории граждан, лишь в связи с тем, что аналогичные льготы устанавливались индивидуальными решениями органов государственной власти Федерации в определенный период времени в качестве распространения на такую категорию лиц льгот иных категорий получателей, без принятия нормативно-правового решения об идентичности данных категорий или приравнивании их социальных прав.

Соответственно, не может служить основанием для отнесения к одной категории лиц, которые получили в индивидуальном порядке как льготу право на присвоение звания "Ветеран труда" в связи с наличием у них почётной грамоты Министерств и ведомств СССР и РСФСР по решению органов государственной власти Российской Федерации и лиц, имеющих такие грамоты, но в отношении которых таких индивидуальных решений не принято в связи с изменением порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", передачи правомочий по его присвоению органам государственной власти субъекта.

Определение конкретных мер по реализации этой политики на территории субъекта, в том числе решение вопросов о приравнивании тех или иных категорий граждан к законодательно установленному кругу получателей льгот, расширении их перечня и установлении дополнительных льгот относится к исключительным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из информации Полесского отдела ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» в период с 1.07.2008 г. по 31.12.2010 г. было принято 43 заявления на предоставление к присвоению звания «Ветеран труда», в том числе в 12 случаях - по основаниям награждения почётными грамотами; из которых в 6 случаях главой администрации было направлены представление на имя Губернатора Калининградской области к представлению званий «Ветеран труда», однако всем лицам, награждённым почётными грамотами, в получении указанного звания было отказано.

С учётом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу, что заявленные истицей требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Абросимовой Е.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2011г.

Судья: Н.В. Переверзин