из нарушений избирательного законадательства



Дело № 2-60/11

РЕШЕНИ Е

именем Российской Федерации

9 февраля 2011 года пос. Покровское

Покровский районный суд Орловской области в составе :

председательствующего судьи Покровского районного суда Орловской области Гольцовой И.И.,

с участием прокурора Покровского района Орловской области Ерошенко Е.А.

представителей заявителя Маркиной Л.Л. и Рудакова А.К.,

представителя заинтересованного лица Покровской ТИК Куркиной Л.И.,

заинтересованного лица Третьякова В.М.,

представителя заинтересованного лица Фурсова В.В.

при секретаре Алешичевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Покровского районного суда гражданское дело по заявлению Гревцева Дмитрия Владимировича о признании количества действительных и достоверных подписей избирателей, поданных в поддержку Третьякова Владимира Михайловича недостаточным для регистрации в качестве кандидата на должность главы Покровского района Орловской области и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Покровского района от 29 января 2011 года № 32 «О регистрации кандидата на должность главы Покровского района Третьякова Владимира Михайловича»,

у с т а н о в и л :

Кандидат на должность главы Покровского района Гревцев Д.В. обратился в суд с заявлением о признании количества действительных и достоверных подписей избирателей, поданных в поддержку Третьякова Владимира Михайловича недостаточным для регистрации в качестве кандидата на должность главы Покровского района Орловской области и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Покровского района от 29 января 2011 года № 32 «О регистрации кандидата на должность главы Покровского района Третьякова Владимира Михайловича».

В обоснование своих требований он указывает, что член ТИК Покровского района Орловской области с правом совещательного голоса Маркина Л.Л. ознакомилась с подписными листами кандидата Третьякова В.М. и установила, что количество действительных и достоверных подписей в подписных листах предоставленных в ТИК Покровского района, является недостаточным для его регистрации в качестве кандидата на должность главы Покровского района Орловской области: значительная часть предоставленных кандидатом подписей не соответствуют подпункту 3 пункта 5 статьи 13 Закона Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области». В частности были обнаружены несоответствия закону в части порядка внесения данных об избирателях. Так в подписных листах в графе «адрес места жительства избирателя» не указано наименование района Орловской области, что является нарушением п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того имеются нарушения в подписях избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, которые специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, что является нарушением п. 5 п. 5 ст. 13 Закона Орловской области, а именно:

-в подписном листе №2 подпись 11 ошибка в дате проставления подписи;

-в подписном листе №3 подпись 1 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено, подписи 8,9- дата проставления подписи проставлена не самим избирателем;

-в подписном листе №6 подпись 9 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено;

-в подписном листе №7 подпись 6 исправление в фамилии избирателя, которое не оговорено;

-в подписном листе №12 подписи с 1-10 не полный адрес избирателя, не указан район;

-в подписном листе №13 подпись 7 неверно указан год проставления подписи;

-в подписном листе №16 подпись 11 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено;

-в подписном листе №17 подпись 5 неверно указана дата внесения подписи;

-в подписном листе №19 подпись 8 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено;

-в подписном листе №23 подпись 9 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено;

-в подписном листе №24 подписи с 1-9 не указан район проживания избирателей;

-в подписном листе №26 подписи с 1-10 исправление в сведениях о сборщике подписей, которое не оговорено;

-в подписном листе №28 подпись 8 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено. он)

Данные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для признания недействительными указанных выше подписей избирателей, предоставленных Третьяковым В.М. Таким образом, общее число недействительных и недостоверных подписей избирателей, указанных в подписных листах кандидата на должность главы Покровского района Третьякова В.М. составляет 34. Считает, что ТИК Покровского района должна была отказать Третьякову В.М. в регистрации в качестве кандидата на должность главы Покровского района Орловской области в соответствии с подпунктом «д» п. 24 ст. 38 названного Федерального закона.

В судебное заседание заявитель Гревцев Д.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела судебной повесткой, не явился, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заявителя Маркина Л.Л. и Рудаков А.К. поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель заявителя Маркина уточнила заявленные требования:

-в подписном листе №1 подпись 9 –недостоверные сведения об избирателе (фамилия избирателя не соответствует действительности)

-в подписном листе №6 все подписи с 1 по 10, недостоверны сведения о сборщике подписей (недостоверный адрес), подпись 9- имеется исправление в наименовании субъекта, которое не оговорено, подписи 5,6,10 недостоверные сведения в адресе избирателей (населенный пункт);

-в подписном листе №7 все подписи с 1 по 10, недостоверны сведения о сборщике подписей (недостоверный адрес), подписи с 6-9 недостоверные сведения в адресе избирателей (населенный пункт);

-в подписном листе №10 все подписи с 1 по 10, недостоверны сведения о сборщике подписей (недостоверный адрес), подписи 2-4, 6,8-10 недостоверные сведения в адресе избирателей (населенный пункт);

Указала, что в листах 6,7,10 по почерку сборщика подписей не понятно, какую букву он пишет «п» или «к».

-в подписном листе №13 все с 1-10 недостоверные сведения в адресе избирателей (наименование улицы);

-в подписном листе №16 подпись 3 исправление в дате проставления подписи, которое не оговорено;

Указала, что из-за почерка сборщика подписей не понятно, какая улица указана в адресе избирателей.

-в подписном листе №17 подпись 7 данные в дате проставления подписи указаны позже даты заверения подписного листа;

-в подписном листе №19 подпись 8 данные в дате проставления подписи указаны позже даты заверения подписного листа;

-в подписном листе №20 подпись 4 недостоверные сведения об избирателе (отчество избирателя не соответствует действительности).

Представитель заинтересованного лица Покровской ТИК Куркина Л.И. заявленные требования не признала и пояснила, что Третьяков В.М. представил в территориальную избирательную комиссию Покровского района предусмотренные законодательством документы о включении его кандидатом на должность главы Покровского района, в том числе, 29 подписных листов с 279 подписями избирателей в его поддержку. Рабочая группа, созданная решением ТИК Покровского района от 14 января 2011 г. № 3/1, провела проверку подписных листов кандидата Третьякова В.М. и признала количество действительных и достоверных подписей достаточным для регистрации. После чего постановлением ТИК Покровского района от 29 января 2011 года № 32 «О регистрации кандидата на должность главы Покровского района Третьякова Владимира Михайловича» был зарегистрирован кандидатом на должность главы Покровского района Орловской области. При проверке подписных листов кандидата на должность главы Покровского района Третьякова В.М. ТИК Покровского района руководствовалась п. 9 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации», в котором определено, что выборы - форма прямого воле­изъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, фе­деральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Россий­ской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделе­ния полномочиями должностного лица, а также приложением 2 к закону Ор­ловской области от 30 июня 2010 года № 1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области». В четвертом столбце подписного листа, утвержденного приложением № 2 адрес места жи­тельства, определяется как указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражда­нина. При выборочной проверке паспортов граждан было выяснено, что в све­дениях о прописке в некоторых подписных листах отсутствуют наименования улицы и номер дома. По сведениям, сообщенным кандидатом в паспортах данных лиц улицы и номера домов указаны не были. В связи с этим ТИК учла подписи этих избирателей как действительные. По мнению ТИК исправлений в подписных листах кандидата Третьякова В.М. не содержится, а имеются помарки и небрежности в написании дат их внесения, допустимые в обычно некомфортных условиях сбора подписей, и соответственно ТИК их по­считала действительными. Недействительными и недостоверными комиссией было признано 6 подписей, в том числе и подписи 8,9 листа 3, на которые ссылается заявитель в своем заявлении. Считая количество подписей избирателей в поддержку Третьякова В.М. при выдвижении его кандидатом на должность главы достаточным, ТИК Покровского района приняла решение зарегистрировать его.

Заинтересованное лицо Третьяков В.М., его представитель Фурсов В.В. заявленные требования не признали и пояснили, что район не указан в подписных листах в графе «Адрес места жительства избирателей» в связи с тем, что они не указаны в паспортах избирателей. Все даты проставления подписей в подписных листах и подписи выполнены самими избирателями. Считает, что при заполнении подписных листов не было допущено исправлений, а имели место помарки, объясняющиеся тем, что подписные листы заполнялись лицом, собиравшим подписи, и подписывались избирателями в неудобных условиях, а зачастую на улице, что и повлекло эти помарки.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Ерошенко Е.А., полагающей заявленные требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Покровского районного Совета народных депутатов от 20 декабря 2010 года № 40/5-РС «О назначении даты выборов депутатов Покровского районного Совета народных депутатов и главы Покровского района» выборы депутатов Покровского районного Совета народных депутатов и главы Покровского района назначены на 13 марта 2011 года.

Порядок проведения выборов регламентируется Федеральным Законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон) и Законом Орловской области от 30 июня 2010 года № 1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области» (далее - Закон Орловской области).

Ст. 37 Федерального закона и ст.12 Закона Орловской области предусмотрен порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, включающий в себя требования к процедуре сбора подписей, а также требования к форме подписного листа и порядка его заполнения.

Так, согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений данного пункта, являются недействительными.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона форма подписного листа и порядок его заполнения, заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 1 Закона Орловской области предусмотрено, что основные понятия и термины, используемые в Законе Орловской области, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона Орловской области недействительными считаются: подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи (подпункт 3); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно (подпункт 5);

подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (подпункт 6); подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист (подпункт 10).

Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата в Орловской области осуществляется с использованием подписного листа, изготовленного по форме, указанной в приложениях 1-3 к Закону Орловской области (п. 3 ст. 12 Закона Орловской области).

Подпунктом «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона установлены основания к отказу в регистрации кандидата, среди которых содержится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 12 Закона Орловской количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей. Таким образом, необходимое для регистрации кандидата на должность главы Покровского района Орловской области число действительных и достоверных подписей избирателей составляет 258 подписей, что не оспаривалось участниками процесса.

В соответствии с п. 44 ст. 2 Федерального закона недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Подпунктом 3 п. 5 ст. 13 Закона Орловской области установлено, что недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи.

Исследовав подписные листы, на которые ссылается заявитель, суд приходит к следующим выводам.

В подписном листе №12, 24, содержащих 19 подписей избирателей, в графе «Адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт» не указан, что противоречит требованиям п. 5 ст. 2 Федерального закона №67.

Понятие «адреса» предусмотрено специальной нормой Федерального закона №67-ФЗ, который подлежит применению в целях данного закона. Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, все подписи избирателей, представленных в ТИК кандидатом Третьяковым В.М. на указанных выше подписных листах, подлежат признанию недействительными.

В связи с чем доводы заинтересованного лица и представителей заинтересованных лиц о том, что в данной графе указан адрес места жительства избирателя, содержащийся в паспорте, а также о том, что Закон Орловской области не содержит положений о необходимости указания субъекта РФ, района, суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям.

В подписном листе 3 подпись 1, подписном листе 16 подпись 11, подписном листе 23 подпись 9, подписном листе 28 подпись 8 имеются явные исправления в дате проставления подписей. В судебном заседании были допрошены свидетели Черников А.Н., Корнеева Н.В., Колкова Л.А., Больших Е.С., которыми собственноручно или в присутствии которых выполнены указанные выше подписи и даты. Все они подтвердили, что допустили ошибки, либо неточности при написании дат, которые исправили. Однако, эти исправления не были ими отмечены, как требует п.п. 5 п. 5 ст. 13 Закона Орловской области. В связи с чем суд считает эти подписи недействительными.

В подписных листах 2 подпись 11 и 13 подпись 7 неверно указан год внесения подписи. Допрошенные в судебном заседании свидетели Чибисова В.И., Болочевцев Ю.Л. показали суду, что допустили помарку при внесении даты, при написании имели ввиду 2011 год. В листе 19 подпись 8 также имеется помарка в написании даты. В листе 26 –помарка в написании даты выдачи паспорта сборщика подписей. Суд считает, что это допустимо в некомфортных условиях сбора подписей, что было подтверждено в судебном заседании самими лицами, поставившими эти подписи.

В подписном листе 6 подпись 9, листе 17 подпись 5 вообще не вызывают сомнений у суда, никаких исправлений в дате проставления подписи не имеется.

Доводы представителей заявителя том, что в ряде подписных листов не читается буквы в написании фамилий, отчества избирателей, названий населенных пунктов, улиц также проверялись судом при рассмотрении дела. Никаких неясностей при прочтении указанных записей у суда не возникло.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона №67 решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Таким образом, установленное по несоответствию п.5 ст. 2 Федерального закона РФ №67, п.п.5 п. 5 ст. 13 Закона Орловской области недействительное количество подписей составляет 23. Минимальное число подписей, которое должно было быть собрано и представлено кандидатом Третьяковым В.М. для регистрации в качестве кандидата в ТИК составляет 258. Количество подписей, признанных рабочей группой ТИК Покровского района Орловской области достоверными и достаточными для регистрации кандидата Третьякова В.МИ. составило 273. Из них 23 признаны судом недействительными по указанным выше основаниям. Таким образом число действительных и достоверных подписей составляет 250, что недостаточно для регистрации кандидата.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что количество действительных подписей, собранных в поддержку кандидата Третьякова В.М. не достаточно для регистрации его кандидатом на должность главы Покровского района. Вследствие чего, Постановление территориальной избирательной комиссии Покровского района Орловской области « О регистрации кандидата на должность главы Покровского района Третьякова Владимира Михайловича» от 29 января 2011 года №32 не соответствует закону и подлежит отмене.

Суд признает заявление Гревцева Д.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 260-261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Гревцева Дмитрия Владимировича удовлетворить.

Признать количество действительных и достоверных подписей избирателей, поданных в поддержку Третьякова Владимира Михайловича недостаточным для регистрации в качестве кандидата на должность главы Покровского района Орловской области.

Отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Покровского района Орловской области от 29 января 2011 года №32 «О регистрации кандидата на должность главы Покровского района Орловской области Третьякова Владимира Михайловича».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 5 дней со дня его вынесения через Покровский районный суд.

Судья: И.И.Гольцова

Решение в окончательной форме изготовлено 10 февраля 2011 года.