о признании нормативно правового акта противоречащим федеральному законадательству



Дело № 2-80/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года пос. Покровское

Покровский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего: федерального судьи Гольцовой И.И.

с участием заместителя прокурора Покровского района Орловской области Селютиной Ж.В.

при секретаре Самохиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда материалы гражданского дела по заявлению прокурора Покровского района Орловской области в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании нормативно-правового акта Администрации Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области противоречащим в части федеральному законодательству,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Покровского района Орловской области обратился в Покровский районный суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании нормативно-правового акта Администрации Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области противоречащим в части федеральному законодательству, а именно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2009 года №196, Федеральному Закону №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции». Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования. В обоснование заявления указано, что проведенной антикоррупционной экспертизой Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области», утвержденного решением Ивановского сельского Совета народных депутатов от 20.04.2010 года №21/1-СС (далее Положение) установлено, что Положение не содержит сроков принятия главой администрации решения о передаче имущества в безвозмездное пользование, а также Положение не предусматривает проведение конкурсов или аукционов на право заключения гражданских правовых договоров в отношении муниципального имущества Ивановского сельского поселения Покровского района. В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее Методикой), утвержденной Постановлением Правительства РФ №96 от 26 февраля 2010 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым Постановление Правительства №196 было признано утратившим силу, прокурор считает, что Положение содержит коррупциогенные факторы в соответствии с п.п. «а, з» ч. 3 Методики. Прокурор просит суд признать нормативный правовой акт - Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области, утвержденного решением Ивановского сельского Совета народных депутатов от 20.04.2010 года №21/1-СС противоречащим в части постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, предусматривающему проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

В судебном заседании прокурор Селютина Ж.В. заявленные требования поддержала. Кроме того, просила признать Положение в указанной части недействующим в указанной части со дня принятия решения судом.

Представители заинтересованных лиц- администрации Ивановского сельского поселения и Ивановского сельского Совета народных депутатов в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд, заслушав доводы прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов с целью выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (далее Методика), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96.

В соответствии с п. «а» ч. 3 Методики коррупционными факторами, в том числе являются факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления и выражающиеся в широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения.

Согласно п. 7 Положения решение о передаче недвижимого муниципального имущества в безвозмездное пользование принимает Совет, иного имущества- Глава. Однако, Положение не содержит сроков принятия Советом и Главой данных решений.

Также согласно п. «з» ч. 3 Методики коррупционными факторами, в том числе являются факторы, выражающиеся в отказе от конкурсных (аукционных) процедур – закреплении административного порядка предоставления права (блага).

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество по основаниям, перечисленным в данной статье.

В указанном выше порядке осуществляется также заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям; государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями; государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

В нарушение данных требований Положение не предусматривает проведение конкурсов или аукционов на право заключения гражданских правовых договоров в отношении муниципального имущества Ивановского сельского поселения.

Анализ текста Положения позволяет сделать вывод о возможности предоставления администрацией Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области права на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров в отношении муниципального имущества в административном порядке без проведения конкурсных производств.

Таким образом, в Положении усматриваются коррупциогенные факторы, предусмотренные п.п. «а,з» ч. 3 Методики.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Изучив материалы гражданского дела, Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области», утвержденного решением Ивановского сельского Совета народных депутатов №21/1 –СС от 20 апреля 2010 года, суд приходит к выводу о том, что содержание п. 7 Положения в части отсутствия сроков принятия Советом и Главой решений о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование противоречит п. «а» ч. 3 Методики, утвержденной Постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года. Также отсутствие в Положении указаний на проведение конкурсов или аукционов на право заключения гражданских правовых договоров в отношении муниципального имущества городского поселения Покровское Покровского района Орловской области противоречит п. «з» ч. 3 Методики, утвержденной Постановлением Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года, а также ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Указанные выше Федеральный закон и Постановление, которым утверждена Методика, имеют большую юридическую силу, чем принятое решением Ивановского сельского Совета народных депутатов Положение. В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

В связи с тем, что оспариваемое Положение в указанной части противоречит Федеральному Закону и Постановлению Правительства РФ, имеющим большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает его недействующим в указанной части со дня принятия настоящего решения, так как ранее Положение действовало, а коррупциогенные факторы были выявлены перед подачей заявления прокурором.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ суд не взыскивает с заинтересованных лиц расходы по оплате государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Покровского района Орловской области удовлетворить.

Признать Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области», утвержденное решением Ивановского сельского Совета народных депутатов №21/1-СС от 20.04.2010 года в части отсутствия сроков принятия Советом и Главой решений о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование противоречащим Постановлению Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года, в части отсутствия в Положении проведения конкурсов или аукционов на право заключения гражданских правовых договоров в отношении муниципального имущества Покровского района Орловской области противоречащим Постановлению Правительства РФ №96 от 26.02.2010 года, Федеральному закону РФ № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Признать в указанной части Положение «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ивановского сельского поселения Покровского района Орловской области», утвержденное решением Ивановского сельского Совета народных депутатов №21/1-СС от 20.04.2010 года недействующим со дня принятия настоящего решения судом.

По вступлении в законную силу решение суда направить в редакцию Покровской районной общественной газеты «Сельская правда» для публикации сообщения о нем.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Покровский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий И.И.Гольцова