В иске к ГУ ОПФ отказано



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Покачи       24 сентября 2012 года

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в составе:

председательствующего судьи О.Ю.Шевченко

при секретаре И.А. Пригожеве,

с участием истца А.И.Ачкасова, представителя ответчика И.И.Дробитько,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/97/2012 по иску

Ачкасова <данные изъяты> к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи о признании незаконным действий по прекращению выплаты трудовой пенсии по старости и не переводе пенсии по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения, взыскать компенсацию морального вреда и судебные расходы

УСТАНОВИЛ:

Ачкасов А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи, далее по тексту ОПФР в <адрес>, о признании незаконным действий по прекращению выплаты трудовой пенсии по старости и не переводе пенсии по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения, а именно возобновить выплату пенсии по старости с 01.06.2012 и осуществлять её перевод по месту его постоянного жительства <адрес> Республики Казахстан. В обоснование заявленных требований указал, что с 04.12.2006 ответчиком ему была назначена и выплачивалась пенсия по старости. В 2008 году он переехал в Р.Казахстан <адрес>, где проживает до настоящего времени. В ноябре 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации. Не получив ответа на заявление, в апреле 2012 года обратился непосредственно в Пенсионный фонд Росси с аналогичным заявлением, но не получил ответа. В июне 2012 года получил от ответчика сообщение о прекращении выплаты пенсии с 01.06.2012, с разъяснением прав на получение пенсии по законодательству Р.Казахстан, в соответствии с условиями международного соглашения «О гарантиях прав граждан - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992. Начиная с 01.06.2012 выплата ему пенсии была прекращена. Считает указанные действия ответчика незаконными в связи с тем, что п.2 ст.24 Федерального закона от 17.12.2011 №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за переделы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа сумма назначенной ему трудовой пенсии может выплачиваться на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в банке или иной кредитной организации либо может переводится за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленного Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции. Аналогичная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 06.03.2001 №31-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации». Назначение, перевод и иные действия, связанные с пенсией, имеют заявительный характер и зависят исключительно от волеизъявления гражданина. Поэтому в отсутствие его отказа от назначения и получения пенсии в порядке перевода из Российской Федерации, и в отсутствие его согласия на оформление пенсии по месту его жительства в Р. Казахстан, ответчик был не вправе самовольно прекратить её начисление и выплату, а напротив, обязан на основании его заявления осуществлять её перевод по месту его жительства за предела Российской Федерации.

В судебном заседании истец Ачкасов А.И. на рассмотрении и удовлетворении иска настаивал, а также дополнил исковые требования. Просил взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы. Учитывая, что для участия в рассмотрении дела он прибыл в <адрес> на собственном автомобиле, просил взыскать расходы на приобретение бензина в сумме 6256 рублей (дорога туда и обратно); за питание в сумме 3000 рублей; за проживание в общежитии в сумме 1577,54 рублей; за подготовку документов к судебному заседанию (копирование и печать) в сумме 264 рубля, а также просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. На доводах, изложенных в исковом заявлении, в обоснование заявленных требований, настаивал, а также дополнил, что он, будучи гражданином Российской Федерации и получателем трудовой пенсии по старости, переехал на постоянное место жительства в <адрес> Р.Казахстан, где получил вид на жительство и по законодательству Р. Казахстан является иммигрантов. В соответствии с законом Р.Казахстан «О миграции населения» имеет право только на получение пособий и других средств поддержки, но не права на получение пенсии. Он обращался в пенсионный отдел в <адрес> и ему разъяснили, что прав на получение пенсии у него нет, не смотря на достижение им пенсионного возраста по национальному законодательству. Для получения пенсии необходимо принять гражданство, но он не собирается менять Российское гражданство и отказываться от пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он подавал два заявления о переводе назначенной ему трудовой пенсии за пределы Российской Федерации, указал все необходимые банковские реквизиты, но оба заявления остались без ответа. Перовое заявление он лично сдал ответчику 03.11.2011, на копии есть входящий номер, второе лично отвез в г.Москву в Пенсионный фонд Российской Федерации, входящий номер 123 от 19.04.2012. Это заявление было переправлено в окружной отдел Пенсионного фонда <адрес>, а оттуда ответчику, который так и не дал на него ответа. В январе 2012 года, не получив ответа ответчика на заявление от 03.11.2011, он обращался с заявлением к прокурору <адрес>. В мае 2012 года получил ответ из ОПФР по ХМАО-Югре от 15.05.2012 в котором тоже ссылались на Соглашение от 1992 года и на право получения пенсии по законодательству Р.Казахстан по достижении возраста 63 лет. В обоснование требования о взыскании компенсации морального вреда пояснил, что своим бездействием ответчик лишил его средств к существованию, нарушил его конституционные права, чем унизил его человеческое достоинство.

Представитель ответчика - начальник ГУ ОПФ РФ в <адрес> Дробитько И.И. исковые требования не признала, полагала действия ответчика законными. Суду пояснила, что заявление истца о переводе пенсии по старости от 03.11.2011 было адресовано в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому они и перенаправили его в Москву, так как решение о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации входит в компетенцию самого Пенсионного фонда Российской Федерации. По получению уведомления о доставке письма, они 19.01.2012 уведомили истца о перенаправлении его заявления. Действующее пенсионное законодательство и международное Соглашение от 1992 года не дает пенсионерам права выбора. Назначение и получение трудовой пенсии по старости привязано к месту постоянного проживания пенсионера, а истец постоянно проживает в Р. Казахстан. Они неоднократно разъясняли истцу, что по достижению им пенсионного возраста по законодательству Р. Казахстан - 63 года, выплата пенсии в России ему будет прекращена и что для получения пенсии ему будет необходимо обратиться в отдел пенсионного фонда по месту своего жительства. 30.05.2012 направили ему письмо, предупредили, что с 01.06.2012 выплата пенсии ему будет прекращена в связи с достижением возраста 63-х лет, письмо истцом получено. Доводы истца об отсутствии у него прав на получение пенсии по законодательству Р.Казахстан считает несостоятельными. Просила в удовлетворении исковых требований, в том числе о взыскании понесенных расходов и компенсации морального вреда, отказать, так как они действовали в пределах своих полномочий и не нанесли истцу никакого морального вреда.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований к удовлетворению исковых требований.

В судебном заседании было установлено, что истец Ачкасов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 04.12.2006 является получателем трудовой пенсии по старости назначенной ему ОПФР в <адрес> (л.д.3 копия пенсионного удостоверения). В 2008 году истец Ачкасов А.И. переехал на постоянное место жительства в Р.Казахстан, где постоянно проживает по адресу: <адрес> 18.11.2008 им был получен вид на жительство в Р. Казахстан (л.д.4 копия вида на жительство).

03.11.2011 истец обратился в ОПФР в <адрес> с заявлением, адресованным в Пенсионный фонд Российской Федерации о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации по его постоянному месту жительства <адрес> в АО «<данные изъяты>(л.д.5-6). В связи с чем указанное заявление было обоснованно перенаправлено ответчиком адресату. 19.01.2012 за истец был уведомлен о перенаправлении заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д.86-90).

19.04.2012 истец вновь обратился с аналогичным заявлением непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации г. Москва (л.д.7-8). На которое получил ответ от Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.05.2012 , в котором ему было разъяснено, что выплата пенсии ему будет производится в прежнем порядке, путем перечисления на личный счет <данные изъяты> до возникновения права на назначение трудовой пенсии по законодательству Р.Казахстан, то есть до достижения им возраста 63 лет, со ссылкой на Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.. При этом было разъяснено на необходимость по достижении указанного возраста обратиться в компетентные органы Р.Казахстан для пересмотра пенсии в соответствии с Соглашением от 13.03.1992 (л.д.84-85).

30.05.2012 за ОПФР в <адрес> уведомил истца о том, что с 01.06.2012 выплата ему пенсии в ГУ-ОПФР в <адрес> будет прекращена в связи с достижением им возраста 63-х лет и наличия права на получении пенсии того же вида по законодательству государства по его месту жительства (л.д.9).

Данное письмо, согласно уведомлению, получено истцом 08.06.2012 (л.д.91).

Трудовые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Порядок выплаты трудовых пенсий лицам выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации регламентирован Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 №510. Указанное Положение распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, которым назначена трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации).

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

К числу международных договоров в области пенсионного обеспечения относится Соглашение «О гарантиях прав граждан, государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, которое подписано государствами-участниками СНГ, в том числе Республикой Казахстан и Российской Федерацией и вступило в силу с момента его подписания 13.03.1992.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.03.2001 №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» на основании письменного заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, сумма назначенной ему пенсии может переводится за границу. Однако учитывая действующее Соглашение «О гарантиях прав граждан, государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, которым не предусмотрен перевод пенсии по новому месту жительства гражданина, ответчик обоснованно не перевел пенсию истцу по его постоянному месту жительства в Республику Казахстан.

Согласно ст.1 Соглашения «О гарантиях прав граждан, государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В соответствии со ст.6 Соглашения назначение пенсии гражданам государств- участников Соглашения производится по месту жительства. В силу ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Прекращение выплаты пенсии истцу Ачкасову А.И. суд также считает основанным на законе, так как 01.06.2012 Ачкасов А.И. достиг возраста 63-х лет и согласно ст.9 Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» имеет право на получение пенсии по старости.

Доводы истца Ачкасова А.И. об отсутствии у него прав на пенсионное обеспечение по законодательству Республики Казахстан, суд считает не основанными на законе. Так согласно п.2 ст.2 Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан.

Ответ <данные изъяты> областного филиала Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный Центр по выплате пенсий министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» от 25.07.2012 /А-154 на заявление Ачкасова А.И., доказательством отсутствия у нег права на пенсионное обеспечение не является, им подтверждается лишь то, что Ачкасов А.И. не значится получателем выплат из ГЦВП по <адрес> (л.д.10). В 2010 году этим же филиалом на запрос ОПФР в <адрес> от 19.11.2010 был дан ответ по вопросу выплаты пенсии Ачкасову А.И., из которого также следует, что по Закону Республики Казахстан от 20.06.1997 №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» он имеет право на получение пенсии по возрасту по достижении 63-х лет. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, и имеющие вид на жительство в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства соответственно, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан(л.д.48).

Учитывая вышеизложенное суд считает необходимым оставить без удовлетворения исковые требования Ачкасова А.И. о признании незаконными действий ОПФР в <адрес> по прекращению ему выплаты трудовой пенсии по старости и не переводе пенсии по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения - восстановить выплату пенсии с 01.06.2012 и осуществлять её перевод по его месту жительства в Республику Казахстан.

Также необоснованным и не подлежащим удовлетворению суд считает требования истца о взыскании компенсации морального вреда, так как считает, что действиями ответчика истцу не был причинен моральный вред, ответчик действовал в рамках закона.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, не подлежат удовлетворению и требования истца о возмещении понесенных им судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ачкасова <данные изъяты> к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи о признании незаконными действий по прекращению выплаты трудовой пенсии по старости и не переводе пенсии по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании понесенных судебных расходов, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья       О.Ю.Шевченко