Денисенко Н.В. к МИФНС о признании действий незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г.Похвистнево

Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Назейкиной Н.А.,

при секретаре Салмановой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Денисенко Натальи Валентиновны о признании действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России Номер обезличен по Самарской области по перерасчету налога на имущество за 2008 год незаконными, о признании налогового уведомления Номер обезличен незаконным, о перерасчете налога на имущество за 2008 год,

у с т а н о в и л:

Денисенко Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России Номер обезличен по Самарской области по перерасчету налога на имущество за 2008 год незаконными, о признании налогового уведомления Номер обезличен незаконным, о перерасчете налога на имущество за 2008 год, указав, что Дата обезличена года ею было получено налоговое уведомление Номер обезличен на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год и доплату за 2008 год. В указанном уведомлении на Денисенко Н.В. возложена обязанность по уплате налога в 2009 году в размере ... рублей, а также доплата за 2008 года - ... рублей, пени – ... рублей. Заявитель считает, что налоговое уведомление Номер обезличен является незаконным в части перерасчета налога за 2008 год, а также в части расчета суммы налога к уплате за 2009 год, т.к. налагает на заявителя обязанность по уплате налога в противоречие с требованиями НК РФ, нарушает права заявителя, как налогоплательщика. В собственности Денисенко Н.В. находятся:

- жилой дом по адресу: ..., ...

- квартира по адресу: ..., до Дата обезличена года доля - 1/3, после Дата обезличена года - 2/3.

В 2008 году заявителем был уплачен налог на имущество физических лиц в размере ... рублей. В уведомлении Номер обезличен указано, что заявителем уплачено всего ... рублей. Ранее размер налоговой ставки в 2008 году Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... определялся в зависимости от стоимости долей в квартире и жилом доме, соответственно, применялась налоговая ставка - 0,2%. В 2009 году и при перерасчете налога за 2008 год в качестве налоговой базы применяется инвентаризационная стоимость всей квартиры, в результате чего налоговая ставка составила - 1,0%. Заявитель считает, что налоговым органом сумма налога к доплате за 2008 год определена в налоговом уведомлении за 2009 год неправильно, в противоречие с положениями НК РФ и Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Сумма налога в размере ... рублей за 2008 год заявителем, как налогоплательщиком, уже уплачена. Таким образом, налоговым уведомлением Номер обезличен на заявителя незаконно возложена обязанность по уплате налога в размере ... рублей за 2008 год и за 2009 год в сумме ... рублей. Поэтому Денисенко Н.В. просит признать действия Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... по перерасчету налога на имущество за 2008 год и расчету за 2009 год исходя из ставки 1% незаконными, признать налоговое уведомление Номер обезличен незаконным, обязать Межрайонную ИФНС России Номер обезличен по ... произвести перерасчет налога на имущество заявителя за 2008-2009 годы, исходя из ставки 0,2 %. В ходе судебного заседания в связи с признанием заинтересованным лицом требований в части расчета налога на имущество за 2009 год заявитель изменила исковые требования и просила признать действия Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... по перерасчету налога на имущество за 2008 год по налоговой ставке 1 % незаконными, признать налоговое уведомление Номер обезличен по перерасчету за 2008 год незаконным, обязать Межрайонную ИФНС России Номер обезличен по ... произвести перерасчет налога на имущество за 2008 согласно долям в нем, исходя из ставки 0,2 %.

Представитель заинтересованного лица Кобыльскова О.В., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, требования не признала и показала, что Межрайонная Инспекция ФНС России Номер обезличен по ... с доводами, изложенными в заявлении, не согласна по следующим основаниям. В соответствии со ст.12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п.4 и п.7 ст.12 НК РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. В силу ст.15 НК РФ к местным налогам относятся, в том числе и налог на имущество физических лиц. На основании ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 (далее - Закон) исчисление налога производится налоговыми органами. В соответствии с п.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона). В соответствии с п.1 ст.3 и п.2 ст.5 Закона, в качестве объекта налогообложения определена инвентаризационная стоимость имущества. При этом сведения об инвентаризационной стоимости имущества в налоговые органы для исчисления налоговых платежей ежегодно предоставляются органами технической инвентаризации до 01 марта по состоянию на 01 января текущего года (п.4 ст. 5 Закона). Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы, услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Кроме того, представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. При этом критериями и типами использования могут являться жилое или нежилое назначение строений (помещений), использование строений (помещений) для личных или коммерческих целей или виды недвижимого имущества - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и т.п. На территории ... области ставки налога на имущество физических лиц установлены Решением Думы городского округа ... от 19.10.2005 N4-18 «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Похвистнево» (в редакции от 15.10.2008 №37-264), где в п.4.1 данного Решения ставки налога на строения, помещения и сооружения, установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих размерах:

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества до 300 тыс. руб. ставка налога составляет 0,1%;

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 0,2%;

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества от 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб. - 1,0%;

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества свыше 800 тыс. руб. -1,5%.

В соответствии со ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налога на имущество физических лиц в отношении нескольких объектов недвижимости, принадлежащих налогоплательщику на праве общей долевой или совместной долевой собственности, находящемся на территории одного муниципального образования, исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Таким образом, при наличии у налогоплательщика в собственности нескольких объектов недвижимости, независимо от вида объекта недвижимости (жилой или нежилой), инвентаризационная стоимость объектов суммируется и применяются ставки налога соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, установленные в каждом муниципальном образовании. Поскольку на территории г.о.Похвистнево ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов, находящихся в собственности налогоплательщика, и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости.

В соответствии с изложенным механизм расчета налога на имущество следующий:

1. Определяется ставка налога в зависимости от суммарной инвентаризационной оценки имущества.

2. Инвентаризационная стоимость по каждому объекту имущества умножается на ставку налога.

3. Полученная, рассчитанная вышеуказанным методом, сумма налога, определяется в соответствии с долей владения собственника на имущество.

Установлено, что в собственности заявителя Денисенко Н.В. находится следующее имущество:

1. Квартира, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., общая инвентаризационная стоимость – ... рублей, ставка налога согласно суммарной инвентаризационной оценки имущества установлена в размере 1,0%, доля владения собственника на имущество - с января по февраль 1/3, с марта по декабрь 2/3;

2. Жилой дом, расположенный по адресу: ..., ...А, общая инвентаризационная стоимость - ... рублей, ставка налога согласно суммарной инвентаризационной оценки имущества установлена в размере 0,1%, доля владения собственника на имущество - 1/1.

Расчет налога на имущество, произведенный за 2008 год, следующий:

1.По квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ... – (...*1,0%*1/3)/...*2=... руб. (за январь-февраль 2008 г. за 1/3 доли), (...*1,0%*2/3)/...*10=... руб. (за март-декабрь 2008 г. за 2/3 доли) Итого: ... рублей.

2. По жилому дому, расположенному по адресу: ..., ...А - ...* 1,0 % / 1/1 = ... рублей.

Общая сумма налога на имущество за 2008 год составила ... рублей. Заявителем налог на имущество в сумме ... руб. оплачен Дата обезличена года. Сумма доначисленного налога на имущество физических лиц за 2008 год согласно произведенному перерасчету составила ... рублей.

Общая инвентаризационная стоимость на имущество составила ...+...=... рублей (ставка налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости - 1,0%).

В соответствии с абз.2 п.1 ст.54 ПК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем - налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Согласно п.11 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц» №2003-1 перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Следовательно, перерасчет сумм налога на имущество за 2008 год произведены Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... в соответствии с действующими нормативными актами. Налоговые органы при определении ставок налога на имущество физических лиц должны руководствоваться соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Представитель налогового органа считает, что доводы Денисенко Н.В. не могут быть приняты во внимание, поскольку они ничем не подтверждены и основаны лишь на неправильном понимании их содержания. Поэтому представитель Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... просит заявление о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... по перерасчету налога на имущество за 2008 год, признании налогового уведомления Номер обезличен незаконными оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление Денисенко Н.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ч.1,2 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ч.2).

Согласно ч.6 приведенной статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, что бы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ч.7 ст.3 НК РФ).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, указанное разделение установлено ст.12 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц статьей 15 НК РФ отнесен к местным налогам.

В силу ст.2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года №2003-1 (в редакции от 05.04.2009 года) объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно ст.1 данного Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.1). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций) (п.2 ст.1 Закона).

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются согласно ст.3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года №2003-1, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Решением Думы городского округа ... от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении Положения о налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Похвистнево» (в редакции от Дата обезличена года Номер обезличен), установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих размерах:

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества до 300 тыс. руб. ставка налога составляет 0,1%;

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 0,2%;

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества от 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб. - 1,0%;

- при суммарной инвентаризационной стоимости всего имущества свыше 800 тыс. руб. -1,5%.

В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговый ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Материалами дела установлено, что Денисенко Н.В. на праве собственности принадлежит:

- жилой дом по адресу: ... области, ...;

- квартира по адресу: ... области, ...13, до Дата обезличена года доля - 1/3, после Дата обезличена года - 2/3.

Дата обезличена года Межрайонной ИФНС России Номер обезличен по ... Денисенко Н.В. было вручено налоговое уведомление Номер обезличен на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год и доплату за 2008 год. В указанном уведомлении на Денисенко Н.В. возложена обязанность по уплате налога в 2009 году в размере ... рублей, а также доплата за 2008 года - ... рублей, пени – ... рублей, исходя из налоговой ставки 1%. Размер инвентаризационной стоимости, принадлежащих Денисенко Н.В. объектов, указан в уведомлении и сторонами не оспаривается. Из налогового уведомления Номер обезличен следует, что размер налоговой ставки, применяемый для расчета налога на имущество физического лица в 2008 году, определялся исходя из суммарной инвентаризационной стоимости, принадлежащего ему имущества. При этом, если налогоплательщику принадлежит право собственности на долю в объекте, то в суммарную стоимость имущества включалась инвентаризационная стоимость объекта, уменьшенная соразмерно принадлежащей налогоплательщику доле.

Согласно данному уведомлению ставка налога на имущество рассчитывалась исходя из инвентаризационной стоимости объектов, а не их долей.

Судом установлено, что основанием для изменения порядка определения ставки налога на имущество и расчета налога на имущество стало новое толкование налоговым органом Закона РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Каких-либо изменений в данный закон не вносилось.

Суд считает, что действия налогового органа по перерасчету налога на имущество за 2008 год Денисенко Н.В. являются незаконными.

В своих пояснениях в судебном заседании и в письменном отзыве представитель налогового органа в обоснование своих возражений ссылается на то, что вышеуказанным Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество. В качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Поэтому сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.

Суд считает, что подобное толкование Закона РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» не соответствует его содержанию.

Действительно, в силу ст.2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года №2003-1 объектами налогообложения налога на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения помещения и сооружения. Доли же в праве собственности на это имущество объектами налогообложения в Законе не указаны.

Однако, п.2 ст.1 Закона установлено специальное правило: «если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доли в этом имуществе».

Указанная норма должна применяться в системе действующего законодательства о налогах и сборах.

Из буквального содержания положений п.2 ст.1 и ст.3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года №2003-1 следует, что ставка налога на имущество должна определяться от инвентаризационной стоимости имущества соразмерно доле налогоплательщика в этом имуществе, т.е. инвентаризационная стоимость объекта для определения размера налоговой ставки должна быть учтена соразмерно доле налогоплательщика в имуществе.

Иное противоречит принципам равенства налогообложения (часть первая ст.3 НК РФ), приводит к необоснованному завышению ставок налога на имущество в отношении налогоплательщиков, которым принадлежит доля в праве собственности на имущество, поскольку в соответствии с толкованием, которое дает Закону налоговый орган, размер ставки определяется из инвентаризационной стоимости всего объекта, который фактически налогоплательщику не принадлежит, а не от стоимости доли в праве собственности на этот объект.

По мнению суда, налоговый орган допускает произвольное толкование Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц», ни одна из норм закона не предусматривает определение ставки налога на имущество, которое принадлежит нескольким собственникам исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта.

Из положения ст.3 Закона о том, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, также не усматривается, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества должна учитываться инвентаризационная стоимость объекта в целом. А при применении этого положения Закона в совокупности со специальной нормой о том, что сособственники признаются налогоплательщиками соразмерно долям налогоплательщиков в этом имуществе, при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества следует включать в него инвентаризационную стоимость имущества, принадлежащего нескольким собственникам, в размере соответствующем доле налогоплательщика.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 13.03.2008 года №5-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Применение налоговым органом Закона «О налогах на имущество физических лиц» в свете нового толкования нарушает принцип равенства налогового бремени, т.к. у лиц, имеющих доли в праве собственности на объект, возникает обязанность по оплате налога по ставке, не зависящей от размера, принадлежащих им долей в имуществе. Тогда, как налогоплательщики, являющиеся единоличными собственниками имущества несут обязанность по оплате налога по ставке, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости, принадлежащего им имущества.

О незаконности действий налогового органа свидетельствует также толкование законодательства о налогах и сборах в их связи с гражданским законодательством.

Согласно ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 38 НК РФ установлено, что объект налогообложения - это реализация товаров, работ, услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч.2 НК РФ и с учетом положений настоящей статьи (ч.1).

Из ч.2 приведенной статьи следует, что под имуществом в НК понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Согласно п.1 ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно ст.244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или несколько лиц, принадлежит им на праве общей собственности (ч.1). Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В статье 249 ГК РФ четко установлен объем бремени несения расходов по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности, в соответствии с которым каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Таким образом, в системе норм законодательства о налогах и сборах и гражданского законодательства, признание физического лица налогоплательщиком соразмерно его доле в этом имуществе (п.2 ст.1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц») предполагает участие налогоплательщика в уплате налогов и сборов соразмерно своей доле в имуществе (ст.249 ГК РФ).

Письмо Министерства финансов РФ от 21.04.2008 года № 03-05-04-01/19, давшее новое толкование положениям Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 года №2003-1 не может применяться, т.к. оно не зарегистрировано в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ и противоречит законодательству о налогах и сборах. Ссылка представителя налогового органа о том, что письмо Минфина РФ от 21.04.2008 года №03-05-04-01/19, которым установлен примененный налоговым органом порядок расчета налога на имущество физических лиц, несостоятельна. Данное письмо не является нормативно-правовым актом, создающим правовые нормы и правила, подлежащие применению юридическими и физическими лицами. В соответствии с п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской федерации по вопросам применения законодательства Российской федерации о налогах и сборах. Вместе с тем, указанные разъяснения не должны применяться в части, противоречащей федеральному законодательству. Письмо Минфина РФ от 21.04.2008 года издано с нарушением основного принципа налогового законодательства, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (ч.7 ст.3 НК РФ), и противоречит установленному федеральным законом принципу соразмерности налогового обязательства размеру принадлежащего физическому лицу имущества.

Доводы налогового органа о том, что, что письмо Минфина РФ от 21.04.2008 года №03-05-04-01/19 является нормативно правовым актом, которым налоговые органы обязаны руководствоваться, также не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговый орган обязан руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Между тем, федеральные суды общей юрисдикции, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, должны руководствоваться законом, и не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч.1 ст.11 ГПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. Применению подлежат письменные разъяснения Министерства финансов РФ, с учетом положений федерального законодательства, не противоречащие ему.

Налог за 2008 год, исчисленный по методике, применяемой до Дата обезличена года, заявителем уплачен, что не оспаривается заинтересованным лицом. Данное обстоятельство подтверждается квитанциями Номер обезличен от Дата обезличена года, Номер обезличен, Номер обезличен от Дата обезличена года. Данный налог рассчитан правильно, исходя из стоимости доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество.

По изложенным выше основаниям перерасчет налога за 2008 год не основан на законе и требование об уплате дополнительно 3 581,88 рублей необоснованно.

Из налогового уведомления усматривается, что федеральная налоговая служба доводит до сведения налогоплательщиков сумму налога, подлежащего уплате в 2009 году и перерасчет за 2008 год. При этом в налоговом уведомлении указано об обязанности заплатить указанные суммы налога, сообщается о возможности начисления пени за несвоевременную оплату налога. В налоговом уведомлении изложен расчет и перерасчет налога только по предложенному налоговой службой варианту. Уплата налога должна быть произведена только в том размере, какой указан в уведомлении, расчет и перечисление налога в ином размере налоговой службой не допускаются и не принимаются. Согласно данному налоговому уведомлению заявителю надлежит выплатить сумму налога на имущество в размере ... рублей за 2008 год с учетом инвентаризационной стоимости всей квартиры.

Исходя из действующего законодательства о налогах и сборах следует, что обязанность по уплате налога в конкретном размере за определенный налоговый период устанавливается в направляемом налогоплательщику налоговом уведомлении и прекращается с уплатой налога в этом размере.

С момента уплаты налога на имущество физических лиц в указанном налоговом уведомлении размере обязанности налогоплательщика, относящиеся к тому налоговому периоду, в отношении которого имеется налоговое уведомление, погашаются.

Согласно п.3 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Поскольку на основании налогового уведомления Номер обезличен от Дата обезличена года об уплате налога на имущество за 2008 год в сумме ... рублей по квитанции Номер обезличен данная сумма налога была уплачена Денисенко Н.В. в бюджет посредством внесения денежных средств в банк, то в соответствии с п.3 ст.45 НК РФ её обязанности, как налогоплательщика, в отношении налогового периода 2008 года прекратились.

Следовательно, повторное вменение обязанности по уплате налога за 2008 год в налоговом уведомлении Номер обезличен, а позже в налоговом требовании Номер обезличен от Дата обезличена года является незаконным, поскольку обязанность по уплате налога за 2008 год в установленном законом порядке была погашена ранее.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено полномочие налоговых органов по направлению повторных налоговых уведомлений после погашения в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налогов. Подобных полномочий налоговому органу не предоставлено ни ст.ст.31-32 НК РФ, определяющими общие права и обязанности налоговых органов, ни другими положениями Кодекса, ни Законом РФ от 21.03.1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Также не предусмотрено подобных положений Законом РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налоговый орган ошибочно посчитал, что в данном случае имеются основания для вменения налога к доплате в бюджет в порядке перерасчета налоговых обязательств. Формой налогового уведомления, утвержденной Приказом ФНС России, предусмотрена возможность отражения в налоговом уведомлении перерасчета налога с указанием суммы налога к доплате или к уменьшению. Однако налоговым органом не учтено, что основания для перерасчета налога исчерпывающим образом установлены в ст.54 НК РФ, устанавливающей общие принципы исчисления налоговой базы.

Согласно п.3 ст.54 НК РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

В соответствии с п.4 ст.11 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» сведения, необходимые для исчисления налогов в налоговые органы предоставляются органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризации.

В силу абз.2 п.1 ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Данное правило относится ко всем случаям исчисления налоговой базы, поскольку оно не ограничено по кругу лиц конкретными категориями налогоплательщиков (физические лица или организации) и по способу исчисления налога (самостоятельное налогоплательщиком или налоговым органом). Указанному правилу соответствует п.11 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», согласно которой пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

Из данных норм следует, что единственным основанием для перерасчета налоговых обязательств является допущение при её расчете ошибки (искажения) в результате недостатка имеющихся данных для исчисления налога, из-за чего происходит неправильное налогообложение в противоречие с фактическими обстоятельствами. В данном случае каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостатке у налогового органа документально подтвержденных и полных сведений об объекте налогообложения, приведших к неправильному налогообложению за 2008 год, не имеется. Положения ст.54 НК РФ не могут быть истолкованы расширенно, как предполагающие право налоговых органов в последующих налоговых периодах изменять размер налоговой обязанности налогоплательщика лишь на основании изменения позиции налогового органа в отношении толкования законодательства, поскольку в таком случае в нарушение п.3 ст.44, п.3 ст.45 НК РФ происходит возобновление налоговым органом той обязанности по уплате налога, которая является прекращенной. В налоговых правоотношениях расширенное толкование положений, возлагающих на налогоплательщиков обязанности, запрещено п.7 ст.3 НК РФ, в силу которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Возможные ссылки налогового органа на письмо Минфина России от 21.04.2008 года №03-05-04-01/19, разрешающего производить расчет налога на имущество физических лиц в том порядке, который был использован налоговым органом при определении размера перерасчета налога, являются несостоятельными.

В силу п.1 ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела в пределах своей компетенции лишь в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Следовательно, налоговое уведомление Номер обезличен на уплату налога на имущество физических лиц в части недоимки за 2008 год является незаконным.

В силу ст.88 ГПК РФ относится государственная пошлина.

В связи с удовлетворением заявления Денисенко Н.В. уплаченная последней государственная пошлина в размере ... рублей подлежит взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России Номер обезличен по ... в пользу заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Денисенко Натальи Валентиновны удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России Номер обезличен по ... по исчислению налога на имущество Денисенко Н.В. в 2008 году исходя из налоговой ставки 1%.

Признать незаконным налоговое уведомление Номер обезличен на имя Денисенко Натальи Валентиновны на уплату налога на имущество физических лиц недействительным в части недоимки за 2008 год в сумме ... рублей.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России Номер обезличен по ... произвести перерасчет налога на имущество физических лиц Денисенко Н.В. за 2008 согласно долям в нем, исходя из налоговой ставки 0,2 %.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России Номер обезличен по ... в пользу Денисенко Н.В. государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено Дата обезличена года.

Судья подпись Н.А.Назейкина.

...

Судья Н.А.Назейкина.