РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Судья Похвистневского районного суда Самарской области Федосеева С.Л.,
с участием прокурора Тюпаева Е.А.
при секретаре Ощепковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по жалобе Смелянского Давида Георгиевича на действия территориальной избирательной комиссии городского округа Похвистнево
у с т а н о в и л:
Смелянский Д.Г. обратился в суд с жалобой на действия территориальной избирательной комиссии городского округа Похвистнево, указав, что решением территориальной комиссии №35 от 05.09.10 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области, ввиду нарушения порядка сбора подписей избирателей и, как следствие, недостаточности достоверных подписей избирателей а так же ввиду выявленных недостатков в представленных ею документах. В частности территориальной избирательной комиссией были признаны все подписи избирателей недействительными ввиду того, что в подписных листах отсутствовали данные о рождении сборщика подписей. Так же, избирательной комиссией были признаны недействительными 11 подписи избирателей ввиду несоответствия действительности сведений об избирателях, 14 подписей избирателей ввиду наличия исправлений в дате внесения подписей, специально не отмеченные избирателями, 38 подписей избирателей ввиду наличия исправлений в данных об избирателях, специально, не отмеченные избирателями, 49 подписей
ввиду несоответствия действительности сведений о сборщике подписей. Однако личности сборщиков подписей установлены, личности избирателей установлены, сомнений в достоверности подписей избирателей не имеется, подписные листы удостоверены самим кандидатом. Недостаток формы подписного листа сам по себе не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными. Заявитель указывает, что на момент сдачи подписных листов в территориальную избирательную комиссию каких-либо неоговоренных исправлений в данных об избирателях и датах внесения ими подписей не имелось. Кроме того, в качестве основания в отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского округа Похвистнево было указано, что им не была предоставлена копия диплома, соответствующего указанному в заявлении уровню образования. Он указанный документ предоставил, однако территориальная избирательная комиссия своевременно не известила его об имеющихся недостатках поданных документов, чем лишила его возможности внести исправления. Считая отказ в его регистрации в качестве кандидата на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области неправомерным, Смелянский Д.Г. просил просила признать незаконным и отменить вышеуказанное решение территориальной избирательной комиссии №35 от 05.09.10 г. В судебном заседании Смелянский Д.Г. и его представитель Карауш М.Н. поддержали заявленные требования.
Представители действия территориальной избирательной комиссии городского округа Похвистнево Чернова Т.В., Прокофьев Д.В., Минкин М.В. заявленные требования не признали, указав, что действительно решением территориальной комиссии № 35 от 05.09.10 г. Смелянскому Д.Г. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области, поскольку Комиссией было выявлено отсутствие документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата - отсутствует документ об образовании кандидата соответствующий уровню образования указанному в заявлении и заявителем было предоставлено недостаточное для регистрации количество действительных и достоверных подписей избирателей. Так, им были сданы подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения в количестве 470 подписей, из которых 470 подписей были признаны недействительными ввиду того, что во всех подписных листах сведения о лице, собиравшем подписи, указаны не в полном объеме - отсутствовали сведения о дате рождения сборщика подписей, все подписные листы по форме не соответствовали нормам действующего законодательства. Так же были признаны недействительными:
- 11 подписей избирателей ввиду несоответствия действительности сведений об избирателях - в подписных листах № №75 избиратель №3, в подписном листе №77 избиратель №4, в подписном листе №78 избиратель №3, в подписном листе №79 избиратель №4 и №5, в подписном листе №80 избиратель №4, в подписном листе №81 избиратель №1 и №4, в подписном листе №82 избиратель №3, в подписном листе №83 избиратель №3, в подписном листе №84 избиратель №4;
- 14 подписей избирателей ввиду наличия исправлений в дате внесения подписей – в подписном листе №3 избиратель №1, в подписном листе №18 избиратель №2, в подписном листе №19 избиратель №3, в подписном листе №35 избиратель №1, в подписном листе №43 избиратель №4, в подписном листе №44 избиратель №5, в подписном листе №60 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №65 избиратель №2, в подписном листе №74 избиратель №4, в подписном листе №88 избиратель №3;
- 38 подписей избирателей ввиду наличия исправлений в данных об избирателях, специально, не отмеченные избирателями – в подписном листе №7 избиратель №3, в подписном листе №8 избиратель №1, в подписном листе №10 избиратель №5, в подписном листе №11 избиратели №1 и №3, в подписном листе №17 избиратель №1, в подписном листе №22 избиратель№5, в подписном листе №23 избиратель №5, в подписном листе №27 избиратель №2, в подписном листе №28 избиратель №5, в подписном листе №39 избиратель №5, в подписном листе №40 избиратель №4, в подписном листе №41 избиратель №4, в подписном листе №42 избиратель №3, в подписном листе №43 избиратель №4, в подписном листе №44 избиратель №1, в подписном листе №46 избиратель №3, в подписном листе №48 избиратель №3, в подписном листе №59 избиратель №2, в подписном листе №61 избиратель №4, в подписном листе №62 избиратель №4, в подписном листе №63 избиратель №5, в подписном листе №64 избиратели №1, №2, №3, в подписном листе №71 избиратель №3, в подписном листе №75 избиратель №4, в подписном листе №77 избиратель №4, в подписном листе №78 избиратель №5, в подписном листе №79 избиратель №5, в подписном листе №81 избиратель №2, в подписном листе №84 избиратель №3, в подписном листе №85 избиратель №5, в подписном листе №87 избиратель №4, в подписном листе №91 избиратель №2, в подписном листе №93 избиратель №5, в подписном листе №97 избиратель №5, в подписном листе №99 избиратель №2,
- 49 подписей ввиду несоответствия действительности сведений о сборщике подписей - в подписном листе №16 избиратели №1 и №2, в подписном листе №17 избиратели №1, №2, №3, в подписном листе №19 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №20 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №47 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №48 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №49 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №50 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №65 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №92 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №95 избиратели №1, №3, №4, №5.
Т.е. количество недействительных подписей превышает допустимые 10 процентов отобщего количества подписей отобранных для проверки. Кроме того, кандидатом на должность главы городского округа Похвистнево не была предоставлена копия диплома, соответствующего указанному в заявлении уровню образования. Указанное нарушение не может быть отнесено к неполноте сведений о кандидате и к несоблюдении требований закона к оформлению документов, поэтому у территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для извещения кандидата о выявленных нарушениях. Комиссией не было допущено нарушений процедуры проверки подписей избирателей, предоставленных в поддержку самовыдвижения заявителя. Представители территориальной избирательной комиссии просили отказать в удовлетворении жалобы Смелянского Д.Г.
Выслушав объяснения сторон, выслушав показания свидетелей, изучив материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.3 ст 22 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" избирательная комиссия муниципального образования считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по единому избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением соответствующей выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно ст. 23 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии муниципального образования с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Из ст 25 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" следует, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Закона, но не может быть менее 10 подписей.
Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на десять процентов, если иное не установлено федеральным законом. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Закону. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Согласно п.10, 13 ст. 26 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" Недействительными подписями следует также считать:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем муниципальном образовании;
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи;
подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом;
подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии муниципального образования о выдвижении кандидата;
подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей;
все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 и N 3 к настоящему Закону.
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Согласно п.п. 2.1., п 3, 8 ст. 27 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, письменно под расписку извещает об этом кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, с указанием на то, какие выявлены недостающие сведения или нарушения требований к оформлению документов. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Избирательная комиссия муниципального образования в течение десяти дней со дня представления документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям законодательства Российской Федерации, на основании которого проводятся выборы главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
Кандидат вправе присутствовать на заседании избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации. Избирательная комиссия муниципального образования письменно под расписку извещает кандидата о дате, времени и месте проведения соответствующего заседания.
Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:
отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более десяти процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 3.1 статьи 22 настоящего Закона;
несоздание кандидатом избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата;
использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 45 настоящего Закона создание избирательного фонда необязательно) иных денежных средств, составляющих более пяти процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на пять процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 43 настоящего Закона;
неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона, иных сведений, предусмотренных настоящим Законом;
установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
В судебном заседании было установлено, что решением Думы городского округа Похвистнево № 58-448 от 20.07.10 г. назначены очередные выборы главы городского округа Похвистнево Самарской области на 10.10.10 г. Указанное решение 24.07.10 г. было опубликовано в газете «Похвистневский вестник».
09.08.10 г. Смелянский Д.Г. обратился в избирательную комиссию муниципального образования города Похвистнево с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области. В сведениях о себе Смелянский Д.Г. в т.ч. сообщил, что она проживает по адресу: г.Похвистнево, ул.Васильева, д.7 кв 57, имеет высшее образование.
К заявлению Смелянский Д.Г. в т.ч. представил копию диплома Ю № 858394 от 01.02.1974 г., выданного Пятигорским фармацевтическим институтом. Согласно расписки от 09.08.10 г. указанные документы было получены территориальной избирательной комиссией городского округа Похвистнево в лице Прокофьева Д.В.. Согласно расписки от 28.08.10 г. территориальной избирательной комиссией городского округа Похвистнево в лице Прокофьева Д.В. были получены от Смелянского Д.Г. подписные листы в количестве 99 шт с 470 подписями.
01.09.10 г. Смелянскому Д.Г. было вручено извещение № 79 от 01.09.10 г. о начале проведения проверки подписей избирателей, представленных кандидатом на должность главы городского округа Похвистнево Смелянским Д.Г.
Согласно ведомости № 97 от 03.09.10 г. проверки подписных листов, представленных кандидатом на должность Главы городского округа Похвистнево Смелянским Д.Г. для проведения проверки были отобраны все подписные листы в количестве 99 шт с общим количеством подписей 470 шт. рабочей группой по проверке подписей было установлено, что :
- все предоставленные подписные листы в количестве 99 шт оформлены с нарушением ч.7.1 ст.25 Закона Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления", т.к. в данных о лице, собиравшем подписи и заверившим указанные листы, не указана дата его рождения, следовательно недействительными признаются 470 подписей, т.е. 100% от общего числа представленных для проверки подписей;
- 51 подпись избирателей оформлены с нарушением абз.6 и абз.7 п.10 ст.26 Закона Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" и признаются недействительными, т.к в подписных листах имеются исправления в датах внесения подписи и в данных об избирателях, специально, не отмеченные избирателями либо лицом, заверяющим подписные листы, - в подписном листе №3 избиратель №1, в подписном листе №18 избиратель №2, в подписном листе №19 избиратель №3, в подписном листе №35 избиратель №1, в подписном листе №43 избиратель №4, в подписном листе №44 избиратель №5, в подписном листе №60 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №65 избиратель №2, в подписном листе №74 избиратель №4, в подписном листе №88 избиратель №3; в подписном листе №7 избиратель №3, в подписном листе №8 избиратель №1, в подписном листе №10 избиратель №5, в подписном листе №11 избиратели №1 и №3, в подписном листе №17 избиратель №1, в подписном листе №22 избиратель№5, в подписном листе №23 избиратель №5, в подписном листе №27 избиратель №2, в подписном листе №28 избиратель №5, в подписном листе №39 избиратель №5, в подписном листе №40 избиратель №4, в подписном листе №41 избиратель №4, в подписном листе №42 избиратель №3, в подписном листе №43 избиратель №4, в подписном листе №44 избиратель №1, в подписном листе №46 избиратель №3, в подписном листе №48 избиратель №3, в подписном листе №59 избиратель №2, в подписном листе №61 избиратель №4, в подписном листе №62 избиратель №4, в подписном листе №63 избиратель №5, в подписном листе №64 избиратели №1, №2, №3, в подписном листе №71 избиратель №3, в подписном листе №75 избиратель №4, в подписном листе №77 избиратель №4, в подписном листе №78 избиратель №5, в подписном листе №79 избиратель №5, в подписном листе №81 избиратель №2, в подписном листе №84 избиратель №3, в подписном листе №85 избиратель №5, в подписном листе №87 избиратель №4, в подписном листе №91 избиратель №2, в подписном листе №93 избиратель №5, в подписном листе №97 избиратель №5, в подписном листе №99 избиратель №2;
- 49 подписей избирателей оформлены с нарушением приложений № 2 и № 3 к Закону Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" и признаются недействительными, т.к в подписных листах неверно указаны номер паспорта лица, собиравшего подписи - в подписном листе №16 избиратели №1 и №2, в подписном листе №17 избиратели №1, №2, №3, в подписном листе №19 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №20 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №47 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №48 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №49 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №50 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №65 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №92 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №95 избиратели №1, №3, №4, №5;
- 11 подписей избирателей оформлены с нарушением абз.3 п.10 ст.26 Закона Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" и признаются недействительными, т.к в подписных листах имеется несоответствие действительности сведений об избирателях - в подписных листах № №75 избиратель №3, в подписном листе №77 избиратель №4, в подписном листе №78 избиратель №3, в подписном листе №79 избиратель №4 и №5, в подписном листе №80 избиратель №4, в подписном листе №81 избиратель №1 и №4, в подписном листе №82 избиратель №3, в подписном листе №83 избиратель №3, в подписном листе №84 избиратель №4.
Ведомость проверки подписных листов была вручена Смелянскому Д.Г. 03.09.10 г.
Судом в судебном заседании обозревались все 99 подписных листов кандидата на должность Главы городского округа Похвистнево Самарской области Смелянского Д.Г., в них имеются все изложенные выше недостатки.
Согласно итогового протокола № 98 от 03.09.10 г. Территориальная избирательная комиссия городского округа Похвистнево признала недостоверными 470 подписей из 470 подписей заявленных и представленных кандидатом на должность Главы городского округа Похвистнево Смелянским Д.Г. Копия протокола вручена 03.09.10 г. Смелянскому Д.Г.
Смелянскому Д.Г. 03.09.10 г. было направлено извещение № 99 о вышеуказанных недостатках подписных листов, выявленных рабочей группой территориальной избирательной комиссии и что недействительными признаны 100 % отобранных для проведения проверки подписей. Извещение вручено Смелянскому Д.Г.
03.10.10 г. Территориальная избирательная комиссия городского округа Похвистнево уведомила Смелянского Д.Г. о том, что 05.09.10 г. в 10-00 часов в актовом зале администрации ГО Похвистнево будет рассматриваться вопрос о его регистрации в качестве кандидата на должность Главы городского округа Похвистнево Самарской области. Извещение вручено 03.09.10 г. Смелянскому Д.Г.
Решением № 35 от 05.09.10 г. Территориальной избирательной комиссии городского округа Похвистнево Смелянскому Д.Г. было отказано в регистрации в качестве кандидата на должность Главы городского округа Похвистнево Самарской области. В качестве оснований для отказа в регистрации было указано, что заявителем было предоставлено недостаточное для регистрации количество действительных и достоверных подписей избирателей и что им не были предоставлены документы, подтверждающие заявленный им уровень образования «высшее».
Таким образом, судом было установлено, что Смелянский Д.Г. дал согласие баллотироваться на должность Главы городского округа Похвистнево путем самовыдвижения с последующим сбором подписей в поддержку ее самовыдвижения, для чего ей необходимо представить два процента подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории городского округа Похвистнево. Применительно к городскому округу Похвистнево необходимый минимум составляет 442 подписей. Указанное обстоятельство подтверждается обеими сторонами и в дополнительном доказывании не нуждается. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на десять процентов. Применительно к городскому округу Похвистнево количество представляемых подписей не должно превышать 486 подпись.
Смелянский Д.Г., являясь кандидатом на должность главы городского округа Похвистнево представила в Территориальную избирательную комиссию городского округа Похвистнево 99 подписных листа с 470 подписями избирателей.
Под нарушением порядка оформления подписного листа по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе (в том числе об избирателях, сборщике подписей и т.д.).
В судебном заседании было установлено, что во всех подписных листах не указана дата рождения сборщика подписей в данных о лицах, осуществляющих сбор подписей, в подстрочнике графы «Подписной лист удостоверяю» отсутствует указание на дату рождения лица, собиравшего сведения.
Ст. 25 Закона Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» предусматривает, что подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, …, ставит свою подпись и дату ее внесения. Кроме того, предусмотренный приложением N 2 и №3 к Закону №112-ГД «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» и являющийся неотъемлемой частью Закона бланк подписного листа в графе «Подписной лист заверяю» содержит в т.ч. указание на паспортные данные и на дату рождения лица, собиравшего подписи.
При указанных обстоятельствах, суд признает, что Смелянским Д.Г. были допущены нарушения, как связанные с нарушением установленной законом формы подписного листа, поскольку им была заполнена не соответствующая приложениям N 2 и N 3 к Закону «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» форма подписного листа, так и с оформлением данных, содержащихся в подписных листах. Поскольку не были указаны данные о дате рождения лица, собиравшего подписи избирателей, а следовательно в соответствии с пп.11 п.10 ст.37 Закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» все подписи в указанных подписных листах следует считать недействительными.
Учитывая изложенное, суд признает, что все указанные подписные листы в количестве 99 шт изготовлены с нарушением требований, установленных п.7.1 ст. 25 и приложениями N 2 и N 3 к Закону Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления".
В силу абз 11 п.10 ст. 26 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" по указанному основанию суд признает недействительными все подписи во всех подписных листах в количестве 99 шт, что составляет 470 подписей, т.е.100 % отобранных для проведения проверки подписей избирателей, что превышает допустимые законом 10 % недействительных подписей избирателей.
При указанных обстоятельствах, суд признает правомерным отказ территориальной комиссии в регистрации кандидата Смелянского Д.Г. на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области по указанному основанию.
Из копии паспорта лица, собиравшего подписи Федорова Данилы Геннадьевича следует, что его ему принадлежит паспорт сер 36 05 № 075596, в то время как в данных о лице, собиравшем подписи Федорове Даниле Геннадьевиче имеется запись о принадлежности ему паспорта сер 36 05 № 075569.
В силу абз 11 п.10 ст. 26 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" по указанному основанию суд признает недействительными подписи избирателей - в подписном листе №16 избиратели №1 и №2, в подписном листе №17 избиратели №1, №2, №3, в подписном листе №19 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №20 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №47 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №48 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №49 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №50 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №65 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №92 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №95 избиратели №1, №3, №4, №5 в количестве 49 шт, что составляет 10 % отобранных для проведения проверки подписей избирателей, что не превышает допустимые законом 10 % недействительных подписей избирателей.
В силу абз 3 п.10 ст. 26 Закона Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления"недействительными подписями следует также считать: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
В решение территориальной комиссии №35 от 05.09.10 об отказе в регистрации на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области не отражено, в каких именно данных избирателей имеются сведения не соответствующие действительности.
Проверка подписных листов проводилась рабочей группой избирательной комиссии с использованием базы данных системы ГАС "Выборы", по результатам которой первоначально определялись недостоверные подписей. В последующем избирательной комиссией выявленные недействительные подписи избирателей направлены на проверку ПВР ОУФМС России по Самарской области в Похвистневском районе.
Из содержания представленного избирательной комиссии документа исполненного специалистом ПВР ОУФМС России по Самарской области в Похвистневском районе Мирошниченко А.В. следует, что осуществлена сверка предоставленных сведений, без заключения о наличии ошибочных данных, подтверждающего недействительность подписей.
Суду так же не было представлено документа, подтверждающего сверку данных избирателей, проводившейся рабочей группой территориально избирательной комиссии, со сведениями, поступившими из ОУФМС России по Самарской области в Похвистневском районе с заключением о наличии ошибочных данных, подтверждающего недействительность подписей.
При указанных обстоятельствах вывод территориальной избирательной комиссии о признании 11 подписей избирателей недействительными по правилам абз.3 п.10 ст. 26 Закона №112-ГД является не обоснованным и не основанным на законе.
В 14 подписях избирателей : в подписном листе №3 избиратель №1, в подписном листе №18 избиратель №2, в подписном листе №19 избиратель №3, в подписном листе №35 избиратель №1, в подписном листе №43 избиратель №4, в подписном листе №44 избиратель №5, в подписном листе №60 избиратели №1, №2, №3, №4, №5, в подписном листе №65 избиратель №2, в подписном листе №74 избиратель №4, в подписном листе №88 избиратель №3 – имеются исправления в дате внесения подписи, специально не отмеченные избирателем.
В силу абз 6 п.10 ст. 26 Закона Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления"недействительными подписями следует также считать подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно. По данному основанию суд признает недействительными подписи избирателей количестве 14 шт кандидата на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области, что составляет 2,9 % отобранных для проведения проверки подписей избирателей, что не превышает допустимые законом 10 % недействительных подписей избирателей.
В 38 подписях избирателей: в подписном листе №7 избиратель №3, в подписном листе №8 избиратель №1, в подписном листе №10 избиратель №5, в подписном листе №11 избиратели №1 и №3, в подписном листе №17 избиратель №1, в подписном листе №22 избиратель№5, в подписном листе №23 избиратель №5, в подписном листе №27 избиратель №2, в подписном листе №28 избиратель №5, в подписном листе №39 избиратель №5, в подписном листе №40 избиратель №4, в подписном листе №41 избиратель №4, в подписном листе №42 избиратель №3, в подписном листе №43 избиратель №4, в подписном листе №44 избиратель №1, в подписном листе №46 избиратель №3, в подписном листе №48 избиратель №3, в подписном листе №59 избиратель №2, в подписном листе №61 избиратель №4, в подписном листе №62 избиратель №4, в подписном листе №63 избиратель №5, в подписном листе №64 избиратели №1, №2, №3, в подписном листе №71 избиратель №3, в подписном листе №75 избиратель №4, в подписном листе №77 избиратель №4, в подписном листе №78 избиратель №5, в подписном листе №79 избиратель №5, в подписном листе №81 избиратель №2, в подписном листе №84 избиратель №3, в подписном листе №85 избиратель №5, в подписном листе №87 избиратель №4, в подписном листе №91 избиратель №2, в подписном листе №93 избиратель №5, в подписном листе №97 избиратель №5, в подписном листе №99 избиратель №2 – имеются исправления в сведениях об избирателях, специально не оговоренные избирателем и лицом, заверяющем подписные листы.
В силу абз 7 п.10 ст. 26 Закона Самарской области "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" недействительными подписями следует также считать подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы. По данному основанию суд признает недействительными подписи избирателей количестве 38 шт кандидата на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области, что составляет 8 % отобранных для проведения проверки подписей избирателей, что не превышает допустимые законом 10 % недействительных подписей избирателей.
Суд не принимает во внимание довод Смелянского Д.Г., утверждающего, что им подписные листы были сданы в Территориальную избирательную комиссию без неоговоренных им исправлений и показания свидетеля Ромадановой В.А., утверждающей что она не вносила исправлений в дату внесения подписи, поскольку суду не были представлены доказательства, подтверждающие данные возражения заявителя.
Суд не может признать обоснованным отказ территориальной избирательной комиссии в регистрации кандидата Смелянского Д.Г. на должность главы городского округа Похвистнево Самарской области по основаниям не предоставления им документа, подтверждающего заявленный им уровень образования, поскольку копия диплома об образовании была приобщена кандидатом Смелянским Д.Г. к заявлению о согласии баллотироваться на должность Главы муниципального образования. Однако представленные им документы по содержанию не соответствуют сведениям, указанным ею в своем заявлении, поскольку в заявлении им указано о наличии у него «высшего образования», к заявлению приложен диплом о «высшем профессиональном образовании», применительно к Закону РФ «Об образовании».
Так, в силу п.1.1 ст 38 Закона РФ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и п.п. 2.1., п 3, 8 ст. 27 Закона Самарской области от 10.12.2003 № 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления" избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания извещает кандидата о выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов. Кандидат в указанных случаях вправе уточнять и дополнять сведения и исправлять недостатки в оформлении документов, а избирательная комиссия обязана предоставить кандидату возможность осуществления указанных действий.
Суд признает, что выявленные избирательной комиссией несоответствия указанном кандидатом в заявлении уровне образования с представленной копией диплома, свидетельствуют о неполноте сведений о кандидате, о которых в установленный 3-дневный срок избирательная комиссия не известила кандидата.
Суд не принимает во внимание довод Смелянского Д.Г., утверждающих, что избирательной комиссией была нарушена процедура проведения проверки подписей избирателей, т.к. данные доводы не имеет существенного правового значения поскольку процедура проверки подписей не может повлиять на результаты проверки подписных листов, учитывая, что Смелянский Д.Г. не имел права на внесение каких-либо изменений в подписные листы, уже сданные в избирательную комиссию.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии в части признания недействительными 100 % подписей избирателей было принято в соответствии с законом в пределах имеющихся полномочий, данное нарушение является основанием для отказа в регистрации Смелянского Д.Г. в качестве кандидата на должность Главы городского округа Похвистнево Самарской области, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения № 35 от 05.09.10 г. территориальной избирательной комиссии городского округа Похвистнево.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении жалобы Смелянского Давида Георгиевича о признании незаконным и отмене решения № 35 от 05.09.10 г. Территориальной избирательной комиссии городского округа Похвистнево об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность Главы городского округа Похвистнево Самарской области отказать.
Решение может обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в 5-дневный срок.
<данные изъяты>
Судья