ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.05.2011г. Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бурмаковой О.А., с участием прокурора Тюпаева Е.А., при секретаре Макуриной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Похвистнево гражданское дело № 2-402 по заявлению Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР незаконными У С Т А Н О В И Л : Похвистневский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействий должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР незаконными в части не выполнения минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, как того требует Закон № 35-ФЗ « О противодействии терроризму». Указом Президента РФ№ 116 от 15.02.2006г. « О мерах по противодействию терроризму» определено образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах РФ. Постановлением Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области. Данная комиссия является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, и Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. органами местного самоуправления, а также заинтересованными организациями ( п.1,2 Положения). Пунктом 4 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области определено, что Комиссия имеет право принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации, координации и совершенствования субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, и направленные на предупреждение, выявление, пресечение террористических акций и ликвидацию их последствий. Решения. Принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образовании Самарской области, а также организаций РФ ( п.7 Положения). Решением антитеррористической комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов образования, здравоохранения и мест массового пребывания граждан. Ответственность за выполнение минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности возложена на руководителей соответствующих организаций, не зависимо от формы собственности. Для объектов жизнеобеспечения решением антитеррористической комиссии Самарской области от <данные изъяты>. к обязательным минимальным требованиям, обеспечивающих антитеррористическую защищенность, кроме прочего всего отнесены средства связи своевременного информирования правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы ( КЭВМ), оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера ( АОН). ДД.ММ.ГГГГ главой городского округа Похвистнево утвержден перечень объектов особой важности, потенциальной опасности, жизнеобеспечения, образовательной сферы, объекты здравоохранения, с массовым пребыванием граждан, а также объекты, подлежащие обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при ОВД РФ, куда в целях обеспечения антитеррористической защищенности внесена МУ Похвистневская ЦРБГР. Объекты, подлежащие обеспечению мерами антитеррористической защищенности, располагаются по адресам: <адрес>( <данные изъяты>), <адрес>.<данные изъяты> Из информации ОВО при ОВД по городскому округу Похвистнево и муниципальному району Похвистневский Самарской области в указанных зданиях МУ Похвистневская ЦРБГР отсутствует кнопка экстренного вызова милиции( КЭВМ), аппараты телефонной связи не оснащены средствами для автоматического определения номеров телефонов ( АОН). Таким образом, должностными лицами МУ Похвистненвская ЦРБГР не обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов здравоохранения в пределах минимальных обязательных требований, определяемых правовыми актами по противодействию терроризму. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просит обязать должностных лиц МУ Похвистнвская ЦРБГР по указанным выше адресам, в силу Закона № 15-ФЗ « О связи» ( ст.ст.2 п.28, 52) обеспечить наличие средств связи своевременного информирования правоохранительных органов, о возможных признаках террористической угрозы, используя в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на свей территории РФ « 112», вместо КЭВМ- кнопки экстренного вызова милиции, а также наличие аппаратов телефонной связи оснащенных средствами для автоматического определения номеров телефонов ( АОН). Представитель МУ Похвистневская ЦРБГР, действующий на основании доверенности, требования признал частично, согласен с иском прокурора о необходимости обеспечить на указанных в заявлении объектах аппаратов телефонной связи оснащенных средствами для автоматического определения номеров телефонов ( АОН). С требованиями о признании бездействий должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР незаконными в части необеспечения наличия средств связи своевременного информирования правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы -единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории РФ » 112» не признает, так как МУ Похвистневская ЦРБГР на всех медицинский постах имеют памятки с номерами телефонов при возникновении ЧС, требующих значительного привлечения сил и средств, о всех случаях ЧС, террористических действий, возникновения пожара ( предпосылок к ним), указаны телефоны ЕДДС, оперативного дежурного по Самарскому областному центру медицинских катастроф, вахты администрации городского округа и муниципального района Похвистневский. МУ Похвистневская ЦРБГР также во исполнении « Перечня поручений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности людей на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в иных местах их массового пребывания « и для доклада Губернатору Самарской области предоставляли сведения о необходимости затрат для установки в 2011г. наружного, внутреннего наблюдений и т.п. Все документы направлены и они ждут денежных средств на реализацию указанных мероприятий. Он не согласен с иском по средствам связи в части установления номера « 112», так как до настоящего времени муниципальная антитеррористическая комиссия не выбрала средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы на опасных объектах. Представитель антитеррористической комиссии городского округа Похвистнево иск прокурора поддержал частично, в части проведения МУ Похвистневская ЦРБГР организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности на указанных объектах аппаратов телефонной связи оснащенных средствами для автоматического определения номеров телефоном( АОН), в части средств связи использования единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории РФ» 112» не согласен, так как в ст.52 Федерального закона « О связи « нет указаний о необходимости установления единого номера вызова экстренных служб -телефон с номером «112», там указано, что оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб ( пожарной охраны, милиции, скорой помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством РФ). На территории городского округа Похвистнево все эти службы имеются, кроме службы антитеррора. Кроме того, антитеррористическая комиссия Самарской области оставляет за муниципальными антитеррористическими комиссиями выбор средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. На сегодняшний день выбор средств связи не осуществлен, комиссия будет этот вопрос решать и предоставит результат для исполнения в частности в МУ Похвистневская ЦРБГР для реализации в <данные изъяты>. Представитель ОВО при ОВД по городскому округу Похвистневао и муниципальному району Похвистневский Самарской области в судебное заседание не явился, ранее, в предыдущем судебном заседании иск прокурора поддержал, однако пояснил, что они предоставляют ряд услуг по охране имущества собственников- это охранно-пожарная сигнализация и т.п., и КЭВМ, их служба предложила, исходя из минимальных требований, наиболее оптимальной способностью уведомлять экстренные службы КЭВ, но она не обязательна, это просто одно из средств связи, а АОН обязателен. Выслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению. Прокуратурой проведена проверка обеспеченности антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мет массового пребывания граждан показала наличие причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Статьей 3 Закона №35-ФЗ противодействие терроризму определяется как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти (ст. 1 Закона №35-ФЗ). Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по противодействию терроризму» определено образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах РФ. Постановлением Губернатора Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положением об антитеррористической комиссии Самарской области. Антитеррористическая комиссия самарской области является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, и Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также заинтересованными организациями (п.1,2 Положения). Пунктом 4 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области определено, что Комиссия имеет право принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, и направленные на предупреждение, выявление, пресечение террористических акций и ликвидацию их последствий. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций РФ (Пункт 7 Положения). Так, решением антитеррористической комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов образования, здравоохранения и мест массового пребывания граждан. Этим же решением ответственность за выполнение минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности возложена на руководителей соответствующих организаций, не зависимо от форм собственности. Для объектов жизнеобеспечения решением антитеррористической комиссии Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ к обязательным минимальным требованиям, обеспечивающих антитеррористическую защищенность, кроме прочего всего отнесены средства связи своевременного информирования правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы (КЭВМ); оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН). <данные изъяты> главой городского округа Похвистнево утвержден перечень объектов особой важности, потенциальной опасности, жизнеобеспечения, образовательной сферы, объекты здравоохранения, с массовым пребыванием граждан, а также объекты, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при ОВД РФ, куда в целях обеспечения антитеррористической защищенности внесена МУ Похвистневская ЦРБ ГР. Объекты, подлежащие обеспечению мерами антитеррористической защищенности, располагаются по следующим адресам: <адрес> (<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Согласно информации ОВО при ОВД по городскому округу Похвистнево и муниципальному району Похвистневский Самарской области в зданиях МУ Похвистневской ЦРБ ГР отсутствует кнопка экстренного вызова милиции (КЭВМ), аппараты телефонной связи не оснащены средствами для автоматического определения номеров телефонов (АОН). Таким образом, должностными лицами МУ Похвистневской ЦРБ ГР не обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов здравоохранения в пределах минимальных обязательных требований, определяемых правовыми актами по противодействию терроризму. В судебном заседании установлено, что должностными лицами МУ Похвистневская ЦРБГР не обеспечивается антитеррористическая защищенность объектов здравоохранения в пределах минимальных обязательных требований, определяемых правовыми актами по противодействию терроризму: не установлены аппараты телефонной связи оснащенные средствами для автоматического определения номеров телефонов ( АОН). Представитель ответчика, действующий на основании доверенности в данной части иск признал. Согласно ст.39 ГПК РФ суд принимает признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ изложенной в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ» о практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» неисполнение должностным лицом возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц обязанности относится к бездействию( абз.4 п.1 Постановления). В части признания бездействий должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР по невыполнению минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности объектов сферы здравоохранения и понуждении произвести организационно-технические мероприятия по антитеррористической защищенности на указанных в иске объектов, а именно обеспечить наличие средств связи своевременного информирования правоохранительных органов, о возможных признаках террористической угрозы используя в качестве единого номера вызова « 112», суд считает в иске прокурору отказать по следующим причинам. В силу ст.5 п.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № « О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, указанные полномочия отражены в Положении об антитеррористической комиссии городского округа Похвистнево по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возлагает на органы местного самоуправления обеспечение жителей поселения услугами связи. Из сообщения Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области №/АТК от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что антитеррористическая комиссия Самарской области оставляет за муниципальными антитеррористическим комиссиями выбор средств связи. Обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. В судебном заседании установлено. что на момент рассмотрения данного дела муниципальная антитеррористическая комиссия не выбрала и не конкретизировала какие средства связи необходимо применить должностными лицами МУ Похвистневская ЦРБГР, чтобы впоследствии было возможно произвести организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности на указанных объектах. Данный факт подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО3, являющийся секретарем антитеррористической комиссии. При указанных обстоятельствах нельзя признать бездействие должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР незаконными. Со своей стороны должностные лица МУ Похвистневская ЦРБГР принимали со своей стороны меры во исполнении « Перечня поручений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности людей на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в иных местах их массового пребывания «, предоставляли сведения о необходимости проведения мероприятий и запрос необходимой суммы денежных средств на из реализацию, что видно из письма главного врача МУ Похвистневская ЦРБГР на имя директора ГУЗ Самарский областной центр медицинских катастроф от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того во всех документах, указанных в иске прокурором и федеральном законе « О связи» не конкретизированы средства связи, только указано о требовании наличия средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать бездействия должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР в части не выполнения минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности объектов сферы здравоохранения незаконными. Обязать должностных лиц МУ Похвистневская ЦРБГР произвести организационно-технические мероприятия, обеспечивающие выполнение минимальных обязательных требований по антитеррористической защищенности на объектах по следующим адресам: <адрес>.<данные изъяты>, <адрес>, ул.<данные изъяты> <адрес>.8, <адрес>.<данные изъяты> аппаратов телефонной связи оснащенных средствами для автоматического определения номеров телефонов ( АОН). В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Похвистневский райсуд в 10 дней. Судья <данные изъяты> О.А.Бурмакова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>