об оспаривании решения органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«02» июня 2011 года                            г. Похвистнево

Похвистневский районный суд в составе председательствующего судьи Назейкиной Н.А.,

при секретаре Салмановой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-614/2011 по заявлению Мансурова Анвара Шакирвича к Администрации городского округа Похвистнево об оспаривании решения органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Мансуров А.Ш. обратился в суд с заявлением к Администрации городского округа Похвистнево об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что на основании решения Миграционной службы Самарской области от 27.03.1998 года он был признан вынужденным переселенцем. С 17.09.2001 года заявитель состоит в качестве члена семьи своей матери Мансуровой М.З. в сводном списке вынужденных переселенцев в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. До настоящего времени Мансуров А.Ш. жилье не получил. На момент постановки матери Мансурова А.Ш. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, они жили вдвоем, одной семьей, причем каждый из них имел статус вынужденного переселенца. 26.08.2005 года Мансуров А.Ш. вступил в брак с Нуруллиной (Мансуровой) Э.Р. В браке у супругов родились дети: Мансуров Артур Анварович, 2007 года рождения, и Мансурова Аделия Анваровна, 2008 года рождения. Сразу после регистрации брака супруги Мансуровы стали проживать отдельно от Мансуровой М.З., сложилась отдельная семья с составом семьи 4 человека. Однако, по документам учетного дела, хранящегося в администрации городского округа, Мансуров А.Ш. по-прежнему является членом семьи своей матери Мансуровой М.З. В марте 2011 года заявитель обратился в Администрацию городского округа Похвистнево с заявлением об учете его семьи отдельно от семьи матери с момента подачи заявления, т.е.17.09.2001 года. Письмом от 25.04.2011 года /М Администрация городского округа Похвистнево отказала в удовлетворении просьбы Мансурова А.Ш., ссылаясь на то, что Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, не предполагается разделение существующего учета в списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данный отказ Мансуров А.Ш. считает незаконным по следующим основаниям:

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления права на жилище. Будучи наделенным статусом вынужденного переселенца, в составе семьи матери Мансуровой М.З. – Мансуров А.Ш. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий 17.09.2001 года. Факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий подтверждается материалами учетного дела. До момента последнего обращения в Администрацию городского округа Похвистнево жилищные условия заявитель не улучшил: у него и членов его семьи отсутствуют жилые помещения, которые принадлежали бы им на основании договора социального найма или на праве собственности. Тот факт, что Мансуров А.Ш. вступил в брак и родились дети, отдельно проживает от своей матери, подтверждается материалами гражданского дела. Ссылка Администрации городского округа Похвистнево на положения Постановления Правительства РФ 21.03.2006 года №153 является необоснованной, поскольку им регулируются отношения, не связанные с порядком учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому заявитель просит признать незаконным действие Администрации городского округа Похвистнево Самарской области, выраженное в отказе в принятии Мансурова А.Ш. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.09.2001 года, изложенное в письме от 25.04.2011 года /, а также обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и препятствие к учету Мансурова А.Ш. и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.09.2001 года, приняв решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 17.09.2001 года.

Представитель администрации городского округа Похвистнево Бахман Д.Б., действующий на основании доверенности от 25.01.2011 года, не признал требования Мансурова А.Ш. и показал, что 17.09.2001 года Мансуровой М.З. было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрацию городского округа Похвистнево, к которому прилагались документы, подтверждающие, что она и члены её семьи являются вынужденными переселенцами. На основании представленных документов семья Мансуровой М.З. была включена в списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденные переселенцы. Впоследствии Мансуров А.Ш. обратился в Администрацию городского округа с заявлением о разделе очередности в связи с заключением брака и рождением детей, просил включить его в список очередности с даты подачи его матерью Мансуровой М.З. заявления 17.09.2001 года со своим составом семьи 4 человека. Однако, в данной просьбе Мансурову А.Ш. было отказано в связи с отсутствием правовых оснований.

Заинтересованное лицо Мансурова М.З. поддержала требования Мансурова А.Ш. и показала, что 17.09.2001 года она вместе с сыном Мансуровым А.Ш. была включена в списки очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденные переселенцы. 26.08.2005 года Мансуров А.Ш. вступил в брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии от 26.08.2005 года (актовая запись от 26.08.2005 года, произведенная отделом ЗАГС <адрес>). С момента заключения брака сын стал проживать отдельно от неё. У супругов Мансуровых родились двое детей: сын Мансуров Артур Анварович, 03.03.2007 года рождения, и дочь Мансурова Аделия Анваровна, 29.10.2008 года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении серии от 14.03.2007 года (актовая запись от 14.03.2007 года, произведенная отделом ЗАГС <адрес> городского округа Самара управления ЗАГС <адрес>) и от 19.11.2008 года (актовая запись от 19.11.2008 года, произведенная отделом ЗАГС <адрес> городского округа Самара управления ЗАГС <адрес>).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п.п.2, 4 ч.1 ст.7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

4) предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.35-37 Постановления Правительства РФ от 08.11.2000 года №845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» финансирование строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также на долевой основе с участием личных средств вынужденных переселенцев и средств иных законных источников. В соответствии с жилищным законодательством вынужденные переселенцы вправе одновременно состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в органе местного самоуправления по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и других организациях по месту их работы. Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.

На основании раздела 2 Приказа Минфедерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» (вместе с «Порядком ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья») комиссия территориального органа Минфедерации России по распределению жилья (далее - комиссия) на основании сведений органов местного самоуправления о принятии вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), формирует сводный по соответствующему субъекту РФ список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). В составе семьи вынужденного переселенца, включаемой в сводные списки, учитываются лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, и их несовершеннолетние дети.

Мансуров А.Ш. является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца серии от 24.03.2005 года.

Согласно списку граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по городскому округу Похвистнево на 2011 год, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, Мансурова Марьям Зайнуловна состоит в указанном списке с составом семьи 2 человека.

В соответствии с п.5, 7-8, 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют граждане РФ, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Из числа граждан - участников подпрограммы социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Мансуров А.Ш. не может являться членом семьи своей матери Мансуровой М.З., т.к. постоянно совместно с ней не проживает, общее хозяйство не ведет. Мансурова М.З. проживает по адресу: <адрес>, а семья Мансурова А.Ш. – по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации городского округа Похвистнево от 17.02.2011 года «О предоставлении жилого помещения муниципального маневренного фонда Мансуровой М.З.» и договором найма жилого помещения муниципального маневренного жилищного фонда городского округа Похвистнево Самарской области от 17.02.2011 года Мансуровой М.З. на состав семьи 1 человек предоставлено жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой – <данные изъяты> кв.м, что также свидетельствует о раздельном проживании Мансурова А.Ш.

Мансуров А.Ш. имеет семью, в состав которой включает супругу Мансурову Эльвиру Рашитовну, 07.03.1982 года рождения, сына - Мансурова Артура Анваровича, 03.03.2007 года рождения, дочь Мансурову Аделию Анваровну, 29.10.2008 года рождения. Мансуров А.Ш. собственного жилья не имеет, право на получении социальной выплаты не использовал, что подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается представителем Администрации городского округа Похвистнево.

Мансуров А.Ш., являясь льготником – «вынужденным переселенцем», имеет право на улучшение жилищных условий по данной категории и в установленном законом порядке указанное право за ним было признано, т.к. он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 17.09.2001 года. В настоящее время Мансуров А.Ш. продолжает нуждаться в улучшении жилищных условий, т.к. с момента принятия его на учет он не приобрел в собственность жилье.

На основании изложенного, суд считает отказ Администрации городского округа Похвистнево, изложенный в письме / от 25.04.2011 года, незаконным.

При указанных обстоятельствах заявление Мансурова А.Ш. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным действие Администрации городского округа Похвистнево, выраженное в отказе в принятии на учет Мансурова А.Ш. и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.09.2001 года, изложенном в письме от 25.04.2011 года /М.

Обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области поставить Мансурова Анвара Шакирвича с составом семьи 4 человека на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как «вынужденного переселенца» с 17.09.2001 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено 07.06.2011 года.

Судья            подпись                    Н.А.Назейкина.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>