о признании бездействий должностных лиц незаконными



Решение

именем Российской Федерации

«15» июля 2011 года                        г.Похвистнево

Похвистневский районный суд в составе председательствующего Назейкиной Н.А.

с участием прокурора Сямукова В.В.,

при секретаре Десятниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-739/2011 по заявлению Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий должностных лиц незаконными,

у с т а н о в и л:

Похвистневский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий должностных лиц незаконными, указав, что в здании МДОУ детского сада комбинированного вида №7 «Алёнушка» (далее - МДОУ «Алёнушка») были допущены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), в частности: для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в здании филиала применены горючие материалы (п.3 ППБ 01-03, п.1.88 СНиП 2.08.02-89*), предел огнестойкости маршей наружных лестниц менее R60 (п.3 ППБ 01-03, п.5.18* табл.4* СНиП 21-01-97*), отсутствует акт очистки вентиляционных каналов (п.78 ППБ 01-03), ширина маршей наружных лестниц вторых эвакуационных выходов из групп менее 1,35 м (фактически 0,67 м, 0,69 м – п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*), отсутствует эвакуационное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95), ковры, паласы в помещениях не прикреплены к полу (п.3 ППБ 01-03, п.2.1.12 ППБ 101-89), для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в 2-этажном здании применены горючие материалы (п.3 ППБ 03, п.1.88 СНиП 2.08.02-89*), двери на лестничную клетку на 1-ом этаже открываются не по ходу эвакуации (п.52 ППБ 01-03), ширина проступи ступени менее 25 см, высота ступени более 22 см наружной лестницы (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), площадки наружных лестниц выполнены не на уровне эвакуационных выходов (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), в марше внутренней лестничной клетки выполнены ступени различной высоты (от 13 до 18 см – п.3 ППБ 01-03, п.6.28* СНиП 21-01-97*), ограждение наружной лестницы выполнено высотой менее 1,2 м, просвет между прутьями более 10 см (п.3 ППБ 01-03, п.1.92* СНиП 2.08.02-89), к зданию филиала отсутствуют подъезды со всех сторон (п.3 ППБ 01-03, прил.1 п.2 СНиП 2.07.01-89*), на 2-этажном здании отсутствует ограждение кровли (п.3 ППБ 01-03, п.8.11 СНиП 21-01-97*). Данные нарушения были выявлены представителем ОНД и отражено в предписании №35/1/1-14 от 29.03.2011 года. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, администрация городского округа Похвистнево, являясь собственником здания МДОУ «Алёнушка», мер по устранению выявленных нарушений не принимает. Прокурор просил признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления – администрации городского округа Похвистнево Самарской области и должностных лиц МДОУ «Алёнушка» по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания детского сада обеспечивающих его соответствие требованиям противопожарного законодательства и обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области произвести организационно-технические мероприятий в отношении здания детского сада с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности: для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в здании филиала применить негорючие материалы (п.3 ППБ 01-03, п.1.88 СНиП 2.08.02-89*), привести предел огнестойкости маршей наружных лестниц не менее R60 (п.3 ППБ 01-03, п.5.18* табл.4* СНиП 21-01-97*), привести ширину маршей наружных лестниц вторых эвакуационных выходов из групп менее 1,35 м (фактически 0,67 м, 0,69 м – п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*), для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в 2-этажном здании применить негорючие материалы (п.3 ППБ 01-03, п.1.88 СНиП 2.08.02-89*), привести ширину проступи ступени не менее 25 см, высоту ступени не более 22 см наружной лестницы (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), выполнить площадки наружных лестниц на уровне эвакуационных выходов (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), в марше внутренней лестничной клетки выполнить ступени различной высоты (от 13 до 18 см – п.3 ППБ 01-03, п.6.28* СНиП 21-01-97*), ограждение наружной лестницы выполнить высотой не менее 1,2 м, просвет между прутьями не более 10 см (п.3 ППБ 01-03, п.1.92* СНиП 2.08.02-89), подвести к зданию филиала подъезды со всех сторон (п.3 ППБ 01-03, прил.1 п.2 СНиП 2.07.01-89*), на 2-этажном здании осуществить ограждение кровли (п.3 ППБ 01-03, п.8.11 СНиП 21-01-97*) в соответствие с действующим законодательством;

обязать должностных лиц МДОУ «Алёнушка» произвести организационно-технические мероприятий в отношении здания детского сада с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности: составить акт очистки вентиляционных каналов (п.78 ППБ 01-03), осуществить эвакуационное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95), ковры, паласы в помещениях прикрепить к полу (п.3 ППБ 01-03, п.2.1.12 ППБ 101-89), переоборудовать двери на лестничную клетку на 1-ом этаже для открытия по ходу эвакуации (п.52 ППБ 01-03) в соответствие с действующим законодательством.

В ходе судебного разбирательства прокурор трижды уточнял исковые требования и в судебном заседании 15.07.2011 года истец просил признать бездействие органа местного самоуправления – администрации городского округа Похвистнево Самарской области и должностных лиц МДОУ «Алёнушка» по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания детского сада, обеспечивающих его соответствие требованиям противопожарного законодательства и обязать Администрацию городского округа Похвистнево Самарской области произвести организационно-технические мероприятия в отношении здания детского сада с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности, а именно: для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в здании филиала применить негорючие материалы (п.3 ППБ 01-03, п.1.88 СНиП 2.08.02-89*), привести ширину маршей наружных лестниц вторых эвакуационных выходов из групп менее 1,35 м (фактически 0,67 м, 0,69 м – п.3 ППБ 01-03, п.6.29 СНиП 21-01-97*), для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в 2-этажном здании применить негорючие материалы (п.3 ППБ 01-03, п.1.88 СНиП 2.08.02-89*), привести ширину проступи ступени не менее 25 см, высоту ступени не более 22 см наружной лестницы (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), выполнить площадки наружных лестниц на уровне эвакуационных выходов (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), в марше внутренней лестничной клетки выполнить ступени различной высоты (от 13 до 18 см – п.3 ППБ 01-03, п.6.28* СНиП 21-01-97*), ограждение наружной лестницы выполнить высотой не менее 1,2 м, просвет между прутьями не более 10 см (п.3 ППБ 01-03, п.1.92* СНиП 2.08.02-89), подвести к зданию филиала подъезды со всех сторон (п.3 ППБ 01-03, прил.1 п.2 СНиП 2.07.01-89*), на 2-этажном здании осуществить ограждение кровли (п.3 ППБ 01-03, п.8.11 СНиП 21-01-97*) в соответствие с действующим законодательством;

обязать должностных лиц МДОУ «Алёнушка» произвести организационно-технические мероприятий в отношении здания детского сада с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности: осуществить эвакуационное освещение (п.3 ППБ 01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95) в соответствие с действующим законодательством.

Представитель администрации городского округа Похвистнево Суздалев В.М., действующий на основании доверенности №137 от 25.01.2011 года, требования прокурора не признал, указав, что согласно предписанию №35/1/1-14 от 29.03.2011 года инспектора ОГПН меры по обеспечению пожарной безопасности в МДОУ «Алёнушка» должны быть выполнены в срок до 01.08.2011 года. Из чего следует, что эксплуатация указанного учреждения в соответствии с уставными целями данной организации возможна, не существует угрозы жизни и здоровья граждан города. Кроме того, администрацией городского округа Похвистнево Самарской области принимаются все необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных учреждениях. Так, 28.06.2011 года постановлением Главы городского округа Похвистнево №928 «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к новому 2011-2012 учебному году образовательных учреждений городского округа Похвистнево» утвержден план мероприятий по подготовке к новому 2011-2012 учебному году образовательных учреждений городского округа Похвистнево. Согласно данному Плану в бюджете городского округа Похвистнево определен объем финансирования с разбивкой по годам, в том числе и выполнения мероприятий по пожарной безопасности.

Представитель МДОУ «Алёнушка» в лице директора Мелешкиной Т.Г. требования прокурора не признала и показала, что нарушения правил пожарной безопасности, изложенные в предписании №35/1/1-14 от 29.03.2011 года, были выявлены впервые, несмотря на многочисленные проверки правил пожарной безопасности в дошкольном учреждении. Согласно данному предписанию впервые выявленные нарушения пунктов правил пожарной безопасности должны быть устранены в срок до 01.08.2011 года. В установленные предписанием сроки руководством дошкольного учреждения были устранены нарушения правил пожарной безопасности в части составления акта очистки вентиляционных каналов (п.78 ППБ 01-03), прикрепления ковров, паласов в помещениях к полу (п.3 ППБ 01-03, п.2.1.12 ППБ 101-89), переоборудования двери на лестничную клетку на 1-ом этаже для открытия по ходу эвакуации (п.52 ППБ 01-03. Мероприятия в части осуществления эвакуационного освещения (п.3 ППБ 01-03, п.7.62 СНиП 23-05-95) в настоящее время выполняются, оборудование закуплено. Руководство МДОУ «Алёнушка» не бездействует и неоднократно обращалось с письмами к собственнику здания с просьбой выделить финансы на выполнение мероприятий по пожарной безопасности. Кроме того, в учреждении предприняты все меры компенсирующего характера, что предусмотрено приказом МЧС РФ от 01.10.2007 №517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности»: на основании приказов №14 от 11.01.2011 года, №16 от 14.01.2011 года по учреждению созданы добровольные пожарные дружины, назначены ответственные лица за пожарную безопасность, которые прошли подготовку в ГОУ Учебный центр «Авангард» по пожарной безопасности предприятий, что подтверждается удостоверениями №51, 52. Согласно акту проверки готовности дошкольного образовательного учреждения к 2010-2011 учебному году от 20.08.2010 года комиссией, в состав которой входит сотрудник ОГПН городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский, МДОУ «Алёнушка» было принято с отметкой о его готовности.

Привлеченный в качестве третьего лица на стороне истца – представитель ОГПН городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский – инспектор по пожарному надзору Лукьянов А.М. поддержал исковые требования прокурора.

Привлеченный в качестве третьего лица на стороне ответчика – представитель Главного управления ГКХ городского округа Похвистнево Самарской области в лице ведущего инженера производственного отдела Максимовой Л.И., действующей на основании доверенности от 07.07.2011 года, исковые требования не признала и показала, что с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании, составлены локальные ресурсные сметные расчеты. Так, для отделки, облицовки и окраски стен и потолков путей эвакуации в здании филиала необходимы денежные средства в сумме 283,42 тыс.рублей, для приведения ширины маршей наружных лестниц вторых эвакуационных выходов из групп, ширины проступи ступени не менее 25 см, высоты ступени не более 22 см наружной лестницы (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), для выполнения площадки наружных лестниц на уровне эвакуационных выходов (п.3 ППБ 01-03, п.6.30* СНиП 21-01-97*), для ограждения наружной лестницы высотой не менее 1,2 м, просвет между прутьями не более 10 см (п.3 ППБ 01-03, п.1.92* СНиП 2.08.02-89) – 1 252 358,62 рублей, для осуществления на 2-этажном здании ограждения кровли (п.3 ППБ 01-03, п.8.11 СНиП 21-01-97*) – 14,24 тыс.рублей. За счет средств местного бюджета приобретено эвакуационное освещение для здания детского сада. Однако, подведение к зданию филиала подъездов со всех сторон выполнить невозможно, т.к. границы земельного участка, на котором расположено дошкольное учреждение определены, для организации проезда необходимо изъятие части земельных участков у смежных землепользователей – физических и юридических лиц.

Привлеченный в качестве третьего лица на стороне ответчика – представитель Управления социального развития Администрации городского округа Похвистнево Самарской области в лице руководителя Сапсаева А.А. исковые требования не поддержал и показал, что согласно предписанию №35/1/1-14 от 29.03.2011 года инспектора ОГПН меры по обеспечению пожарной безопасности в МДОУ «Алёнушка» должны быть выполнены в срок до 01.08.2011 года. Эксплуатация указанного учреждения в соответствии с уставными целями данной организации возможна, не существует угрозы жизни и здоровья граждан города. Кроме того, администрацией городского округа Похвистнево Самарской области принимаются все необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных учреждениях. Для выполнения всех нарушений, указанных в вышеназванном предписании, из бюджета городского округа Похвистнево необходимо выделить денежные средства на сумму 1 550,0 тыс. рублей, которые в настоящее время отсутствуют в бюджете округа.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления – администрации городского округа Похвистнево Самарской области по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания МДОУ «Алёнушка» обеспечивающих их соответствие требованиям противопожарного законодательства; возложении обязанности на администрацию городского округа Похвистнево Самарской области и должностных лиц МДОУ «Алёнушка» произвести организационно-технические мероприятия в отношении здания детского сада с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности незаконными и необоснованными по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно предписанию №35/1/1-14 от 29.03.2011 года инспектора ОГПН меры по обеспечению пожарной безопасности в МДОУ «Алёнушка» должны быть выполнены в срок до 01.08.2011 года. Из чего следует, что эксплуатация указанного учреждения в соответствии с уставными целями данной организации возможна, не существует угрозы жизни и здоровья граждан города, т.к. в соответствии с п.71 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 №517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности», в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатируемых ими производственных участков, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, установленном КоАП РФ.

В силу ст.ст.37-38 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст.15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

МДОУ «Алёнушка» является некоммерческой организацией в форме учреждения, учредителем является Министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация городского округа Похвистнево Самарской области, школа является бюджетным учреждением (ст.120 ГК РФ).

Согласно статье 56 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 ГК РФ.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Установлено, что в прокуратуру Похвистневского района Самарской области поступила информация о нарушении пожарной безопасности в здании детского сада, являющегося объектом пребывания детей. При этом все нарушения правил пожарной безопасности были выявлены впервые.

Исследовав акты проведенных проверок, суд считает, что часть мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности в основном профинансированы и выполняются МДОУ «Алёнушка» и Администрацией городского округа Похвистнево. На день вынесения решения суда остались невыполненными мероприятия, срок выполнения которых не наступил, а также те мероприятия, выполнение которых невозможно без разрушения конструкций здания детского сада.

Согласно ст.4 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступившего в действие в 2009 году, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно выписке из технического паспорта Похвистневского городского филиала ГУП СО «ЦТИ» год постройки МДОУ «Алёнушка» - 1963, помещение детского сада принято в эксплуатацию в 1963 году, т.е. до принятия вышеназванного закона.

Основанием для принятия решения суда о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным является одновременное наличие двух условий - незаконности бездействия органа местного самоуправления и нарушение прав и законных интересов или создание препятствий к осуществлению прав и свобод, в данном случае, неопределенного круга лиц.

Действительно, наиболее значимым общественным интересом, как указал прокурор, является безопасность граждан.

Однако из представленных на день рассмотрения дела судом доказательств, не усматривается непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся постоянно либо временно в здании детского сада.

Вместе с тем, обжалуемое решение не освобождает собственника здания и эксплуатирующее его бюджетное учреждение от выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в полном объеме.

В силу ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При изложенных выше обстоятельствах, у собственника объекта или лица, уполномоченного владеть, пользоваться или распоряжаться указанным зданием не возникает обязанности принять меры по обеспечению пожарной безопасности здания, а, следовательно, в действиях органа местного самоуправления не усматривается неправомерное бездействие по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания школы обеспечивающих его соответствие требованиям противопожарного законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявления Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления – Администрации городского округа Похвистнево, должностных лиц МДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Алёнушка» по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания детского сада обеспечивающих его соответствие требованиям противопожарного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                подпись            Н.А.Назейкина.

Копия верна:

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                Н.А.Назейкина.