о признании незаконным действий (бездействий) должностных лиц



Решение

именем Российской Федерации

«18» июля 2011 года                        г.Похвистнево

Похвистневский районный суд в составе председательствующего Назейкиной Н.А.

с участием прокурора Сямукова В.В.,

при секретаре Десятниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-742/2011 по заявлению Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий должностных лиц незаконными,

у с т а н о в и л:

Похвистневский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий должностных лиц незаконными, указав, что в прокуратуру района поступила информация начальника ОНД городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский о том, что ответственными лицами за обеспечение противопожарной безопасности объектов МОУ Малотолкайской ООШ муниципального района Похвистневский Самарской области - в здании школы - допущены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Нарушения Правил выявлены представителем ОНД и отражены в предписании №161/1/1 - 3 от 22.09.2010 года. Так, в частности не выполнены следующие требования Правил пожарной безопасности в РФ в отношении здания школы:

- не проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачного помещения – в разд.5 п.7.1, п.7.13 СНиП 21-01-97), п.3 ППБ 01-03);

- не установлены доводчики и уплотнения на дверях коридоров, отделяющих лестничную клетку, п.3 ППБ в РФ, разд.5, п.7.1, п.7.13 СНиП 21-01-97*;

- электропроводка в комнате приема пищи и кухне проложена открыто (п.7.1.37 Правил устройства электроустановок, п.3 ППБ 01-03).

Указанные нарушения следствие неисполнения ответственными лицами за обеспечение противопожарной безопасности объектов МОУ Малотолкайской ООШ муниципального района Похвистневский Самарской области обязанности, возложенной на них Законом №69-ФЗ, «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), то есть незаконного бездействия. В силу ч.2 ст.37 Закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Также, в Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.05.03 (далее - Правила), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил). На основании ч.1 ст.38 означенного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Аналогичное требование содержится в п.10 Правил, где отражено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Закон №69-ФЗ определяет, что нарушение требований пожарной безопасности - не выполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Прокурор считает, что ответственные лица, определенные законодателем в приведенных нормативных актах обязаны надлежащим образом и своевременно выполнять требования пожарной безопасности, т.е. соблюдать специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. По мнению истца, ответственными лицами за обеспечение противопожарной безопасности объектов МОУ Малотолкайской ООШ муниципального района Похвистневский Самарской области допущено невыполнение и (или) ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности: выявлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности в РФ, которые не устранены в объеме достаточном для признания надлежащим выполнение требований пожарной безопасности. Поэтому истец просит признать бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального района Похвистневский Самарской области, должностных лиц МОУ Малотолкайской ООШ муниципального района Похвистневский Самарской области по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания школы обеспечивающих его соответствие требованиям противопожарного законодательства и обязать администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области произвести организационно-технические мероприятий в отношении здания школы с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности, а именно: провести огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения – в разд.5 п.7.1, п.7.13 СНиП 21-01-97), п.3 ППБ 01-03); установить доводчики и уплотнения на дверях коридоров, отделяющих лестничную клетку, п.3 ППБ в РФ, разд.5, п.7.1, п.7.13 СНиП 21-01-97*; электропроводку в комнате приема пищи и кухне проложена закрыто (п.7.1.37 Правил устройства электроустановок, п.3 ППБ 01-03).

В ходе судебного разбирательства прокурор трижды уточнял исковые требования и в судебном заседании 18.07.2011 года истец просил признать бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания детского сада, обеспечивающих его соответствие требованиям противопожарного законодательства и обязать администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области произвести организационно-технические мероприятия в отношении здания школы с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности, а именно: провести огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения – в разд.5 п.7.1, п.7.13 СНиП 21-01-97), п.3 ППБ 01-03); установить доводчики и уплотнения на дверях коридоров, отделяющих лестничную клетку, п.3 ППБ в РФ, разд.5, п.7.1, п.7.13 СНиП 21-01-97*; электропроводку в комнате приема пищи и кухне проложена закрыто (п.7.1.37 Правил устройства электроустановок, п.3 ППБ 01-03). В отношении второго ответчика – Администрации МОУ Малотолкайской ООШ прокурором не заявлены исковые требования в связи с устранением нарушений правил пожарной безопасности.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Похвистневский начальник юридического отдела Рачков В.Ю., действующий на основании доверенности от 02.12.2010 года, исковые требования не признал и показал, что администрация муниципального района Похвистневский не бездействует, по мере поступления в бюджет района денежных средств выполняет мероприятия по пожарной безопасности. Муниципальный район Похвистневский является дотационным и собственных финансовых средств, достаточных для выполнения всех мероприятий, предусмотренных Правилами пожарной безопасности, не имеет. Однако, на основании обращений руководителей образовательных учреждений района администрация муниципального района Похвистневский обратилась с соответствующими письмами к Губернатору Самарской области о выделении необходимых средств для приведения в соответствие с требованиями пожарного законодательства всех образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности района. Однако, по мимо обращения к Губернатору Самарской области администрация района выделила денежные средства на монтаж противопожарных дверей в образовательных учреждениях, на приобретение линолеума, отвечающий требованиям пожарной безопасности.

Представитель ответчика МОУ Малотолкайской ООШ муниципального района Похвистневский Самарской области в лице директора Реблян И.Е. исковые требования прокурора не признала и показала, что часть нарушений правил пожарной безопасности, изложенные в предписании №161/1/1-3 от 22.09.2010 года, были выявлены впервые, а часть нарушений выявлялась и ранее. Несмотря на то, что на часть нарушений указывалась в предписании от июля 2010 года, но ежегодно при проверки школы к новому учебному году инспектора пожарного надзора подписывали акт приемки школы к учебному году, что свидетельствовало о возможности использования образовательного учреждения без ущерба для учащихся. Согласно предписанию №161/1/1-3 от 22.09.2010 года впервые выявленные нарушения пунктов правил пожарной безопасности должны быть устранены в срок до 01.12.2011 года. В установленные предписанием сроки руководством образовательного учреждения были устранены нарушения правил пожарной безопасности, по которым заявлены исковые требования непосредственно к администрации МОУ Малотолкайской ООШ. Мероприятия, требующие значительных финансовых средств, руководством школы проведены быть не могут из-за их отсутствия. Однако, руководство школы не бездействует и неоднократно обращалась с письмами к собственнику здания с просьбой выделить финансы на выполнение мероприятий по пожарной безопасности.

Привлеченный в качестве третьего лица на стороне истца – представитель ОГПН городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский – инспектор по пожарному надзору Сафиуллин А.С. поддержал исковые требования прокурора и показал, что часть нарушений правил пожарной безопасности, изложенные в предписании №161/1/1-3 от 22.09.2010 года, были выявлены инспектором по пожарному надзору действительно впервые, а часть замечаний и ранее выявлялись. Срок для устранения нарушений был установлен до 01.12.2011 года. Согласно акту обследования МОУ Малотолкайской ООШ муниципального района Похвистневский Самарской области от 15.07.2011 года нарушения пожарной безопасности не были устранены администрацией муниципального района Похвистневский.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления – администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания школы Учреждения, обеспечивающих их соответствие требованиям противопожарного законодательства; возложении обязанности на администрацию муниципального района Похвистневский Самарской области произвести организационно-технические мероприятия в отношении здания школы с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности в части установления доводчиков и уплотнений на дверях коридоров, отделяющих лестничные клетки являются законными и обоснованными, т.к. на выполнение данного нарушения правил пожарной безопасности неоднократно указывалось инспекторами пожарного надзора. Однако, до настоящего времени выявленное нарушение не было устранено. В остальной части иска суд считает необходимым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно предписанию №161/1/1-3 от 22.09.2010 года инспектора ОГПН Сафиуллина А.С. меры по обеспечению пожарной безопасности в МОУ Малотолкайская ООШ должны быть выполнены в срок до 01.12.2011 года. Из чего следует, что эксплуатация указанного учреждения в соответствии с уставными целями данной организации возможна, не существует угрозы жизни и здоровья граждан района, т.к. в соответствии с п.71 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 №517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности», в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатируемых ими производственных участков, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, установленном КоАП РФ.

В силу ст.ст.37-38 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» организации и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства защиты, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст.15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Муниципальное образовательное учреждение Малотолкайская ООШ является некоммерческой организацией в форме учреждения, учредителем является Министерство образования и науки Самарской области в лице Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области и Администрация муниципального района Похвистневский Самарской области, школа является бюджетным учреждением (ст.120 ГК РФ).

Согласно статье 56 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 ГК РФ.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

Бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Установлено, что в прокуратуру Похвистневского района Самарской области поступила информация о нарушении пожарной безопасности в здании школы МОУ Малотолкайская ООШ, являющегося объектом пребывания детей.

Исследовав акты проведенных проверок, суд считает, что мероприятия по устранению нарушений противопожарной безопасности в основном профинансированы и выполняются образовательным учреждением.

Однако, с целью повышения оперативности реагирования на угрозу возникновения чрезвычайных, аварийных ситуаций на территории муниципального района Похвистневский и городского округа Похвистнево, в том числе и при возникновении угрозы пожара, органами местного самоуправления городского округа и муниципального района было создано ООО «Единая дежурно-диспетчерская служба», что подтверждается протоколом №1 от 18.01.2011 года и Уставом ООО «Единая дежурно-диспетчерская служба городского округа Похвистнево и муниципального района Похвистневский».

Мероприятия в части проведения огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачного помещения выполняются Администрацией муниципального района Похвистневский, что подтверждается заявкой Северо-Восточного управления на 2011 год. Мероприятия по проложению элетропроводки закрытым способом выполнены.

Действительно, наиболее значимым общественным интересом, как указал прокурор, является безопасность граждан.

Однако из представленных на день рассмотрения дела судом доказательств, не усматривается непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся постоянно либо временно в здании школы, детского сада.

Вместе с тем, обжалуемое решение не освобождает собственника здания и эксплуатирующее его бюджетное учреждение от выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в полном объеме.

При указанных обстоятельствах заявление прокурора о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания школы МОУ Малотолкайской ООШ, обеспечивающих их соответствие требованиям противопожарного законодательства; возложении обязанности на администрацию муниципального района Похвистнево Самарской области произвести организационно-технические мероприятия в отношении здания школы, детского сада и гаража с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности не подлежит удовлетворению, т.к. ответчик в рамках своих полномочий совершают необходимые действия для решения вопросов местного значения поселения в сфере пожарной безопасности.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконными бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального района Похвистневский Самарской области по не осуществлению организационно-технических мероприятий в отношении здания школы, обеспечивающего их соответствие требованиям противопожарного законодательства.

Обязать Администрацию муниципального района Похвистневский выполнить организационно-технические мероприятия в отношении здания МОУ Малотолкайская ООШ с целью приведения его противопожарного состояния в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности в части установки доводчиков и уплотнений на дверях коридоров, отделяющих лестничную клетку.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                подпись                Н.А.Назейкина.

Копия верна:

Решение ступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                Н.А.Назейкина.