о назначении базового размера пенсии в повышенном размере



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года Судья Похвистневского районного суда Самарской области Федосеева С.Л.,

при секретаре Коновалове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1220/11 по иску Ижедерова ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Похвистнево и Похвистневскому району о назначении базового размера пенсии в повышенном размере,

у с т а н о в и л:

Ижедеров Ю.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Похвистнево и Похвистневскому району о назначении базового размера пенсии в повышенном размере. Указав, что он и его супруга ФИО10 являются пенсионерами, получают пенсию по старости. В 2010 г. они переехали в <адрес>. При переводе его пенсии по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена базовая пенсия без учета надбавки на одного члена семьи, находящегося на его иждивении. Истец считает отказ в назначении ему фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, неправомерным, т.к. его жена ФИО10 является нетрудоспособной, т.к. она достигла возраста 55 лет. Ижедеров Ю.М. просил установить факт нахождения на его иждивении нетрудоспособной супруги ФИО10 и обязать Управление пенсионного фонда назначить ему фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ по г.Похвистнево и Похвистневскому району Семочкина И.Ю. иск Ижедерова Ю.М. не признала, указав, что действительно ему было отказано в назначении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, т.к. хоть его супруга ФИО10 и является пенсионером, но она не находится на полном содержании Ижедерова Ю.М. и оказываемая им помощь не является для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Истец и его жена каждый получают пенсию в размере, превышающем прожиточный минимум, разница в получаемых ими пенсиях незначительная.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии с п.2, 4 ст. 14 Закона РФ «О трудовых пенсиях» фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах, в т.ч. при наличии одного такого члена семьи - 3 416 рублей в месяц.

Согласно п.2, 3 ст. 9 Закона РФ «О трудовых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются в т.ч. родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В судебном заседании было установлено, что Ижедеров Ю.М. является получателем пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия в размере <данные изъяты> рубля в месяц.

Из представленного суду свидетельства о заключении брака следует, что женой истца Ижедерова Ю.М. является ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В судебном заседании так же было установлено, что Ижедеров Ю.М. до августа 2010 г. проживал в <адрес>, откуда выбыл в <адрес>.

Из справки администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ижедеров Ю.М, один проживает по адресу: <адрес>, с <адрес>, <адрес>.

Расположенные по адресу: <адрес>, с <адрес>, <адрес> жилой дом и земельный участок являются совместной собственностью Ижедерова Ю.М. и ФИО10 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО10 является получателем пенсии по старости и получает пенсию в сумме <данные изъяты> рубля, в т.ч<данные изъяты> рублей в качестве валоризации.

Из справки МУ ЖКХ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО10. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> вместе с ней по данному адресу зарегистрированы сын ФИО19, 1980 года рождения и дочь ФИО20 1973 года рождения.

Расположенная по адресу: <адрес> квартира является собственностью Ижедерова Ю.М. на основании справки ЖЭК «<данные изъяты>» <адрес>. от ДД.ММ.ГГГГ

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате плановой проверки пенсионного дела Ижедерова Ю.М., приехавшего из <адрес> обнаружено, что при постановке на учет была ошибочно сохранена страховая часть трудовой пенсии по старости с повышенным фиксированным базовым размером без подтверждения факта нахождения на иждивении его жены.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г.Похвистнево и Похвистневскому району № от ДД.ММ.ГГГГ Ижедерову Ю.М. было отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии на нетрудоспособного члена семьи - жену ФИО10 т.к. факт нахождения ее на иждивении не подтвержден документами по новому месту жительства.

Как пояснил в судебном заседании истец Ижедеров Ю.М. они с женой являются пенсионерами, имеют в собственности квартиру в <адрес> и жилой дом в <адрес>. Он постоянно проживает в <адрес>, а жена примерно половину времени в году проживает в <адрес> – там следит за квартирой и помогает сыну, который фактически проживает в указанной квартире один, не работает, состоит в Центре занятости на учете в качестве безработного, своего дохода не имеет. В настоящее время ФИО10 находится в <адрес>, выехала туда примерно в начале сентября 2011 г. и будет там находиться до конца 2011 года. На момент ее отъезда Ижедеров Ю.М. скопил около <данные изъяты> рублей, которые передал жене единовременно, ежемесячно он ей в <адрес> деньги не пересылает. В <адрес> ФИО10 пенсию не получает, ее пенсия перечисляется на ее сберегательную книжку в <адрес>, что его жена ФИО10. находится на его иждивении, т.к. она достигла возраста 55 лет, получает пенсию по старости, размер получаемой ею пенсии меньше размера получаемого им пенсии, в периоды их совместного проживания в <адрес> она своего дохода не имеет и его пенсия является для нее основным источником средств к существованию, в <адрес> она свою пенсию расходует на оплату коммунальных услуг и проживание в <адрес>.

    Согласно п.4 ст. 23 Закона РФ «О трудовых пенсиях» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

    В силу п.41 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в РФ " и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденным Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.02 г. № 16/19па факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта.

    В связи со сменой места жительства Ижедеровым Ю.М. в Управление Пенсионного фонда не была представлена справка о факте нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи из органа местного самоуправления по новому месту жительства.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, изучив доводы истца, суд приходит к выводу, что ФИО10 не является нетрудоспособным членом семьи Ижедерова Ю.М., находящимся на его иждивении, поскольку получаемая от истца помощь не является для нее постоянным и основным источником средств к существованию, ФИО10 сама получает пенсию, оказывает помощь сыну. Тот факт, что ФИО10 достигла возраста 55 лет, а так же тот факт, что размер получаемой ФИО10 пенсии незначительно меньше размера получаемой Ижедеровым Ю.М, пенсии сами по себе не являются основания для признания ФИО10 находящейся на иждивении Ижедерова Ю.М.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для признания неправомерным отказа Управления Пенсионного фонда РФ по г.Похвистнево и Похвистневскому в назначении Ижедерову Ю.М. фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере с учетом одного нетрудоспособного члена семьи, находящегося на его иждивении.

    В силу ст. 20 Закона РФ «О трудовых пенсиях» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения.

Таким образом, учитывая, что факт отсутствия сведений, подтверждающих наличие у Ижедерова Ю.М. на иждивении нетрудоспособных членов семьи был выявлен ответчиком в июле 2011 года, т.е. что обстоятельства, влекущие уменьшение пенсии наступили в июле 2011 года, ответчик правомерно произвел перерасчет трудовой пенсии истца с августа 2011 года.

    Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ижедерова Ю.М. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Ижедерова ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Похвистнево и Похвистневскому району об установлении факта нахождения его жены ФИО10 на его иждивении и назначения ему фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в 10-дневный срок.

Судья                                    С.Л.Федосеева