№ 2-218/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Пограничный 15 июня 2010 годаПограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ижко А.Ю.,
при секретаре Яцухно С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Савченко ФИО5 на действия должностных лиц таможенных органов таможенного поста ...
У С Т А Н О В И Л:
Савченко Н.С. обратилась в суд с жалобой на действия должностных лиц таможенных органов таможенного поста .... В обоснование жалобы указала, что с 14 по 16 мая находилась в КНР по туристической путевке, приобретенной за 4500 рублей в ООО ... В Китае она приобрела вещи для себя и родственников общим весом около 30 кг, на сумму около 35000 рублей. 16 мая 2010 г. при прохождении таможенного контроля, она пояснила таможенному инспектору цель поездки в Китай, сколько было потрачено денег, кому и что именно приобретено из купленных товаров. На что инспектор выборочно отдала ей часть вещей, а часть забрала. Примерно через 1-1,5 часа ей вручили акт таможенного досмотра, складскую квитанцию и требование. Полагает, что вещи были изъяты незаконно, без правовых оснований, поскольку она была вправе ввезти беспошлинно раз в месяц товар для личных целей. В возимых вещах не было коммерческой партии, все вещи разного вида, цвета и фасона. Часть вещей были приобретены для друзей и родственников, которые перед поездкой делали ей соответствующие заказы и давали деньги. Так же считает незаконными требования таможенных органов о предоставлении документов, подтверждающих факт приобретения и стоимости товаров, поскольку ни один нормативный акт не обязывает физическое лицо при приобретении товара требовать чек. Стоимость товара могла быть определена на основании данных, имеющихся в распоряжении таможенного органа. Заявитель просит суд признать действия должностных лиц таможенных органов незаконными и обязать вернуть ей изъятые вещи.
Савченко Н.С. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настояла и пояснила, что с целью приобретения товаров себе, родственникам и друзьям в ООО ... приобрела туристическую путевку в КНР, уплатив 4500 рублей. 16 мая 2010 г. она выезжала из Китая. При прохождении таможенного контроля инспектор стала утверждать, что она является «помогайкой» и часть товара ей не принадлежит. На что она пояснила, что весь товар принадлежит ей. Приобретенный ею товар был разного размера, цвета и фасона. Весь товар был предназначен для нее и родственников. При таможенном оформлении она предъявила путевку, паспорт, чеки на товар, приобретенный в прошлую поездку. В КНР она ездит примерно 1 раз в три месяца. Она также не согласна с выставленным таможенным органом требованием о предоставлении сведений. Просит признать действия должностных лиц незаконными и вернуть изъятый товар.
Представитель Савченко Н.С. по доверенности Бурделло М.М. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настоял, пояснив, что действия таможенных органов носили незаконный характер, поскольку при таможенном оформлении Савченко Н.С. предъявила необходимые документы, путевку и указала, что товар приобретен для личных нужд. При опросе Савченко Н.С. пояснила таможенному инспектору кому приобретала товар и с какой целью. Каждый гражданин вправе 1 раз в месяц ввозить беспошлинно товар для личных нужд. Весь товар, ввезенный Савченко Н.С. был разный, партии товара не было. Кроме того, таможенный орган мог самостоятельно установить стоимость товара, а не выставлять требование о предоставлении чеков.
Представитель таможенного органа в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое судом оставлено без удовлетворения.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Савченко Н.С. приходится ... В мае она дала Савченко Н.С. ... рублей и попросила приобрести в КНР вещи для внуков, правнуков и зятя: футболки, трусы, детские костюмчики. Конкретное количество товара не оговаривалось.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 16.05.2010 года Савченко Н.С. при следовании из КНР в РФ в сопровождаемом багаже перемещала товары народного потребления. При таможенном оформлении был произведен таможенный досмотр товаров, перемещаемых Савченко Н.С. После проведения досмотра Савченко Н.С. было выставлено требование о предоставлении дополнительных документов и сведений, необходимых для принятия решения о предназначении перемещаемых товаров. Поскольку таможенное оформление окончено не было, перемещаемые Савченко Н.С. товары были помещены на склад временного хранения.
Согласно п. 7 Постановления Правительства № 715 от 27.11.2003г. «Об утверждении положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования» декларант обязан предъявить по требованию должностного лица таможенного органа декларируемые товары; представить документы и сведения, подтверждающие достоверность заявленных в таможенной декларации сведений, при декларировании в устной форме указанные документы и сведения представляются по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа; представить документы и сведения, необходимые для предоставления таможенных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации; оказывать таможенным органам содействие при таможенном оформлении товаров.
В соответствии со ст. 366 ТК РФ таможенный досмотр является формой таможенного контроля и может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. (ст. 372 ТК РФ)
Таким образом, решение таможенного органа о проведении таможенного досмотра не противоречит законодательству и является правомерным.
По результатам таможенного досмотра был составлен акт таможенного досмотра № Номер обезличен от 16.05.2010 года.
Глава 23 ТК РФ предоставляет физическим лицам преимущества в таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. При этом, законодателем установлено условие, что перемещаемые товары должны быть предназначены для личного пользования. Частью 2 ст. 281 ТК РФ предусмотрено, что предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.
При определении предназначения ввозимых физическим лицами товаров таможенные органы руководствуются Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденными приказом ГТК России от 24.11.1999 года № 815.
Согласно указанных Правил товары рассматриваются как не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, если такие товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и членами его семьи и использование товаров не связано с извлечением дохода в любой форме.
При установлении предназначения товаров должностным лицом таможенного органа могут приниматься во внимание следующие факторы:
а) характер товаров: учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования. Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;
б) количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями;
в) частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, может рассматриваться как то, что товары ввозятся (вывозятся) для использования в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное;
г) обстоятельства поездки: учитываются цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.;
д) отсутствие оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи. (п. 2.2, 2.3 Приказа)
В соответствии с п. 4 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 718 от 29.11.2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов.
Поскольку количество однородных товаров, ввезенных Савченко Н.С. (89 штук трикотажных фуфаек, 13 штук костюмов для мальчиков, 14 пар обуви, 47 штук трусов), явно превышает потребности лица, что ставит под сомнение возможность использования ввезенных товаров исключительно для личного пользования заявителя и членов его семьи, сотрудниками таможни правомерно выставлено требование о предоставлении дополнительных сведений.
В силу п. 3 ст. 285 ТК РФ товары, перемещаемые физическим лицами для личного пользования, подлежат помещению на СВХ в случае, если немедленное таможенное оформление товаров не представляется возможным по причинам, не зависящим от таможенных органов.
Савченко Н.С. при таможенном оформлении ввезенных товаров не были представлены все необходимые документы, в связи с чем таможенное оформление завершено не было. Таким образом, помещение товаров на СВХ на основании п.3 ст. 285 ТК РФ является правомерным.
Показания свидетеля ФИО4 и предоставленные Савченко Н.С. паспорта граждан России не могут однозначно свидетельствовать, что товары были приобретены в КНР именно для указанных лиц и по их просьбе. Кроме того, заявителем не представлено доказательств, что указанные лица не в состоянии самостоятельно выехать в КНР с целью приобретения товаров для собственных нужд.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания незаконными действия должностных лиц таможенных органов и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы Савченко ФИО6, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 10 дней.
Судья: А.Ю. Ижко