о признании бездействия незаконным и возложении обязанности



Дело № 2-119/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года пос. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе судьи Свиридовой И.Г., с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Малеванной О.В., при секретаре Свинаренко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пограничного района ПК в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных резервными источниками энергоснабжения, суд

У с т а н о в и л :

Прокурор Пограничного района ПК обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, с иском к администрации Жариковского сельского поселения, КГУП « Примтеплоэнерго» с требованием обязать ответчиков установить на котельной № резервный источник энергоснабжения.

В обосновании иска прокурор ссылается на то, что проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ гола деятельности администрации Жариковского сельского поселения, установлено, что в собственности ответчика находится недвижимое имущество- котельная №, обслуживаемая Пограничным тепловым районом КГУП» Примтеплоэнерго», которая обеспечивает тепловой энергией жилой сектор, участковую больницу МУЗ» Пограничная ЦРБ», школу, детский саж в <адрес>, контору ОАО» Жариковское». В настоящее время котельная обеспечена 1 вводом, резервные источники энергоснабжения отсутствуют.

Согласно ст. 14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в т.ч. планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначений от чрезвычайных ситуаций, планировать и приводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п.113, 114 Постановления Правительства РФ « Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № от ДД.ММ.ГГГГ резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключения подачи э/энергии вследствие повреждения оборудования, в т.ч. в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи э/ энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. В случае, если по договору энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика / электробытовой организации/ урегулировать отношения, связанные с передачей э/ энергии и оперативно- диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик / электробытовая организация/ несет ответственность перед потребителями за неисполнение / ненадлежащее исполнение/ соответствующих обязательств по указанному договору, и в т.ч. за действия / бездействия/ третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.

В соответствии с пп.1.2.18 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении глав правил устройства электроустановок» котельные относятся к первой категории электроприемников, т.к. перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

В соответствии с пп.1.2.19 правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

В нарушении данных требований закона указанная котельная № не оборудована резервными источниками энергоснабжения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика Глава администрации Жариковского сельского поселения ФИО3 на основании прав по должности исковые требования не признала.

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО4 по доверенности исковые требования не признала и пояснила, что иск к КГУП «Примтеплоэнерго» заявлен как к ненадлежащему ответчику, а ответчиком должна быть организация-собственник недвижимого имущества-котельной, т.е. администрация Жариковского сельского поселения в единственном лице.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец изменил /увеличил/ исковые требования, просил признать бездействия администрации Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов- котельных резервными источниками электропитания- незаконным. Обязать администрации Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края обеспечить за свой счет котельную № резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом освободив второго ответчика КГУП « Примтеплоэнерго» от участия в деле в качестве ответчика.

Измененные исковые требования представитель ответчика ФИО3 также не признала и пояснила, что чтобы установить генератор мощностью 34 квт им нужно 750 000 рублей на покупку и 250 000 рублей на доставку из <адрес>, в то время как бюджет администрации 900 000 руб, поэтому средств для приобретения за свой счет дизель генератора такой мощности у неё нет.

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО4 по доверенности пояснила, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Котельная № принадлежат на праве собственности администрации Жариковского сельского поселения, в связи с чем администрация, как собственник имущества, должна выполнять обязанности по модернизации котельных, а не КГУП «Примтеплоэнерго», которое пользуется котельными на основании договора аренды. Согласно ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, городских округов. Кроме того, муниципальным контрактом на обеспечение услугами теплоснабжения на 2011 год не предусмотрена обязанность КГУП «Примтеплоэнерго» по установке резервного источника питания на котельных, поэтому возложение данной обязанности на предприятие является противозаконным. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды №, согласно которого к обязанностям Арендатора отнесено проведение текущего и капитального ремонта арендованного имущества со стоимостью затрат на ремонт. Установка нового резервного источника питания на котельных не относится к текущему капитальному ремонту арендованного имущества, а является модернизацией. Согласно договора аренды Арендатор обязан вернуть Арендодателю имущество, полученное по договору в том состоянии, в котором он его получил. Таким образом, предприятие не имеет право осуществлять модернизацию котельных. Возмещение затрат на проведение модернизации котельных не предусмотрено ни договором аренды, ни муниципальным контрактом с администрацией Жариковского сельского поселения. Предприятие не имеет финансовой возможности выполнить требования прокуратуры. Кроме того, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Котельная Жариковского сельского поселения вводилась в эксплуатацию в период 2003 года, следовательно еще с 2003 года у Жариковского сельского поселения, либо с момента создания такого органа, т.е. с 2008г., возникла обязанность по установке резервных источников питания на котельных.

Представитель ОАО «Электробытсервис» в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что исковые требования поддерживает.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» котельные относятся к опасным производственным объектам.

Согласно п.п.1.2.18, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны в т.ч. планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначений от чрезвычайных ситуаций, планировать и приводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п.113, 114 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № от ДД.ММ.ГГГГ резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключения подачи электроэнергии вследствие повреждения оборудования, в т.ч. в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электроэнергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. В случае, если по договору энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (электробытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (электробытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, и в т.ч. за действия (бездействия) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено в судебном заседании, котельная № находится в собственности администрации Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края. В соответствии с договором аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района и Краевым государственным унитарным предприятием «Примтеплоэнерго», котельная № в <адрес> передана во временное владение и пользование КГУП «Примтеплоэнерго» для выполнения функций теплоснабжения на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанная котельная обслуживает жилой сектор, участковую больницу МУЗ «Пограничная ЦРБ», школу, детский сад <адрес>, контору ОАО «Жариковское».

В связи с чем, из-за отсутствия резервных источников электропитания на указанных котельных в случае наступления аварийной ситуации или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены правила неопределенного круга лиц, в том числе права несовершеннолетних детей, посещающих школу, детский сад и других жилых помещений, обслуживаемых котельной, и нуждающихся в особых условиях содержания. Может быть создана угроза их жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушению нормальной деятельности значительного количества жителей <адрес>.

В силу п. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, указанную котельную необходимо отнести к первой либо второй категории электроприемников, поскольку перерыв в ее электроснабжении может повлечь за собой опасность для жизни либо здоровья людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, к которым можно отнести в том числе котельные, объектов связи, либо нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей.

Однако, в нарушении данных требований закона котельная № не оборудована резервными источниками энергоснабжения, в случае наступления аварийной ситуации или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены права граждан на пользование теплоснабжением, создать угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный вред.

Испрашиваемый прокурором срок обеспечить за свой счет котельную № резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ суд считает разумным.

Также, согласно распоряжению администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О подготовке энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Приморского края к работе в осенне-зимний период 2010-2010 годов» рекомендуется именно главам городских округов, муниципальных районов и поселений Приморского края обеспечить к началу отопительного сезона создание за счет средств местных бюджетов запасов материально-технических ресурсов для устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При указанных обстоятельствах бездействия администрации Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов-котельных резервными источниками электропитания являются незаконными, исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Жариковского сельского поселения по обеспечению за свой счет котельную № резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействия администрации Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов- котельных резервными источниками электропитания незаконным.

Обязать Администрацию Жариковского сельского поселения Пограничного муниципального района Приморского края обеспечить за свой счет котельную № резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течении 10 суток.

Судья И.Г. Свиридова