Дело № 2-121/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 года пос. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе судьи Свиридовой И.Г., с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Малеванной О.В., при секретаре Свинаренко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пограничного района ПК в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пограничного муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных резервными источниками энергоснабжения, суд
У с т а н о в и л :
Прокурор Пограничного района ПК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к администрации Пограничного муниципального района, КГУП «Примтеплоэнерго» с требованием обязать ответчиков установить на котельных №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 резервный источник энергоснабжения.
В обосновании иска прокурор ссылается на то, что проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ деятельности администрации Пограничного муниципального района, установлено, что в собственности ответчика находится недвижимое имущество - котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24, обслуживаемые Пограничным тепловым районом КГУП «Примтеплоэнерго», которые обеспечивает тепловой энергией жилой сектор, школы, детские сады, приют, центры досуга детей, расположенные в <адрес>, селах Барано-Оренбургское, Бойкое, Духовское, Бараба-Левада, Рубиновка, Богуславка, Нестеровка, Сергеевка и ФИО1 края. В настоящее время котельные обеспечены 1 вводом, резервные источники энергоснабжения отсутствуют.
Согласно ст. 14 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ» О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны, в т.ч. планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначений от чрезвычайных ситуаций, планировать и приводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.113, 114 Постановления Правительства РФ « Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № от ДД.ММ.ГГГГ резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключения подачи э/энергии вследствие повреждения оборудования, в т.ч. в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи э/ энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. В случае, если по договору энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика / электробытовой организации/ урегулировать отношения, связанные с передачей э/ энергии и оперативно- диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик / электробытовая организация/ несет ответственность перед потребителями за неисполнение / ненадлежащее исполнение/ соответствующих обязательств по указанному договору, и в т.ч. за действия / бездействия/ третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
В соответствии с пп.1.2.18 Приказа Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении глав правил устройства электроустановок» котельные относятся к первой категории электроприемников, т.к. перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
В соответствии с пп.1.2.19 правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В нарушении данных требований закона указанные котельные, находящие на балансе Администрации Пограничного муниципального района ПК- №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 не оборудованы резервными источниками энергоснабжения.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Пограничного муниципального района ФИО4, по доверенности, исковые требования не признал.
Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО5 по доверенности исковые требования не признала и пояснила, что иск к КГУП «Примтеплоэнерго» заявлен как к ненадлежащему ответчику, а ответчиком должна быть организация-собственник недвижимого имущества-котельной, т.е. администрация Пограничного муниципального района в единственном лице.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец изменил /увеличил/ исковые требования, просил признать бездействия администрации Пограничного муниципального района Приморского края по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов- котельных резервными источниками электропитания- незаконным. Обязать администрацию Пограничного муниципального района Приморского края обеспечить за свой счет котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом освободив второго ответчика КГУП « Примтеплоэнерго» от участия в деле в качестве ответчика.
Измененные исковые требования представитель ответчика ФИО4 также не признал и пояснил, что котельные действительно находятся в муниципальной собственности, однако в постановлении Правительства «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № речь идет о потребителях электроэнергии. Администрация района статус потребителя по всем данным объектам не имеет потому, что она не заключала договора на потребление тепловой энергии. КГУП «Примтеплоэнерго» заключает договора на поставку данных услуг и является потребителем. Поэтому администрация Пограничного муниципального района является ненадлежащим ответчиком.
Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО5 по доверенности измененные исковые требования не признала и пояснила, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Все котельные принадлежат на праве собственности администрации Пограничного муниципального района, в связи с чем администрация, как собственник имущества, должна выполнять обязанности по модернизации котельных, а не КГУП «Примтеплоэнерго», которое пользуется котельными на основании договора аренды. Согласно ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселения, городских округов. Кроме того, муниципальным контрактом на обеспечение услугами теплоснабжения на 2011 год не предусмотрена обязанность КГУП «Примтеплоэнерго» по установке резервного источника питания на котельных, поэтому возложение данной обязанности на предприятие является противозаконным. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды №, согласно которого к обязанностям Арендатора отнесено проведение текущего и капитального ремонта арендованного имущества со стоимостью затрат на ремонт. Установка нового резервного источника питания на котельных не относится к текущему капитальному ремонту арендованного имущества, а является модернизацией. Согласно договора аренды Арендатор обязан вернуть Арендодателю имущество, полученное по договору в том состоянии, в котором он его получил. Таким образом, предприятие не имеет право осуществлять модернизацию котельных. Возмещение затрат на проведение модернизации котельных не предусмотрено ни договором аренды, ни муниципальным контрактом с администрацией Пограничного муниципального района. Предприятие не имеет финансовой возможности выполнить требования прокуратуры. Кроме того, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Котельные администрации Пограничного муниципального района вводились в эксплуатацию в период с 1979 по 2004 годы, следовательно еще с 1994 года у администрации Пограничного муниципального района возникла обязанность по установке резервных источников питания на котельных.
Представитель ОАО «Электробытсервис», как третье лицо на стороне истца, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что в соответствии с заключенным договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжающая организация обязуется подавать электрическую энергию на объекты (котельные) абонента КГУП «Примтеплоэнерго». Согласно п.8 приложения № Акта разграничения балансовой принадлежности к данному договору, схема электроснабжения надежности токоприемников не соответствует, так как необходима установка резервного источника электроснабжения. Исковые требования поддерживает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении измененных исковых требований прокурора.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» котельные относятся к опасным производственным объектам.
Согласно п.п.1.2.18, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В силу п.п. «а, г, ж» ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Согласно п.1 ч.1 ст.3, п.п.8,17 ст.2, п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение основывается на принципе надежности, то есть его безопасности в соответствии с требованиями технических регламентов. Обсечение надежности теплоснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п.п.6, п.8 ст. 15 Федерального закона «О теплоснабжении» обязательства снабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения определяются условиями договора теплоснабжения.
В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны в т.ч. планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначений от чрезвычайных ситуаций, планировать и приводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.113, 114 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» № от ДД.ММ.ГГГГ резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключения подачи электроэнергии вследствие повреждения оборудования, в т.ч. в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электроэнергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору. В случае, если по договору энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (электробытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (электробытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, и в т.ч. за действия (бездействия) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в судебном заседании, котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 находятся в собственности администрации Пограничного муниципального района. В соответствии с договором аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Пограничного муниципального района и Краевым государственным унитарным предприятием «Примтеплоэнерго», котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 переданы во временное владение и пользование КГУП «Примтеплоэнерго» для выполнения функций теплоснабжения на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные котельные обслуживают: ГОУ КШИ (котельная №), МОУ СОШ № <адрес>, «учительский дом» (котельная №), МДОУ Детский сад «Светлячок» (котельная №), МОУ СОШ <адрес> (котельная №), ГОУ «Социальный приют для детей и подростков» (котельная №), МОУ ООШ <адрес>, жилой дом, ФАП (котельная №), МОУ СОШ <адрес> и центр досуга <адрес> (котельная №), Центр досуга <адрес>, МДОУ детский сад <адрес>, администрация МОУ ООШ <адрес> (котельная №), МОУ ООШ <адрес> (котельная №), МОУ СОШ <адрес> (котельная №), МОУ СОШ <адрес> и «учительский дом» (котельная №), МОУ СОШ <адрес> (котельная №), МОУ ООШ с. ФИО1 и «учительский дом» (котельная №).
В связи с чем, из-за отсутствия резервных источников электропитания на указанных котельных в случае наступления аварийной ситуации или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены правила неопределенного круга лиц, в том числе права несовершеннолетних детей, посещающих школу, детский сад и других жилых помещений, обслуживаемых котельной, и нуждающихся в особых условиях содержания. Может быть создана угроза их жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушению нормальной деятельности значительного количества жителей Пограничного муниципального района.
В силу п. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, указанные котельные необходимо отнести к первой либо второй категории электроприемников, поскольку перерыв в их электроснабжении может повлечь за собой опасность для жизни либо здоровья людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, к которым можно отнести в том числе котельные, объектов связи, либо нарушению нормальной деятельности значительного количества сельских жителей.
Однако, в нарушении данных требований закона котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 не оборудованы резервными источниками энергоснабжения, в случае наступления аварийной ситуации или чрезвычайной ситуации могут быть нарушены права граждан на пользование теплоснабжением, создать угрозу их жизни, здоровью, имуществу, причинить значительный материальный вред.
Испрашиваемый прокурором срок обеспечить за свой счет котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ суд считает разумным.
Также, согласно распоряжению администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О подготовке энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Приморского края к работе в осенне-зимний период 2010-2010 годов» рекомендуется именно главам городских округов, муниципальных районов и поселений Приморского края обеспечить к началу отопительного сезона создание за счет средств местных бюджетов запасов материально-технических ресурсов для устранения аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При указанных обстоятельствах бездействия администрации Пограничного муниципального района по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов-котельных резервными источниками электропитания являются незаконными, исковые требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Пограничного муниципального района по обеспечению за свой счет котельных №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24 резервным источником электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бездействия администрации Пограничного муниципального района Приморского края по неисполнению требований действующего законодательства об оборудовании опасных производственных объектов- котельных резервными источниками электропитания незаконным.
Обязать Администрацию Пограничного муниципального района Приморского края обеспечить за свой счет котельные №№ 3/8, 3/9, 3/11, 3/12, 3/13, 3/16, 3/17, 3/18, 3/19, 3/22, 3/23, 3/24, являющихся муниципальной собственностью Пограничного муниципального района ПК, резервными источниками электропитания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течении 10 суток.
Судья И.Г. Свиридова