Дело № 2-54/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2011 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Горзей И.А.,
с участием помощника прокурора Малеванной О.В.,
при секретаре Тюриной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии <адрес> о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявления указал, что Территориальная избирательная комиссия <адрес> приняла решение № об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Пограничного муниципального района, чем грубо нарушила его пассивное избирательное право. Указанное решение, считает незаконным по следующим основаниям. В решении избирательной комиссии указано, что было проверено 178 подписей и они были признаны недействительными. Данное утверждение документально не подтверждено. Согласно ст. 2 Избирательного кодекса <адрес> недействительной признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Однако, порядок сбора подписей не нарушался. Имеющиеся нарушения оформления подписных листов носят исключительно формальный и незначительный характер, и не могут повлечь недействительность подписей. Воля избирателей, выраженная в представленных им подписных листах предельно понятна. Как-либо иначе понять или вообще не понять смысл информации, содержащейся в подписных листах невозможно. Отказ в регистрации его в качестве кандидата, нарушает его пассивное избирательное право, а так же права избирателей. Он просит суд признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> № об отказе ему в регистрации в качестве кандидата на должность главы Пограничного муниципального района и обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Пограничного муниципального района <адрес>.
В судебном заседании заявитель ФИО1 на заявленных требованиях настаивал и суду пояснил, что он подал заявление о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Пограничного муниципального района. Ему были выданы бланки подписных листов, изначально не соответствующие законодательству. Территориальная избирательная комиссия не предоставила заверенный список всех кандидатов, что препятствовало сборщикам подписей доводить до сведения избирателей о наличии других кандидатов. ДД.ММ.ГГГГ, собранные подписи в количестве 248 на 51 подписном листе были сданы в избирательную комиссию. У него не было информации о количестве жителей района и количестве подписей, необходимых для регистрации его в качестве кандидата на должность главы. В связи с этим, он ДД.ММ.ГГГГ сдал дополнительно еще 196 подписей избирателей на 41 подписном листе. ДД.ММ.ГГГГ он поддел еще дополнительно подписные листы с подписями в количестве 217 в его поддержку. По предложению председателя Территориальной избирательной комиссии он оформил часть подписных листов, содержащих 178 подписей в отдельную папку и представил ее в избирательную комиссию. Формирование поданной папки и проверка подписных листов проводилось в спешке, при постойных звонках председателя Территориальной избирательной комиссии. Данное обстоятельство повлияло на допущенные незначительные неточности, содержащиеся в списках. При приеме подписных листов были допущены нарушения и со стороны Территориальной избирательной комиссии, выразившееся в том, что время о сдачи подписных листов Территориальная избирательная комиссия указала иное, не соответствующее действительности. В последующем ему стало известно, что подписные листы были увезены в краевую избирательную комиссию лицом, не имеющим никакого отношения к избирательной комиссии, чем было нарушено его право. На вопросы, где находятся подписные листы, и кто проверяет, ему в Территориальной избирательной комиссии отвечали расплывчато, каждый раз указывая разные органы. С учетом указанных обстоятельств он просит суд, отменить решение Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО3 с заявленными требованиями не согласился и суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принес подписные листы, официально их не приняли, ДД.ММ.ГГГГ он их принял, о чем имеется роспись и печать, после этого ФИО1 еще доносил подписные листы, он при нем позвонил в краевую избирательную комиссию и спросил, что делать, ему пояснили, что нужно работать с подписными листами официально принятыми.
Представитель избирательной комиссии <адрес>, по доверенности, ФИО4 с заявленными требованиями не согласился и суду пояснил, что в соответствии с ч.1 ст. 42 Избирательного кодекса <адрес> количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Таким образом, для регистрации кандидатом на должность главы Пограничного муниципального района необходимо было представить 162 подписи избирателей. Согласно ч. 1 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, то избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах. ФИО1 было представлено 178 подписей избирателей в пределах допустимого законом максимального количества предоставляемых на регистрацию подписей избирателей в соответствии с ч. 5 ст.44 Избирательного кодекса <адрес>. При проведении проверки подписей избирателей, представленных ФИО1, было установлено следующее.
Все 178 подписей избирателей являются недействительными и недостоверными. Основаниями признания подписей недействительными и недостоверными послужили различные причины.
В адресе места жительства сборщика подписей отсутствуют наименования субъекта Российской Федерации и района (п. 8(1) ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>). Данное обстоятельство привело к признанию всех 178 подписей недействительными.
В связи с неверным указанием сведений о месте жительства избирателей было признано недействительными 20 подписей (ч. 9 ст.45 Избирательного кодекса <адрес>).
11 подписей были признаны недействительными в связи с отсутствием различных сведений об избирателе требуемых законом (п. 3 ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>).
По причине наличия не оговоренных исправлений были признаны 2 подписи (п. 5,7 ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>).
В связи с допущенными сокращениями в словах была признана недействительной 1 подпись (ч. 8 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>).
В подписных листах имелось 4 недостоверные подписи выполненные одним лицом за другое лицо (ч. 9 ст.45 Избирательного кодекса <адрес>).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в п. 5 ч. 6 ст. 46 Избирательного кодекса <адрес>.
Согласно ч. 13 ст. 42 Избирательного кодекса <адрес> при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Избирательного кодекса <адрес> адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 8(1) ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> установлено, что недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в подписном листе отсутствует подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) подпись кандидата либо если отсутствует хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно: лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения и (или) кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей и не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным в установленном законом порядке.
Таким образом, не указание в подписном листе в адресе места жительства сборщика подписей наименования субъекта Российской Федерации и района является нарушением закона, влекущим за собой признание подписей избирателей недействительными. Избирательным законодательством установлены императивные требования для оформления подписных листов. Несоблюдение каких-либо из этих требований является основанием для признания подписей избирателей недействительными и (или) недостоверными. В этой связи доводы заявителя не основаны на материальном праве и являются несостоятельными, а заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
Свидетель Пак И.В. суду пояснила, что она в подписной лист ошибочно внесла данные старого паспорта. Новый паспорт она получила совсем недавно и его еще не запомнила. Она не предполагала, что внесение не точных сведений о данных паспорта может повлечь такие последствия.
Свидетель ФИО5 суду пояснила, что она недавно поменяла паспорт. В момент заполнения подписного листа у нее отсутствовал паспорт и она по памяти внесла данные старого паспорта.
Свидетель ФИО7 суду пояснил, что он заполнял подписные листы на работе, в помещении шиномонтажной мастерской, было не удобно писать и возможно от допустил механическую ошибку в написании номера паспорта.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что она работает инспектором УФМС <адрес>. По поручению Территориальной избирательной комиссии сотрудниками ее подразделения проводилась проверка сведений касающихся данных о месте проживания и документе удостоверяющем личность. Проверка была проведена по электронной базе данных и письменному банку данных. Все результаты проверки были направлены в Территориальную избирательную комиссию. В процессе работы инспектора подразделения вносят в паспорт граждан сведения о регистрации. Она не может сказать, присутствует ли в написании адреса места жительства наименование района.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, выслушав заключение помощника прокурора полагавшую решение избирательной комиссии законным и обоснованным, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниями.
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку кандидатов, списка кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Названные положения закреплены и в п. 5 ч. 6 ст. 46 Избирательного кодекса <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 42 Избирательного кодекса <адрес> в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Кодексом. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на Территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Для регистрации кандидата на должность главы <адрес> необходимо представить 162 подписи избирателей.
ФИО1 было представлено на 38 подписных листах 178 подписей избирателей в пределах допустимого законом максимального количества предоставляемых на регистрацию подписей избирателей в соответствии с ч. 5 ст. 44 Избирательного кодекса <адрес>.
Рабочей группой по проверке достоверности подписей избирателей, проверены все представленные ФИО1 подписные листы. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы оформлены ведомость установленной формы и итоговый протокол, которым установлено, что 178 подписей были признаны недействительными на основании п. 8(1) ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>.
Согласно п. 8(1) ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в подписном листе отсутствует подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, и (или) подпись кандидата либо если отсутствует хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно: лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения и (или) кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей и не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным в установленном законом порядке.
В силу ч. 13 ст. 42 Избирательного кодекса <адрес> при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Избирательного кодекса <адрес> адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пп. 3 п.10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Кодексом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи.
Пунктом 36 статьи 2 Избирательного кодекса <адрес> дано понятие недействительной подписи. В соответствии с названной правовой нормой недействительной признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.
Как установлено в судебном заседании, во всех 38 подписных листах содержащих подписи избирателей в поддержку кандидата на должность главы Пограничного муниципального района ФИО1 при указании сведений о личности сборщиков подписей отсутствуют сведения о полном адресе их места жительства. В указанных графах подписных листов не указан субъект Российской Федерации и район в которых проживают сборщики.
По мнению суда, Территориальной избирательной комиссией <адрес> сделан правильный вывод о том, что указание в подписных листах в поддержку кандидата на должность главы Пограничного муниципального района ФИО1, не полного адреса места жительства сборщиков подписей явилось основанием для признания подписей избирателей, содержащихся в таких подписных листах, недействительными.
Довод заявителя ФИО1 о том, что данные об избирателях вносились в подписные листы из гражданского паспорта, где в графе о регистрации по месту жительства отсутствует указание на субъект РФ и муниципальный район не может быть принят во внимание, поскольку к спорным правоотношениям следует применять положения Избирательного кодекса <адрес>, который в ст. 2 п.4 содержит обязательные требования об указании в подписном листе субъект РФ и района по месту жительства.
Согласно п.8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования- дополнительно день и месяц рождения) серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а так же адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
На основании п.1-5 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> Соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов требованиям Федерального закона, настоящего Кодекса. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, то избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к такой проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
В целях проверки достоверности подписей в поддержку кандидата на должность главы Пограничного муниципального района ФИО1 Территориальной избирательной комиссией все подписные листы были направлены на исследование. По результатам экспертного исследования составлена справка эксперта.
Согласно, представленной справке эксперта ЭКЦ МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «Адрес места жительства» в подписном листе № (в строках 2 и 3)- выполнены одним и тем же лицом; рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «Адрес места жительства» в подписном листе № (в строках 4 и 5)- выполнены одним и тем же лицом; рукописные записи, расположенные в графах «Фамилия, имя, отчество», «Адрес места жительства», «Серия, номер паспорт», «Дата внесения» в подписном листе № (в строках 1,2 и 3)- выполнены одним и тем же лицом.
В соответствии с ч. 9 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес> недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.
По мнению суда, Территориальная избирательная комиссия обоснованно с учетом полученного экспертного исследования признала недостоверными 4 подписи.
Территориальная избирательная комиссия в целях проверки достоверности сведений, о лицах подавших свои подписи в поддержку кандидата на должность главы Пограничного муниципального района ФИО1 истребовала сведения о подписавшихся в УФМС России по <адрес>. В результате проведенной проверки были установлены не точности в сообщенных сведений о месте жительства и данных документа удостоверяющего личность.
В судебном заседании свидетели Пак И.В. и ФИО5 сообщили суду, что в подписной лист внесли сведения о паспорте, который утратил свое действие в связи с получением нового документа удостоверяющего личность. Свидетель ФИО7 в судебном заседании указывал на допущенную ошибку в написании номера паспорта.
В указанных обстоятельствах Территориальная избирательная комиссия обоснованно применила п.5 ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса Приморского и признала недействительными 20 подписей в поддержку заявителя.
Кроме того, при исследовании подписных листов установлены значительные нарушения, которые влекут признание подписей недействительными: 11 подписей не содержит какие-либо сведения об избирателе (п. 3 ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>); 1 подпись содержит неоговоренные исправления в датах внесения подписей избирателями в подписной лист (п. 5 ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>); 1 подпись содержит неоговоренные исправления в сведениях об избирателе внесшем подпись (п. 7 ч. 10 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>); 1 подпись избирателя содержит сокращения данных о нем, препятствующими однозначному восприятию указанных данных (ч. 8 ст. 45 Избирательного кодекса <адрес>).
По мнению суда, Территориальная избирательная комиссия <адрес> при решении вопроса о регистрации ФИО1 кандидатом на должность главы Пограничного муниципального района правильно исходила из того, что при наличии в представленных 178 подписях 4 недостоверных (и недействительных) и 174 недействительных регистрация кандидата была не возможна.
Таким образом, отказ Территориальной избирательной комиссии в регистрации ФИО1 в качестве кандидата на должность главы Пограничного муниципального района следует признать правомерным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований ФИО1 должно быть отказано.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 5 дней.
Судья Горзей И.А.