РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Погар 14 октября 2010 года
Погарский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Вороно Е.Н.,
при секретаре Чудмаевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матюшкина Николая Дмитриевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Матюшкин Н.Д. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он работает на педагогических должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Общий педагогический стаж его деятельности, с учетом службы в армии, составил 25 лет, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у него возникло ДД.ММ.ГГГГ.
Однако при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением по вопросу назначения данной пенсии, ему был дан письменный ответ, в котором, по мнению истца, ему необоснованно не зачтен в специальный стаж период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому необоснованно отказано в назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях, как лицу не имеющему требуемого стажа педагогической деятельности.
Считает данный отказ необоснованным, так как период прохождения военной службы должен быть включен в льготный стаж на основании действующего в тот период времени законодательства.
Таким образом, с учетом спорного периода, его трудовой стаж педагогической деятельности на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет.
В связи с этим истец просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области включить ему в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения у него права на досрочную трудовую пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Матюшкин Н.Д. поддержал свои требования по тем же основаниям.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Погарском муниципальном районе Брянской области ФИО4 в судебном заседании, также как и в отзыве на исковое заявление, иск не признал и пояснил, что Матюшкин Н.Д. не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не имеет необходимого специального стажа для назначения пенсии. Педагогический стаж Матюшкина Н.Д., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент его обращения в пенсионный фонд, составляет менее требуемых 25 лет, а именно 22 года 09 месяцев 18 дней. Истцу не может быть засчитан в специальный стаж период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период мог быть засчитан в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, утратившего силу с 01.10.1993 года, только при условии, если не менее 2/3 стажа, что составляет 16 лет 08 месяцев, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на такую пенсию. Вместе с тем, на момент, когда вышеуказанное Постановление утратило свою силу, истцом не было выработано 2/3 такого стажа. В связи с этим, по мнению представителя ответчика, в силу положений п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истца отсутствуют правовые основания для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем просит в иске ему отказать.
Выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела, а именно трудовой книжки и военного билета на имя Матюшкина Н.Д., усматривается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Советской Армии, а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществлял педагогическую деятельность.
На заявление истца в адрес управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Погарскому муниципальному району Брянской области за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность, датированное ДД.ММ.ГГГГ, последнему был дан ответ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему было отказано в назначении такой пенсии по причине отсутствия, на момент обращения, достаточного педагогического стажа (25 лет).
Доводы представителя ответчика относительно того, что условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на тот момент, когда вышеуказанное постановление утратило силу, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.
В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.
Федеральный Закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и, закрепляя условия назначения трудовой пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. Поскольку ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд РФ в Постановлении № 11-П от 03 июня 2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специально указал, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях должны засчитываться в соответствующий стаж: профессиональной деятельности, определенный в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время п.п. 19 п. 1 ст. 27) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы Матюшкина Н.Д. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.
В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пп. «г» п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Каких-либо требований об обязательном наличии у лица, претендующего на досрочное назначение пенсии, педагогической нагрузки, предшествовавшей службе в Вооруженных Силах СССР (подпункт «г» пункта 1 Положения), данный нормативный акт не содержит.
При этом пунктом 4 этого Положения было введено условие включения в педагогический стаж указанной работы, согласно которого время работы, указанной в пунктах 1, 2 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Вместе с тем пунктом 6 данного Положения также установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
Следовательно, наличие 2/3 стажа должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии (наличия предполагаемого права на пенсию), а не на 01 октября 1993 года - момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Как следует из материалов дела, на момент подачи Матюшкиным Н.Д. заявления о досрочном назначении ему пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) данное условие, а именно наличие 16 лет 08 месяцев «чистого» педагогического стажа (25 лет * 2/3) было соблюдено, что не оспаривалось в суде ответчиком.
В связи с этим, указанный период военной службы истца подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иные периоды трудовой деятельности истца ответчиком не оспариваются.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что специальный педагогический трудовой стаж Матюшкина Н.Д. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дает право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с указанной даты.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Матюшкина Н.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также в пользу Матюшкина Н.Д. с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Матюшкина Николая Дмитриевича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области засчитать Матюшкину Николаю Дмитриевичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в пользу Матюшкина Николая Дмитриевича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Е.Н. Вороно