Гражданское дело № 2-260/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 02 ноября 2010 года

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Шамаро В.В.,

при секретаре Жилиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар Брянской области гражданское дело по иску Понаморенко Николая Владимировича к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Понаморенко Н.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, полагая при этом, что ответчик на его обращение 31.08.2010 года по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность, в своем письменном ответе от 01.09.2010 года № 2304 незаконно отказал ему во включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, как педагогическому работнику, период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 02.07.1983 года по 22.04.1985 года, что составляет 01 год 09 месяцев 20 дней, поскольку на 01 октября 1993 года не выработано 2/3 (16 лет 08 месяцев) продолжительности стажа, необходимого для назначения пенсии, в связи с чем, также отказал в досрочном назначении данной пенсии как лицу, не имеющему достаточный педагогический стаж. Вместе с тем, с учётом указанных спорных периодов, его педагогический стаж на 31.08.2010 года составляет более требуемых 25 лет.

В связи с этим просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитав в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, время его прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 02.07.1983 года по 22.04.1985 года. Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости с 31.08.2010 года, то есть с момента его обращения в пенсионный орган за таковой.

В судебном заседании истец поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в лице его представителя по доверенности ФИО4 иск не признал и, также как в письменном возражении на исковое заявление, пояснил, что в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (мужчинам по достижении возраста 60 лет, а женщинам - 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В специальный стаж Понаморенко Н.В. не может быть засчитан период прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 02 июля 1983 года по 22 апреля 1985 года, что составляет 01 год 09 месяцев 20 дней.

В указанный период действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратившие силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953).

Подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: «служба в составе Вооружённых Сил СССР…»

При этом пунктом 4 этого Положения было введено условие согласно еоторого время работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, проходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.

Понаморенко Н.В. по состоянию на 01.10.1993 года не выработано 2/3 (16 лет 08 месяцев) продолжительности стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, специальный стаж Понаморенко Н.В. не составляет 25 лет, что не даёт право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19.п.1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Правовых оснований досрочно назначить пенсию с учётом представленных Понаморенко Н.В. документов у УПФР в Погарском муниципальном районе Брянской области не было. Право на пенсионное обеспечение Управление в отношении Понаморенко Н.В. не нарушало, так как действовало в рамках пенсионного законодательства, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований Понаморенко Н.В. - отказать.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации Погарского района Брянской области по письменной доверенности ФИО5 исковые требования Понаморенко Н.В. поддержала в полном объёме.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно военному билету серии МН № на имя ФИО1 истец с 02 июля 1983 года по 22 апреля 1985 года проходил срочную военную службу в Вооружённых Силах СССР (л.д.9-10).

Из трудовой книжки серии АТ-V № на имя ФИО1 следует, что он ДД.ММ.ГГГГ назначен воспитателем группы продлённого дня в <данные изъяты> восьмилетнюю школу; 01.09.1987 года переведён учителем математики в данной школе; 26.08.2002 года назначен директором <данные изъяты> основной общеобразовательной школы в порядке перевода; 01.09.2003 года переведён преподавателем-организатором ОБЖ в <данные изъяты> общеобразовательную школу. 01.02.2005 года Понаморенко Н.В. была присвоена первая квалификация по должности преподаватель-организатор ОБЖ (л.д. 11-12).

На основании приказа № по Погарскому РОНО от 08.06.1987 года Понаморенко Н.В. студент-заочник 4 курса физмата Брянского пединститута был назначен воспитателем группы продлённого дня в <данные изъяты> восьмилетнюю школу с 09.06.1987 года.

На основании приказа № по Погарскому РОНО от 03.09.1987 года Понаморенко Н.В. воспитатель группы продлённого дня <данные изъяты> восьмилетней школы переведён учителем математики в данной школе с 01.09.1987 года.

На основании приказа № по Погарскому отделу образования от 26.08.2002 года Понаморенко Н.В. учитель <данные изъяты> основной общеобразовательной школы назначен директором данной школы в порядке перевода с 26.08.2002 года.

На основании приказа № по Погарскому отделу образования от 27.08.2003 года Понаморенко Н.В. директор <данные изъяты> основной общеобразовательной школы переведён преподавателем-организатором ОБЖ в Берёзовскую среднюю школу с 01.09.2003 года.

Согласно справки уточняющей периоды работы необходимые для назначения досрочной пенсии выданной Понаморенко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что он работал в <данные изъяты> восьмилетней школе в должности воспитателя группы продлённого дня с 09.06.1987 года по 31.08.1987 года; в <данные изъяты> восьмилетней школе в должности учителя математики с 01.09.1987 года по 25.08.2002 года; в <данные изъяты> основной общеобразовательной школе в должности директора с 26.08.2002 года по 31.08.2003 года; в <данные изъяты> средней общеобразовательной школе в должности преподавателя-организатора ОБЖ с 01.09.2003 года по настоящее время.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 1 пп. 19 ФЗ ст. 27 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам... не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В периоды прохождения истцом службы в Вооружённых Силах СССР (с 02.07.1983 года по 22.04.1985 года) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 положения которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооружённых Сил СССР.

Согласно п. 4 вышеуказанного постановления время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Суд не может согласиться с мнением Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о том, что условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооружённых Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на тот момент, когда вышеуказанное постановление утратило силу.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей
18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают
правовую определенность и связанную с ней предсказуемость
законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых
для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть
уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы Понаморенко Н.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Отсюда следует, что вышеуказанный период службы Понаморенко Н.В. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё на это право, при этом 2/3 стажа работы в соответствующих должностях должно иметь место на день обращения за назначением пенсии.

Таким образом, на момент обращения Понаморенко Н.В. в пенсионный орган за досрочным назначением трудовой пенсии, то есть на 31.08.2010 года, его трудовой стаж, связанный с занятием педагогический деятельностью, с учетом периода прохождения военной службы в рядах Советской Армии с 02 июля 1983 года по 22 апреля 1985 года - 01 год 09 мес. 20 дней, составил более 25 лет (23 года 02 мес. 21 день (установлено УПФ) + 01 год 09 мес. 20 дней = 25 лет 00 мес. 10 дней).

31 августа 2010 года Понаморенко Н.В. обратился в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что период его службы в Вооружённых Силах СССР с 02.07.1983 года по 22.04.1985 года, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости и в настоящее время, то есть независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, а также приведенных правовых норм, на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии, с учетом указанного спорного периода трудовой деятельности, специальный педагогический стаж истца составляет более 25 лет, в связи с чем, истец приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В силу ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 (в ред. от 03.06.2006 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку судом установлено, и это не оспаривается сторонами, что Понаморенко Н.В. обратился за досрочным назначением трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности только 31.08.2010 года, то такая пенсия ему должна быть назначена именно с 31.08.2010 года, то есть со дня обращения за указанной пенсией.

В связи с изложенным, суд находит исковые требования Понаморенко Н.В. обоснованными, а поэтому подлежащими удовлетворению.

Понаморенко Н.В. от взыскания судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области, в порядке ст. 98 ГПК РФ, в суде отказался.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Понаморенко Николая Владимировича - удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, время прохождения военной службы в рядах Советской армии с 02.07.1983 года по 22.04.1985 года.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области назначить и выплачивать Понаморенко Николаю Владимировичу трудовую пенсию по старости с 31.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья Шамаро В.В.