РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Погар 18 ноября 2010 года
Погарский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Булавина И.В.,
при секретаре Ямашкиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисенко Александра Ивановича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Денисенко А.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением педагогической деятельности, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФ РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с тем, что общий педагогический стаж, с учетом службы в армии, составил 25 лет. Ответчиком ему был дан письменный ответ, в котором, по мнению истца, ему необоснованно не зачтен в специальный стаж период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 02 года 00 месяцев 16 дней, а поэтому необоснованно отказано в назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях, как лицу, не имеющему требуемого стажа педагогической деятельности. Считает данный отказ необоснованным, так как период прохождения военной службы должен быть включен в льготный стаж на основании действующего в тот период времени законодательства.
В связи с чем, с учетом спорного периода, его трудовой стаж педагогической деятельности на момент обращения в пенсионный фонд - ДД.ММ.ГГГГ составляет требуемые 25 лет специального стажа.
В связи с этим истец просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области включить ему в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения у него права на досрочную трудовую пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Денисенко А.И. поддержал свои исковые требования по изложенным в них основаниям, уточнив при этом, что он просит обязать ответчика назначить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно с этого времени у него требуемый стаж составляет 25 лет.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Погарском муниципальном районе Брянской области ФИО4 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Денисенко А.И. не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не имеет необходимого специального стажа для назначения пенсии. Педагогический стаж Денисенко А.И., включающий в себя период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мастером производственного обучения Андрейковичской средней школы Погарского района, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент его обращения в пенсионный фонд, составляет менее требуемых 25 лет, а именно 22 года 09 месяцев 20 дней. Если засчитать истцу оспариваемый период в педагогический стаж, то право на пенсию он имеет с ДД.ММ.ГГГГ. Истцу не может быть засчитан в специальный стаж период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период мог быть засчитан в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, только при условии, если не менее 2/3 стажа, что составляет 16 лет 08 месяцев, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на такую пенсию. Вместе с тем, на ДД.ММ.ГГГГ, когда вышеуказанное Постановление утратило свою силу, истцом не было выработано 2/3 такого стажа. В связи с этим, по мнению представителя ответчика, в силу положений п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истца отсутствуют правовые основания для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем просит в иске ему отказать.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно паспорта Денисенко Александр Иванович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудовой книжки и военного билета на имя Денисенко А.И., следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Советской Армии, а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность.
В своем ответе в адрес Денисенко А.И. от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в Погарском районе Брянской области отказало ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у него требуемого специального стажа для назначения пенсии. Педагогический стаж Денисенко А.И., включающий в себя период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время мастером производственного обучения Андрейковичской средней школы Погарского района, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент его обращения в пенсионный фонд, составляет менее требуемых 25 лет, а именно 22 года 09 месяцев 20 дней. Не может быть засчитан в специальный стаж период прохождения истцом военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период мог быть засчитан в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, только при условии, если не менее 2/3 стажа, что составляет 16 лет 08 месяцев, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на такую пенсию. Вместе с тем, на ДД.ММ.ГГГГ, когда вышеуказанное Постановление утратило свою силу, истцом не было выработано 2/3 такого стажа. В связи с этим, в силу положений п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истца отсутствуют правовые основания для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Доводы представителя ответчика относительно того, что условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на тот момент, когда вышеуказанное постановление утратило силу, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.
В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.
Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и, закрепляя условия назначения трудовой пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. Поскольку ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный суд РФ в Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специально указал, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях должны засчитываться в соответствующий стаж: профессиональной деятельности, определенный в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время п.п. 19 п. 1 ст. 27) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы Денисенко А.И. в Советской Армии относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.
В период прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. «г» п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Каких-либо требований об обязательном наличии у лица, претендующего на досрочное назначение пенсии, педагогической нагрузки, предшествовавшей службе в Вооруженных Силах СССР (подпункт «г» пункта 1 Положения), данный нормативный акт не содержит.
При этом пунктом 4 этого Положения было введено условие включения в педагогический стаж указанной работы, согласно которого время работы, указанной в пунктах 1, 2 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Вместе с тем пунктом 6 данного Положения также установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
Следовательно, наличие 2/3 стажа должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии (наличия предполагаемого права на пенсию), а не на ДД.ММ.ГГГГ – момент отмены Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из материалов дела, на момент подачи Денисенко А.И. заявления о досрочном назначении ему пенсии - ДД.ММ.ГГГГ данное условие, а именно наличие 16 лет 08 месяцев «чистого» педагогического стажа (25 лет х 2/3) было соблюдено, что не оспаривалось в суде ответчиком.
В связи с этим, указанный период военной службы истца подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Иные периоды трудовой деятельности истца ответчиком не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, учитывая, что педагогический стаж Денисенко А.И. с учетом периода военной службы составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент обращения его в Управление Пенсионного фонда) 24 года 10 месяцев 06 дней (22 года 09 месяцев 20 дней + 02 года 00 месяцев 16 дней) вместо требуемых 25 лет, истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ - с момента, когда специальный педагогический стаж Денисенко А.И. составил 25 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Денисенко Александра Ивановича удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области засчитать Денисенко Александру Ивановичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же назначить и выплачивать Денисенко А.И. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья И.В. Булавин